Муниципальная мозаика
Местное самоуправление, определенное как важнейший ресурс развития общества, через десять лет реформирования может стать его тормозом.
Так считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева
В ушедшем году исполнилось 10 лет 131-му Федеральному закону, давшему старт широкомасштабной муниципальной реформе. Юбилей стал поводом для серьезной дискуссии о ситуации в сфере отечественного местного самоуправления. Насколько мы за эти годы приблизились к заявленным целям, и где затянувшаяся реформа пробуксовывает, рассказывает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева.
Вопросов у муниципальной общественности страны накопилось столько, что было решено провести Общероссийский съезд, пригласив на него руководство страны. К съезду был подготовлен обширный документ — «Основы стратегии развития местного самоуправления в Российской Федерации на среднесрочный период», содержащий в себе как анализ текущих трудностей, так и предложения по их преодолению. Съезд прошел в ноябре, а уже в декабре Президент РФ Владимир Путин, впервые уделив этой теме столько внимания в своем Послании Федеральному Собранию, дал прямое поручение заняться решением ключевых проблем местного самоуправления — «неразберихой с полномочиями», слабой финансовой основой, территориальным устройством. Поручения Президента дают надежду на определенные результаты уже в 2014 году. Однако подходы к «модернизации» отечественного местного самоуправления, предлагаемые представителями федеральных и региональных органов власти, экспертами и практиками муниципального управления, сильно различаются.
Мальчик для битья»
131-й закон базировался на принципах, провозглашенных Европейской хартией местного самоуправления. Один из них — упорядочение взаимодействия государственной и местной власти через введение четкого разграничения предметов ведения и полномочий каждого уровня. Однако практически сразу местное самоуправление «избавили» от функции социального обеспечения, которое было передано на уровень субъекта РФ. Сделали это, несмотря на то, что в разные времена и в разных странах, в том числе и у нас, местные власти неплохо справлялись с заботой о сиротах, инвалидах и престарелых. Во многих субъектах РФ они и сегодня берут на себя функции социальной защиты, опеку и попечительство малолетних. Но выполняют их не как собственное, а как переданное государственное полномочие. Социальная защита признана сферой, не имеющей прямого отношения к вопросам местного значения.
Сегодня муниципалитет выполняет мозаичный набор функций, переплетенных с полномочиями государственных органов. И, как следствие, становится «мальчиком для битья»
По мере развития реформы «отпадали» и другие функции. Так, на уровень субъекта были переданы организация учебного процесса и выплата зарплаты педагогам, местной власти оставили лишь обеспечение материально-технической базы. Вслед за образованием на региональный уровень переместилось и здравоохранение. На очереди — дошкольное воспитание. В ближайшем будущем о зарплате воспитателей «позаботятся» региональные власти, а местным останется строительство и содержание зданий детских садов. Местное самоуправление не отвечает за охрану порядка на вверенной ему территории — вопрос о формировании муниципальной полиции безнадежно завис.От вопросов местного ведения, изначально провозглашенных 131-м законом, остался круг обязанностей, ограниченный жилищно-коммунальной и культурно-спортивной сферами.
Зато за десять лет местное самоуправление обросло множеством новых обязанностей, в том числе такими, как участие в профилактике терроризма и экстремизма, ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мер по противодействию коррупции и так далее.
После многочисленных изменений и поправок многие вообще перестали понимать, почему муниципальная власть считается самостоятельной и независимой. Сегодня она выполняет мозаичный набор функций, еще теснее, чем когда-либо, переплетенных с полномочиями государственных органов. И, как следствие, все чаще становится «мальчиком для битья». Вспомним жаркий 2010 год. Многие главы были привлечены к уголовной ответственности за последствия природных пожаров. При этом никто не принял во внимание, что они вместе с населением, без специальной техники и оборудования, боролись со страшной стихией и зачастую так и не дождались помощи от укомплектованных спецоборудованием подразделений МЧС. Похожая ситуация сложилась и после наводнения в Крымске. За трагические последствия мэр города был снят с должности.
Сколько стоят полномочия
Обеспечение необходимыми финансами всех полномочий было еще одним ключевым принципом реформы. Очевидно, что сегодня полномочия, исполняемые органами местного самоуправления, не способны даже приблизительно обеспечить качество жизни граждан. Бюджетная обеспеченность муниципальных образований страны различается в десятки и сотни раз. Все сходятся на том, что публичные обязательства муниципалитетов не соответствуют их финансовым возможностям. Однако насколько именно не соответствуют, никто не может сказать наверняка. Стоимость каждого полномочия не просчитана даже приблизительно.
