Менять ли коней на переправе?
На Всероссийском съезде муниципальных образований в Суздале более пятисот делегатов обсуждали ход реформы местного самоуправления
Сопоставимое с нынешним собрание прошло в 2003 году в Москве, в Колонном зале Дома Союзов накануне принятия 131-го Федерального закона, давшего старт муниципальной реформе. Сделано за истекшее время немало, но, как показала работа съезда, вопросов у мэров по- прежнему больше, чем ответов. И главные — как двигаться дальше и верно ли десять лет назад был определен вектор развития?
Так получилось, что нынешний съезд проходил сразу на двух площадках. Пока основная часть делегатов, разделившись по шести секциям по вопросам муниципальной жизни, вырабатывала консолидированную позицию к пленарному заседанию, другая группа встречалась с Президентом страны. Договорившись оставить за скобками несомненные успехи, мэры говорили о наболевшем. Так, участники встречи с Владимиром Путиным обратили внимание на бедственное финансовое положение местного самоуправления.
«К сожалению, нельзя признать, что существующая система способствует развитию экономики муниципалитета. Не секрет, что 50 и более процентов всего налогового «пирога» уходит в федеральный бюджет, где-то 30-35 процентов — в региональный и только 5-15 процентов остается местной казне», — посетовал глава администрации города Обнинска Калужской области Александр Авдеев.
Особенно бедствуют сельские поселения. «На протяжении 20 лет уровень жизни в селах не повышается, а проблемы, наоборот, нарастают. Сначала умирает единственное сельхозпредприятие, находящееся на нашей территории, потом закрываются детский сад, за ним — начальная школа. Дети с первого класса вынуждены ездить в соседние села на обучение, возвращаются домой поздно вечером, не имея возможности полноценно отдохнуть после занятий. Люди стали уезжать из села в поисках работы, так как у нас ее нет, а натуральным хозяйством не проживешь», — заявила глава сельского поселения Чулошное Половинского района Курганской области Ольга Злыднева.
«Ольга Владимировна, хочу подчеркнуть, чтобы было понятно и нашим коллегам в правительстве, и руководителям регионов: речь идет не только о тех функциях, которые на вас возложены и являются вашей прямой обязанностью и ответственностью, а о тех, которые до сих пор фактически числятся за регионом, а вам приходится их исполнять. Их надо забрать или денег дать на их исполнение,— ответил Владимир Путин. — Наша общая задача — найти баланс между объемами полномочий и ресурсами муниципалитетов. Но мне иногда кажется, что работа по поиску этого баланса будет бесконечной, потому что мы всегда занимаемся перераспределением то полномочий, то финансовых ресурсов. До сих пор оптимального решения не найдено, но это естественный процесс».
О том, что следует закрепить четкую ответственность за каждым уровнем власти и установить долгосрочные правила игры, напомнил Президент, речь шла и на прошедшем недавно совещании с главами крупных городов. По его итогам правительство совместно с представителями местного самоуправления должно провести дополнительную инвентаризацию всех типов муниципалитетов и подготовить предложения о внесении необходимых изменений в законодательство.
«И федеральный центр, и регионы, и каждое из более чем 23 тысяч наших муниципальных образований — от крупного городского округа до небольшого сельского поселения — все должны чувствовать, что работают в единой системе. У нас общие цели — развитие России и всех ее территорий. Но самая главная общая цель — благосостояние граждан Российской Федерации. Я уже говорил о том, что вам приходится труднее, чем кому бы то ни было, но эту работу, а может быть, даже и судьбу вы выбрали сами», — напутствовал глава государства участников встречи.
Деньги и кадры
«Муниципалитеты готовы разделить ответственность за будущее страны», — заверил председатель Общероссийского совета муниципальных образований, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук.
О перераспределении сферы ответственности между уровнями власти говорили и в Суздале. В профильной секции, где модератором выступил председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев, даже пришлось вносить дополнительные стулья — так много собралось желающих высказаться.
—Как инженер я знаю, чтобы выпустить продукт, нужны два условия — регламент и достаточное количество материала, — заметила депутат Свердловского Законодательного собрания Галина Артемьева. — В нашем случае это — закон и финансовое обеспечение. Власти без денег не бывает, а их, несмотря на заверения Минфина, у местного самоуправления не достаточно. И, как говорится, сколько ни тверди «халва», слаще не становится.
