«Мягкая сила» России
В том, что против России сегодня ведется агрессивная информационная война, уже, кажется, нет никаких сомнений.
Образ нашей страны намеренно искажается усилиями западных политиков и СМИ. Что может и должна противопоставить таким вызовам Российская Федерация? Как использовать в жестоких информационных боях так называемую мягкую силу и что она вообще собой представляет?
Об этом на одном из прошедших пленарных заседаний Совета Федерации в рамках традиционной рубрики «Время эксперта» размышлял специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
О СМЫСЛЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
В 2016 году влиятельное британское PR-агентство Portlandпоместило Россию по эффективности использования «мягкой силы» в первую тридцатку. Это достаточно серьезный рейтинг для нас, и важно понять, что он учитывает не только влияние культуры. «Мягкая сила» — это еще и образование, и спорт, и дела молодежи, и информационные технологии, и вовлеченность государства в решение глобальных вызовов. Это и сеть дипломатических учреждений за пределами страны, и целый комплекс очень серьезных показателей, по которым измеряется эффективность влияния государства. И наконец, «мягкая сила» — это образ президента. Владимир Путин по рейтингам даже недружественных нам изданий — один из лидеров. Это тоже очень существенно, потому что сегодня наличие лидера, который определяет и решает проблемы, — необходимый и важный показатель влияния государства в мире.
О ТРЕВОЖНЫХ СИГНАЛАХ
За минувшие 25 лет ареал распространения русского языка уменьшился на 70 миллионов человек за счет, прежде всего, стран Восточной Европы. Считалось, что в 1991 году русский был языком общения для 350 миллионов человек, сейчас — для 280 миллионов. И год от года этот ареал сужается по целому ряду причин. Потому одна из очень серьезных проблем — это подготовка учителей для воспитания педагогов в странах СНГ. У нас в отношениях со странами СНГ с точки зрения организации российского влияния дела идут по инерции, с опорой на огромный запас, полученный в наследство от Советского Союза. Но использовать его можно будет еще лет 25-30, не больше: уходит поколение людей, родившихся в СССР.
Одна из существенных тем — привлечение в Россию иностранных студентов. То, какое количество иностранных студентов учится в той или иной стране, — один из существеннейших показателей ее влияния в мире. Традиционно Россия была сферой притяжения молодых людей из стран СНГ. Сегодня цифры в этой сфере не радуют, молодежь отправляется учиться в самые разные государства. Таким образом, мы теряем влияние на страны, которое имели еще 20 лет назад. Современные молодые люди со временем станут элитой, которая будет определять политику стран СНГ через 10-15 лет, и никто из них в Москве не учился. Это очень серьезный вопрос.
О ДЕНЬГАХ
«Мягкая сила»
Это форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жесткой силы», которая подразумевает принуждение. Термин «мягкая сила» (англ. softpower) впервые ввел в оборот профессор гарвардского университета Джозеф Най в своей книге 1990 года BoundtoLead: The changing Nature of American Power. Идея использовать «мягкую силу» для установления власти восходит к древнекитайским философам, таким как Лаоцзы, жившему в VII веке до нашей эры: «В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет». Основами «мягкой силы» являются культурные и политические ценности, институты, которые способны притягивать других, «хотеть того, чего хотите вы»… «Мягкая сила» — это способность государства (союза, коалиции) достичь желаемых результатов в международных делах через убеждение (притяжение), а не подавление (навязывание, принуждение). Источник: сайт «Академик» (www.dic.academic.ru) |
Американцы сегодня на «мягкую силу» тратят ежегодно 25 миллиардов долларов через многочисленные фонды и около двух миллиардов — через государственные структуры. Это самая большая цифра, которая сегодня расходуется на такие нужды. Департамент культуры немецкого МИД тратит на внешнюю культурную политику ежегодно 1670 миллионов евро или напрямую, или через различные институты или фонды. Причем в самом департаменте сегодня существует 11 отделов, которые серьезно занимаются информационным продвижением немецкого языка, немецких ценностей и еще много чего другого.
Что же происходит в России? В 2004 году в результате административной реформы был ликвидирован Департамент культуры Министерства иностранных дел. Его до сих пор нет. И когда сегодня мы говорим о координирующей роли МИД, то выясняется, что ее чисто функционально некому осуществлять. Кроме того, у нас очень много денег тратится на содержание зданий, сооружений, аппарата и очень мало — на программную политику. Например, на программную политику в Белграде выделяется порядка 900 евро в месяц, на всю программную политику в Японии — 20 тысяч в год. То, что у талантливых людей, работающих за рубежом не за страх, а за совесть, что-то получается, — прекрасно. За эти деньги вообще ничего не должно получаться. Но денег действительно мало, и это серьезная проблема, которая требует внимания и законодателей.
О ПАРЛАМЕНТСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
В 2013 году в парламенте Великобритании был создан специальный комитет по изучению влияния Великобритании в мире с помощью «мягкой силы». Этот парламентский комитет дает рекомендации правительству, наблюдает за тем, как расходуются средства. Они занимаются этим совершенно серьезно, и одна из самых эффективных организаций в этой области — Британский совет. Он работает по всему свету и его ежегодный бюджет составляет около одного миллиарда фунтов стерлингов. Такого рода парламентские структуры в высшей степени важны, как и сама межпарламентская деятельность, являющаяся очень важным инструментом «мягкой силы». Может быть, имеет смысл и в Совете Федерации создать некую специальную комиссию, которая бы занималась проблемами «мягкой силы».
Нелишним было бы и создание в Правительстве России комиссии, которая бы занималась координацией международной деятельности в этом сегменте. У нас много межправительственных комиссий, что естественно, но крайне редко, когда в них существуют подразделения, связанные с гуманитарным сотрудничеством. Инструменты, которые мы используем, придумывая всякого рода перекрестные годы, хороши, но это все-таки явление разового характера. Нужна серьезная координирующая межправительственная комиссия, которая бы занималась именно этой проблемой в соединении с такого же рода комитетами или комиссиями законодательной власти.
Сегодня, когда политическая ситуация крайне напряженна, крайне сложна, драматична, сфера гуманитарного сотрудничества дает свои плюсы и преференции.