По мнению председателя Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), депутата Государственной Думы Вячеслава Тимченко, «полномочия и обязательства муниципальных бюджетов в целом по стране составляют 5 триллионов рублей, а консолидированные бюджеты местных органов власти — 3 триллиона. В итоге — 2 триллиона недофинансированных полномочий, обязательств власти перед населением». Счетная палата РФ, ряд экспертов заявляют о том, что доходы муниципалитетов в расчете на душу населения постоянно сокращаются.
Необходимо либо радикально менять условия деятельности местного самоуправления, либо продолжить вертикаль власти на местный уровень, обеспечив соблюдение всех государственных обязательств перед населением. Безусловно, речь не должна идти о тотальном упразднении местного самоуправления»
Велика зависимость местных бюджетов от финансовой помощи государства. Более чем в половине муниципалитетов она составляет свыше 70 процентов доходов. В 60% сельских поселений собственные доходы составляют не более 1 миллиона рублей.Государственная власть видит только один путь обеспечения социальных стандартов — изъять полномочия из ведения местной власти. Очевидно, что этот процесс будет продолжаться. На очереди, по-видимому, полномочия по развитию коммунальной инфраструктуры. Ее износ во многих субъектах достигает 90 процентов. На модернизацию требуются миллиарды рублей. Попытки привлечь в эту сферу частных инвесторов результатов не принесли. Если бизнес еще как-то соглашается рассматривать проекты на уровне областных центров, то малые города и сельская местность их совершенно не интересуют. Учитывая тотальный дефицит местных бюджетов, решение проблемы может лежать в формировании комплексных региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры при обязательном участии федерального бюджета. В ближайшие годы, когда страну захлестнут техногенные катастрофы, порожденные окончательным разрушением коммунального комплекса, такие программы будут приняты.
Вопрос о необходимости укрепления финансовой базы местного самоуправления обсуждается на протяжении многих лет. Казалось бы, в 2012 году лед тронулся. Намечена поэтапная передача на местный уровень дополнительных доходных источников. В ходе первого этапа «финансовой муниципальной реформы», по оценке председателя Комитета ГД по федеративному устройству и местному самоуправлению Виктора Кидяева, бюджеты муниципальных образований получат дополнительно 67 миллиардов рублей. Обсуждаются и дальнейшие меры, такие, как передача налога, взимаемого в связи с упрощенной системой налогообложения, транспортного налога и т. п. Смогут ли эти меры изменить сложившуюся ситуацию?
Вот письмо главы одного из сельских поселений Сибири: «Действительно, когда на правительственном уровне рассматриваются проблемы местного самоуправления в целом по государству, то цифры предполагаемого расширения бюджетов получаются грандиозными, но когда мы смотрим на свой бюджет, то плакать хочется. И плакать оттого, что вы нам будете давать, а мы не в состоянии будем взять. По патентам доход пойдет в районные бюджеты, не в сельские. Единый сельхозналог от нас уйдет в другой район, потому что нашу землю обрабатывает организация, зарегистрированная в соседнем районе. Плата за негативное воздействие на природу пойдет в район, а не к нам.
И доходами от передачи в аренду земельных участков не разживешься — это в городах земля дорогая, а у нас стоит копейки, и нет у нас в селе вновь строящихся объектов, а те, что были, обанкротили и разграбили, распродали и вывезли конструкционные материалы в соответствии с законом о банкротстве.
Доходы от акцизов на бензин будут выплачиваться в расчете на дороги, принятые в собственность поселений, а мы не имеем средств, чтобы оформить их в собственность. Как ни старались, пока у нас оформлена только половина дорог.
О земельном налоге: каждое поселение имеет невостребованные земли. Мы их пытаемся оформить в собственность, но, во-первых, надо проводить межевание, на что требуется примерно 300 тысяч рублей, которых у нас нет, во-вторых, это очень сложная процедура, так как разыскать всех, кто уехал в 90-е годы в другие города и страны, невозможно».
Солидарны с муниципальными руководителями и эксперты: предлагаемые меры — косметические и не дадут местным бюджетам средств, достаточных для выполнения всех обязательств. Они не изменят сложившийся иждивенческий подход и не уменьшат зависимость от помощи из вышестоящих бюджетов.