Полномочия местной власти в 131-м законе прописаны с формулировками «создавать условия», «обеспечить», «организовать» и так далее. Не понятно, имеет ли муниципалитет право закладывать в бюджет деньги на исполнение таких мандатов? Нам говорят: нет, так как эти полномочия организационные и не требуют затрат. Но возьмем любое из них — например, «создавать условия для досуга». На сельские клубы, в содержание которых власть не вкладывает ни копейки, без слез смотреть нельзя. И тут еще нелепое законодательство о защите авторских прав, по которому нищему клубу нужно платить за использование любого произведения.
Местная власть должна «создавать условия» для закрепления медицинских кадров — давать жилье, обеспечивать местами в детсаду, которых и так не хватает. Делать это в обход многолетних очередей. А иначе прокурор на пороге. «Одаривая» муниципалитеты все новыми полномочиями, нужно четко обсчитывать, каких затрат они требуют.
Расплывчатость правовых формулировок ведет к тому, что даже в соседних регионах обязательства местного самоуправления трактуют по-своему, заметил мэр Челябинска Станислав Мошаров. То, что эффективно работает в муниципалитетах одной области, в другой вызывает протест прокуратуры.
Органы муниципальной власти живут в состоянии противостояния с контрольно-надзорными органами. Бесконечные проверки и следующие за ними санкции накладываются одна на другую, пересекаются, отвлекают от основной работы. Муниципалитеты вынуждены постоянно судиться, доказывая свою правоту. Подсчитано, что лишь в одном случае из 16 действительно имеет место правонарушение, и то часто не преднамеренное, а из-за правовой чересполосицы. Случается, что у местной власти и надзорных органов диаметрально противоположные представления об осуществлении того или иного полномочия.
Бывает, обязательства не могут быть выполнены из-за элементарного отсутствия необходимых ресурсов. И если большие города сегодня имеют более-менее достаточные средства, то сельские муниципалитеты констатируют: мы не принимаем бюджет, а ратифицируем нормативы, спущенные нам региональными органами власти. Деньги эти в первую очередь обеспечивают выполнение делегированных с этого уровня государственных полномочий, на собственные обязательства остается неоправданно мало.
Много и справедливо говорится в последнее время о необходимости зарабатывать самим. Предполагается, что для этого нужно привлечь на территорию бизнес. У одних муниципалитетов получается, у других в силу разных причин нет. По словам вице-мэра Астрахани Владислава Виноградова, это сродни тому, как некрасивую деревенскую девушку одеть в белое платье, бусы, посадить на стул и ждать инвестора. Платье пожелтело, а жениха все нет. Рассчитывать приходится на субвенции и субсидии из вышестоящих бюджетов. Но и в этих поселениях люди хотят иметь весь спектр государственных услуг, такой же, как и в бурно развивающихся. И они имеют на это полное право. Как на всех муниципальных собраниях последних десяти лет, выступающие вновь подняли тему минимальных социальных стандартов. В ряде регионов в разное время их пытались ввести, но в отсутствие федерального закона все эти благие намерения прокуратура неизменно опротестовывала. Как и попытки местного самоуправления найти свое место в системе государственного стратегического планирования. Без этого, как подчеркнул президент Союза российских городов мэр Ростова-на-Дону Михаил Чернышев, невозможно реальное развитие муниципалитетов. Многие большие города сейчас разрабатывают собственные стратегии социально-экономического развития и натыкаются на замечания прокуратуры за нецелевое использование средств, потраченных на разработку.
Крупные города, экономический, культурный, интеллектуальный и другой потенциал которых сопоставим с потенциалом отдельных субъектов Федерации, не имеют полномочий по развитию своей экономики. Это прерогатива регионов. В отсутствие правового регулирования, на свой страх и риск, города занимаются продвижением муниципально-частного партнерства, создают агломерации.
Базовый 131-й закон сыграл свою судьбоносную роль в становлении российского местного самоуправления, но жизнь ушла далеко вперед, высказал мнение мэр Новосибирска Владимир Городецкий. Из-за многочисленных корректировок закон стал «разлохмаченным». Сегодня он уже не отвечает всем вызовам времени. Требуется, по мнению части делегатов съезда, новая концепция развития местного самоуправления.
Идея о концепции была высказана полгода назад, тогда же было принято решение провести Всероссийский сбор муниципальных практиков и экспертов. За прошедшее время был собран и обработан объемный материал по новейшей истории и современному состоянию местного самоуправления в России. «Правдивый и полный документ», — оценил его в своем выступлении министр регионального развития РФ Игорь Слюняев. За двадцать лет новой российской государственности местное самоуправление последовательно прошло три этапа — бесправия, муниципального произвола и, наконец, с середины 90-х годов — создания системы. И этот третий этап продолжается. Так нужно ли менять коней на переправе?
