Все о пенсиях в России

12:26Краснов: В конце 2023 года 69 тысяч россиян не получили пенсию из-за сбоя

00:00Как узнать размер будущей пенсии

вчераЧто потребуется для выхода на пенсию в 2024 году

«Мягкая сила» России

В том, что против России сегодня ведется агрессивная информационная война, уже, кажется, нет никаких сомнений.

Образ нашей страны намеренно искажается усилиями западных политиков и СМИ. Что может и должна противопоставить таким вызовам Российская Федерация? Как использовать в жестоких информационных боях так называемую мягкую силу и что она вообще собой представляет? 

02.11.2016 15:56

Автор: Николай Калинин

«Мягкая сила» России
Михаил Швыдкой убежден, что образ нашей страны намеренно искажается на Западе. Фото_РИА_«НОВОСТИ»

Об этом на одном из прошедших пленарных заседаний Совета Федерации в рамках традиционной рубрики «Время эксперта» размышлял специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

О СМЫСЛЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ»

В 2016 году влиятельное британское PR-агентство Portlandпоместило Россию по эффективности исполь­зования «мягкой силы» в первую тридцатку. Это достаточно серьез­ный рейтинг для нас, и важно по­нять, что он учитывает не только влияние культуры. «Мягкая сила» — это еще и образование, и спорт, и дела молодежи, и информационные технологии, и вовлеченность госу­дарства в решение глобальных вы­зовов. Это и сеть дипломатических учреждений за пределами страны, и целый комплекс очень серьезных показателей, по которым измеряет­ся эффективность влияния государ­ства. И наконец, «мягкая сила» — это образ президента. Владимир Путин по рейтингам даже недружествен­ных нам изданий — один из лидеров. Это тоже очень существенно, пото­му что сегодня наличие лидера, ко­торый определяет и решает пробле­мы, — необходимый и важный пока­затель влияния государства в мире.

О ТРЕВОЖНЫХ СИГНАЛАХ

За минувшие 25 лет ареал распро­странения русского языка умень­шился на 70 миллионов человек за счет, прежде всего, стран Восточной Европы. Считалось, что в 1991 году русский был языком общения для 350 миллионов человек, сейчас — для 280 миллионов. И год от года этот ареал сужается по целому ря­ду причин. Потому одна из очень се­рьезных проблем — это подготовка учителей для воспитания педагогов в странах СНГ. У нас в отношениях со странами СНГ с точки зрения организации российского влияния дела идут по инерции, с опорой на огромный запас, полученный в на­следство от Советского Союза. Но использовать его можно будет еще лет 25-30, не больше: уходит поко­ление людей, родившихся в СССР.

Одна из существенных тем — при­влечение в Россию иностранных студентов. То, какое количество ино­странных студентов учится в той или иной стране, — один из существен­нейших показателей ее влияния в мире. Традиционно Россия была сферой притяжения молодых людей из стран СНГ. Сегодня цифры в этой сфере не радуют, молодежь отправ­ляется учиться в самые разные госу­дарства. Таким образом, мы теряем влияние на страны, которое имели еще 20 лет назад. Современные мо­лодые люди со временем станут элитой, которая будет определять политику стран СНГ через 10-15 лет, и никто из них в Москве не учился. Это очень серьезный вопрос.

О ДЕНЬГАХ

Знак

«Мягкая сила»

 

Это форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жесткой силы», которая подразумевает принуждение. Термин «мягкая сила» (англ. softpower) впервые ввел в оборот профессор гарвардского университета Джозеф Най в своей книге 1990 года BoundtoLead: The changing Nature of American Power. Идея использовать «мягкую силу» для установления власти восходит к древнекитайским философам, таким как Лаоцзы, жившему в VII веке до нашей эры: «В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет». Основами «мягкой силы» являются культурные и политические ценности, институты, которые способны притягивать других, «хотеть того, чего хотите вы»… «Мягкая сила» — это способность государства (союза, коалиции) достичь желаемых результатов в международных делах через убеждение (притяжение), а не подавление (навязывание, принуждение).


Источник: сайт «Академик» (www.dic.academic.ru)

Американцы сегодня на «мягкую силу» тратят ежегодно 25 миллиар­дов долларов через многочисленные фонды и около двух миллиардов — через государственные структуры. Это самая большая цифра, кото­рая сегодня расходуется на такие нужды. Департамент культуры не­мецкого МИД тратит на внешнюю культурную политику ежегодно 1670 миллионов евро или напрямую, или через различные институты или фонды. Причем в самом департа­менте сегодня существует 11 отде­лов, которые серьезно занимаются информационным продвижением немецкого языка, немецких ценно­стей и еще много чего другого.

Что же происходит в России? В 2004 году в результате административной реформы был ликви­дирован Департамент культуры Министерства иностранных дел. Его до сих пор нет. И когда сегод­ня мы говорим о координирующей роли МИД, то выясняется, что ее чисто функционально некому осу­ществлять. Кроме того, у нас очень много денег тратится на содержа­ние зданий, сооружений, аппарата и очень мало — на программную по­литику. Например, на программную политику в Белграде выделяется по­рядка 900 евро в месяц, на всю про­граммную политику в Японии — 20 тысяч в год. То, что у талантливых людей, работающих за рубежом не за страх, а за совесть, что-то полу­чается, — прекрасно. За эти деньги вообще ничего не должно получать­ся. Но денег действительно мало, и это серьезная проблема, которая требует внимания и законодателей.

О ПАРЛАМЕНТСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

В 2013 году в парламенте Великоб­ритании был создан специальный комитет по изучению влияния Ве­ликобритании в мире с помощью «мягкой силы». Этот парламентский комитет дает рекомендации прави­тельству, наблюдает за тем, как рас­ходуются средства. Они занимаются этим совершенно серьезно, и одна из самых эффективных организаций в этой области — Британский совет. Он работает по всему свету и его ежегодный бюджет составляет око­ло одного миллиарда фунтов стер­лингов. Такого рода парламентские структуры в высшей степени важны, как и сама межпарламентская дея­тельность, являющаяся очень важ­ным инструментом «мягкой силы». Может быть, имеет смысл и в Сове­те Федерации создать некую специ­альную комиссию, которая бы зани­малась проблемами «мягкой силы».

Нелишним было бы и создание в Правительстве России комиссии, ко­торая бы занималась координацией международной деятельности в этом сегменте. У нас много межправитель­ственных комиссий, что естественно, но крайне редко, когда в них суще­ствуют подразделения, связанные с гуманитарным сотрудничеством. Ин­струменты, которые мы используем, придумывая всякого рода перекрест­ные годы, хороши, но это все-таки явление разового характера. Нужна серьезная координирующая межпра­вительственная комиссия, которая бы занималась именно этой пробле­мой в соединении с такого же рода комитетами или комиссиями законо­дательной власти.

Сегодня, когда политическая си­туация крайне напряженна, крайне сложна, драматична, сфера гумани­тарного сотрудничества дает свои плюсы и преференции.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 5437