Серьезнейшей проблемой последних лет было то, что налоговая система не стимулировала муниципалитеты развивать бизнес на территории, так как налоги от предприятий шли мимо их казны. Взаимоотношения местных властей и бизнеса автоматически выводились «в тень». Бизнес продолжал платить, перечисляя средства на организацию праздников, культурно-спортивных мероприятий, ремонт садиков и школ. Платежи шли «в черную», суммы устанавливались произвольно, отчетность отсутствовала. Создавалась питательная среда для коррупции, а предприниматели, устав от нескончаемых поборов, не переставали жаловаться на административные барьеры. Судя по предлагаемым мерам, в ближайшее время в этом отношении ничего не изменится.
Стоит ли сейчас рассчитывать на радикальное изменение сложившихся межбюджетных отношений, способное принести муниципалитетам дополнительные доходы? Скорее всего, чуда не произойдет — вялотекущий экономический кризис и продолжающееся сокращение бюджетных расходов надежд на него не оставляют. Местное самоуправление, определенное реформой как важнейший ресурс развития общества, через десять лет реформирования может стать его тормозом.
Нужна частная позиция
Вывод из анализа ситуации: необходимо либо радикально менять условия деятельности местного самоуправления, либо продолжить вертикаль власти на местный уровень, обеспечив соблюдение всех государственных обязательств перед населением. Безусловно, речь не должна идти о тотальном упразднении местного самоуправления. В стране есть муниципалитеты, не только успешно справляющиеся со своими обязательствами, но и имеющие серьезный потенциал развития. В первую очередь речь идет о крупных городах. Им должно быть предоставлено право на осуществление местного самоуправления — с передачей в их бюджеты части отчислений от всех существующих налогов взамен дотаций и субсидий и возможностью вводить собственные налоги и сборы. Как говорится, местное самоуправление должно быть правом, а не обязанностью. Такая позиция является более честной и по отношению к органам местной власти, и к гражданам, жителям муниципалитетов.
Новых подходов требует вопрос взаимодействия муниципальных районов и поселений. В соответствии с замыслом десятилетней давности муниципальные районы должны были взять на себя функции межмуниципального сотрудничества, стать сервисной структурой для поселений. Так сказать, «поселение для населения, район для поселения». Однако район оказался главным распорядителем бюджетных дотаций и стал ощущать себя начальствующей структурой. Отсутствие средств заставило многих из поселений передать в районы большинство своих полномочий, что заставляет задуматься о целесообразности их существования.
Может ли структура местного самоуправления в России стать одноуровневой? Вопрос, казавшийся невероятным еще недавно, сегодня всерьез обсуждается в экспертных кругах и уже реализуется в отдельных субъектах РФ. Как и то, должен ли быть выработан единый подход для всех регионов страны. На ноябрьском муниципальном съезде многие участники предлагали организацию территориальной структуры местного самоуправления отдать на откуп региональным властям. Это отчасти справедливо. Есть свои немалые отличия в местном самоуправлении в Москве и Санкт-Петербурге, областных центрах и малых городах, густонаселенных муниципалитетах ближайшего Подмосковья и отдаленных районах крайнего Севера. Следовательно, и подход к ним должен быть различным.
С другой стороны, передача территориальной реорганизации субъектам может обернуться вполне предсказуемыми последствиями. Опыт предыдущего реформирования местного самоуправления с регионального уровня показал, что, как правило, все было сделано в соответствии с одной задачей — упрощением управления территорией. Хотя логичнее было бы руководствоваться интересами социально-экономической стратегии региона, в реализацию которой должны быть включены все города и поселения. Регион определяет для себя такую стратегию, ее цели, задачи и инструменты реализации и степень участия каждой территории. Соответственно этому возникают экономические кластеры и вырисовываются их территориальные границы. Конечно, создание кластера не обязательно должно повлечь за собой изменение территориальных границ. Для России это дело ближайшего будущего, и своего опыта у нас пока маловато, но есть заслуживающий изучения зарубежный опыт формирования и управления городскими агломерациями. Взаимодействие муниципалитетов может происходить без их фактического объединения, осуществляться в условиях реализации совместных программ, формирования общего бюджета развития или заключения отдельных договоров. В любом случае, федеральное законодательство должно быть рамочным и предоставить простор для организации различных видов сотрудничества муниципалитетов, а формирование границ в каждом конкретном регионе должно проходить после тщательного социально-экономического анализа задач и возможностей территории с учетом мнения населения.