—Десять лет показали, что 131-й закон, основанный на конституционных и международно-правовых принципах, работает, — подчеркнул председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. — Нам, разумеется, надо совершенствовать правовое поле. Но делать это последовательно, постепенно, профессионально и ответственно.
Необходима не новая концепция, а государственная программа всесторонней поддержки развития местного самоуправления. Основная цель такой программы — формирование условий для устойчивого социально-экономического роста муниципальных образований, развития местных сообществ и гражданской активности. Муниципальное сообщество горячо поддерживает разработку среднесрочной государственной стратегии, готово в этой работе активно участвовать.
Несомненно, то, каким муниципалитеты видят свое развитие на перспективу, будет учтено. Одно из бесспорных достижений последнего десятилетия — укрепление диалога местного самоуправления с федеральной властью. Появились такие действенные переговорные площадки, как Советы по местному самоуправлению при Президенте РФ и председателях обеих палат Федерального Собрания. И, как пообещал выступивший в Суздале заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак, всероссийские муниципальные съезды при поддержке руководства страны будут теперь проводиться ежегодно.
Главный брат
Дмитрия Козака называют автором муниципальной реформы. Под его руководством по поручению Президента Владимира Путина работала Комиссия по разграничению полномочий между тремя уровнями публичной власти и создавался 131-й федеральный закон. Нетрудно понять, как много было к нему вопросов у делегатов съезда.
И начал он с ответа на вопрос, прозвучавший в одном из выступлений. Мэр Ульяновска Марина Беспалова спрашивала: «Кто мы федеральной власти? Младший брат?»
—«Главный брат! — заверил вице-премьер. — Но старший брат регулирует вашу деятельность». Не стоит дожидаться, когда будут решены все проблемы, посоветовал он. Идей всегда больше, чем денег. Ответы на многие вопросы известны заранее. Нового 131-го закона и кардинального изменения территориальных основ организации местного самоуправления, как и других радикальных перемен, не будет. Люди привыкли к этой власти. Но если назрела необходимость, можно рассмотреть и изменить все, мешающее местной власти эффективно действовать и развиваться.
Муниципалитеты готовы разделить ответственность за будущее страны»Степан Киричук, председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера |
В 2003 году, когда принимался 131-й закон, шли жаркие дискуссии. Результатом стали шесть тысяч поправок к законопроекту. В последние годы муниципальное сообщество редко напоминало о себе. Нужно чаще встречаться.
Что-то можно было уже сделать. Например, забрать у местного самоуправления часть не обеспеченных финансами мандатов. И понятие «шаговой доступности» власти можно пересмотреть, исходя из того, что скорость передвижения за эти годы возросла. Или внимательнее присмотреться к проблеме делегирования полномочий. Большая часть из 16 тысяч созданных в стране сельских поселений передали свои полномочия муниципальным районам. Недопустимо создавать органы власти, которые содержатся на деньги налогоплательщиков, делегировали свои полномочия и ничего не делают. При создании двухуровневой модели местной власти районы изначально и задумывались как проводники государственных услуг.
Но если такая система приводит к тому, что армия чиновников сидит на шее у налогоплательщиков и бездельничает, мы готовы ликвидировать районы, заверил Дмитрий Козак. Готово руководство страны воспринять и другие свежие мысли и креативные предложения. В этом же заверили участников съезда представители федеральных министерств, в той или иной степени курирующие местную жизнь — Минфина, Минсельхоза, Минэкономразвития.
«По головке погладили, а конфетку не дали», — прокомментировал ситуацию один из делегатов, имея в виду, что дополнительного финансирования местному самоуправлению ждать не приходится. Но, возможно, муниципалитеты получили больше, чем конфетку, — ориентиры движения вперед, уверенность, что шли прошедшие десять лет в правильном направлении, большая работа проделана не зря и новой перестройки не будет. Писать законы — одно, а выполнять их совсем другое, поделилась опытом губернатор Владимирской области, а в недалеком прошлом заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова. Всего несколько месяцев назад чистенький и нарядный Суздаль выглядел иначе — уличного освещения нет, мусор не вывозился, дороги разбиты. На вопрос, кто у вас районный депутат, ответить никто не мог. И так во всех малых городах области.
Местное самоуправление должно быть не на бумаге, а на деле, ведь от каждого нерешенного житейского вопроса страдает авторитет власти в целом. Пусть порой трудно, но, как выразился Президент России, эту работу и судьбу представители самой близкой к населению власти выбрали сами.
Юлия Захватова. Суздаль, Владимирская область