Менять или совершенствовать?
Предстоящий юбилей Основного закона страны побуждает задуматься о конституционном патриотизме
Приближается юбилей Основного закона Российской Федерации, который был принят на референдуме 12 декабря 1993 года, а вступил в силу 25 декабря этого же года — со дня официального опубликования в «Российской газете». Подготовка к торжествам в честь этого исторического события, старт чему парламентарии дали в предыдущем декабре, стала для многих россиян временем знакомства с содержанием Конституции России, приобщения к ее ценностям. И периодом острых дискуссий об истоках и методах ее появления, сильных и слабых сторонах, о необходимости совершенствования или принятия новой. ВЦИОМ в декабре 2012 года провел социологические исследования и выяснил: число сторонников изменения Конституции составляет 45 процентов, а число сторонников ее сохранения — 43. Как видим, мнения разделились примерно поровну. Что говорят по этому поводу законодатели и эксперты?
«Время от времени звучат радикальные заявления о необходимости полного пересмотра Основного закона. На мой взгляд, это больше шаги популистского характера», — заявил на «Открытой трибуне» еще в декабре прошлого года Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин. И напомнил: первая статья Конституции РФ провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством, а глава вторая закрепляет права и свободы человека в качестве высшей ценности. «Эта глава действует прямо, непосредственно и не может быть пересмотрена Федеральным Собранием, — уточнил он. — Прошедшие два десятилетия подтвердили действенность и жизнеспособность нашего Основного закона. Очевидно, что еще не все предоставленные возможности раскрыты до конца, в полной мере».
Выступая уже на прошедшей в эти дни Второй научно-практической конференции, посвященной 20-летию российской Конституции, Сергей Нарышкин подчеркнул, что ее юбилей — это не только исторический, но и психологический рубеж. И напомнил о разразившемся в начале 90-х годов общественно-политическом кризисе, который поставил под угрозу территориальную целостность, единство правового и экономического пространства России. Он подчеркнул, что именно на основе ныне действующей Конституции удалось воссоздать общественную стабильность и наладить диалог между различными, часто противоборствующими политическими силами.
«За 20 лет лишь однажды, правда, двумя законами, в Конституцию были внесены поправки — увеличены сроки полномочий Президента и Государственной Думы и введен ежегодный отчет правительства перед депутатами Государственной Думы», — заметил ее спикер. При этом напомнил о предложении Президента объединить Верховный и Высший Арбитражный суды, что потребует изменений в Конституции. «Но в любом случае, бережное отношение к тексту Основного закона будет благом для российской политической системы. Конституция — это вершина всей правовой системы. И тем самым она играет дисциплинирующую роль, придавая устойчивости институтам власти и нашему современному праву в целом», — подытожил Сергей Нарышкин.
Глава Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин предлагает признавать ценности современной Конституции в качестве основы существующего общественного договора. «Он крайне сложен, противоречив, иногда в принципе отрицается, но, тем не менее, он есть. Конституция дает все необходимые механизмы для последовательного, поступательного и самое главное — стабильного развития страны», — отметил депутат. По его словам, за время действия новой Конституции принято 5 тысяч законов, которые сейчас необходимо проанализировать и на основе выводов качественно улучшить дальнейший законотворческий процесс. В этом же ряду находится и один из творцов действующей Конституции — народный депутат РСФСР, депутат Госдумы I и II созывов Сергей Шахрай, по мнению которого Конституция 1993 года, став в свое время «инструментом принуждения к общественному согласию» и сегодня остается гарантом стабильного развития страны. Но, по его словам, Основной закон реализован не более чем на 60 процентов.
А вот ярый критик действующей Конституции — руководитель парламентской фракции КПРФ Геннадий Зюганов считает, что страна получила Конституцию, которая установила «президентское самовластие», «огромный перекос в пользу исполнительной власти», «судебную власть, полностью ушедшую от общественного контроля», «парламент, который не нашел свое место, не имея элементарных контрольных функций». Все это, уверяет он, способствует нарушению провозглашенных конституционных принципов. И предложил рассмотреть ряд законов, которые исправили бы ситуацию. Среди таковых — о Федеральном Собрании, который «ждет своей очереди уже 20 лет»; об Администрации Президента РФ, которая «решает любой вопрос, в том числе назначает все зарплаты, чего не было в истории исполнительной власти ни в одной стране»; об оппозиции, который «коммунисты дважды вносили в Думу, но он так и завис»; о Конституционном Собрании…
В таком же духе воспринимает 20-летие Основного закона страны руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергей Миронов: «Потенциал Конституции, безусловно, не исчерпан, но она не должна оставаться музейным памятником, нужно думать о ее развитии». Переходя от слов к делу, предложил десять направлений «ее развития». Некоторые из них совпадают с законодательными инициативами коммунистов, например, о «правах оппозиционных фракций в Государственной Думе», что должно быть «напрямую указано в Конституции». Эсеры не приемлют пренебрежение конституционной нормы, которая статьей 7 определяет Россию как социальное государство. «Конкретный пример: недавно вступили в силу «Правила предоставления платных медицинских услуг». По сути, это прямое нарушение Конституции, но документ составлен так, что, с одной стороны, заставляет людей платить, а с другой — позволяет избежать обвинений в нарушении Конституции. Наши бюрократы хорошо научились находить такие обходные пути», — возмутился Сергей Миронов.
Не все устраивает в действующей Конституции и депутатов фракции ЛДПР. «Мы все прекрасно помним, как она принималась, не случайно все бюллетени после этого были сразу уничтожены» — напомнил заместитель главы Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Сергей Иванов. «Мы не понимаем определение «многонациональный народ». Многонациональным бывает население, а народы — русский, украинский, татарский, башкирский… Некоторые субъекты Российской Федерации именно это и записали в своей конституции. И по ней один и тот же гражданин может быть в этом субъекте Федерации предпочтительнее, чем в другом. Нам говорят: мы ушли от этого. Не ушли, у нас сохранилось государство в государстве. Именно поэтому надо менять Конституцию обязательно», — обозначил он позицию своих сопартийцев.
Яркий политик того бурного времени — народный депутат РСФСР, ныне глава НКО «Фонд конституционных реформ» Олег Румянцев, ответственный секретарь Конституционной комиссии Съезда народных депутатов, подготовившей проект Конституции, откровенно высказался о наболевшем: «Спор о полномочиях, закончившийся печально в октябре 1993 года, до сих пор пока еще не разрешен. Не преодолены его последствия. И поправка в Конституцию в виде главы «Парламентский контроль», а не только принятие закона могла бы определенным образом разрешить этот спор и быть сигналом к национальному примирению». Впрочем, как все ответственные, патриотически настроенные граждане не стал заострять на этом внимание участников конференции и призвал всех россиян к конституционному патриотизму. «Именно его идеи, — уверен он, — могут объединить Россию, обеспечить национальное согласие и единство нации Российского государства».