Культура не укладывается в рамки одного министерства
Об итогах прошедшего заседания президиума Совета законодателей и вопросах развития культуры в регионах
Председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская
РФС: В повестке дня прошедшего заседания президиума Совета законодателей было несколько важных вопросов. Какой из них оказался, на ваш взгляд, основным?
Оксана Козловская: Я полагаю, что таких вопросов было два. Первый, безусловно, о культурной политике в России и ее правовом обеспечении и, с моей точки зрения, разговор на эту тему состоялся весьма обстоятельный. Второй — повышение качества законодательных процессов как на региональном, так и на федеральном уровне и возможность их гармонизации. Если говорить о культуре, то в ходе дискуссии очень правильно были расставлены акценты. Сегодня нельзя рассматривать культуру только в рамках тех полномочий, которые осуществляет профильное министерство. Существенно дополнило тему выступление одного из участников заседания по поводу того, что культура — комплексное направление, которое должно включать и образование, и науку, и здоровье, и социальную адаптацию человека, его умение правильно оценивать происходящие события. Еще раз подтвердилась необходимость подготовки программного документа — Концепции государственной культурной политики в стране.
Наверняка многие обратили внимание, насколько бурно в президиуме Совета законодателей проходило обсуждение необходимости разработки федерального закона о культуре. Кто-то считает, что сегодня мы к этому не готовы, начинать нужно с определения приоритетов, расчета необходимых ресурсов, принятия общей Концепции действий. Есть и другое мнение — не ждать разработки Концепции, надо начинать работу над законом. У приверженцев этих позиций свои вполне логичные аргументы. Но очень верно, на мой взгляд, заметили председатели обеих палат Федерального собрания, что два процесса должны идти параллельно. Время нас поджимает. Если мы на деле, а не на словах рассуждаем о построении конкурентоспособной экономики, реально претендуем на вхождение в число лидирующих экономик мира, то все, что касается культуры, является одним из ключевых факторов формирования конкурентоспособности человека.
Не могу не поддержать еще одного коллегу: нужно не только говорить о формировании позиции в области культуры и подготовке закона, а следует вернуться к действующим, принятым документам, направленным на формирование человеческого капитала. Прежде всего, к закону об образовании. Мы должны понять, как наши дети познают и приобретают знания, как усваивают и принимают культурные ценности. На мой взгляд, это очень важно.
Козловская Оксана Витальевна, Председатель Законодательной Думы Томской области. Избиралась депутатом по областному списку ТРО ВПП «Единая Россия». До декабря 2011 года занимала пост первого заместителя губернатора Томской области. Родилась в Томске, окончила местный политехнический институт, работала на заводе, председателем райисполкома в г. Томске. В сентябре 1998 года была назначена на должность заместителя главы Администрации — начальника Департамента по работе с территориями Администрации Томской области. Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента НИ «Томский политехнический университет». Имеет государственные награды, является лауреатом Национальной премии общественного признания достижений женщин России «Олимпия» в номинации «Исполнительная власть новой России». |
РФС: То, о чем вы говорите, важно, безусловно, для страны в целом. Но вот объявили Год культуры, и что происходит в этой связи в регионах?
Оксана Козловская: В Томской области есть сложившаяся на протяжении последних семнадцати лет традиция. Каждое пленарное заседание областной Думы начинается со вступительного слова председателя. В этом году оно было посвящено Указу Президента о проведении Года культуры. Мы попытались оценить, что у нас происходит, какие мы создаем условия для развития культуры.
В области есть около 600 учреждений культуры. На их содержание выделяется 2,3 процента средств областного бюджета, в абсолютных цифрах — почти миллиард двести миллионов рублей. Для сравнения: в бюджете, например, Калужской области — это более 10 процентов, в бюджете России аналогичные расходы составляют 0,7 процента. Как видно, цифры очень разнятся. Но посмотрим, на что уходят деньги. У нас 80 процентов средств направлено на содержание зданий и заработную плату. Кстати, за последние годы нами был сделан существенный рывок по повышению привлекательности профессии работника культуры. Средняя зарплата в этой сфере возросла на 36 процентов, на 2014 год заложен рост еще на 20. Поставлена задача до конца года довести зарплату до 21 тысячи рублей.
Но привлекательность профессии определяется не только уровнем зарплаты. Чтобы молодой специалист поехал на село, надо обеспечить жильем. Простой пример — в рамках действующей федеральной программы «Земский доктор» нам удалось привлечь более 100 врачей. Но в своем регионе, мы считаем, не менее значима сегодня проблема по привлечению на село молодого учителя. А если мы согласимся с тем, что культура и образование — это взаимосвязанные отрасли, то надо обеспечить жильем и учителей, и работников культуры.
Другой вопрос — есть ли смысл, создавать в каждом населенном пункте клуб или библиотеку? Интересный выход из положения предложило еще в прошлом году федеральное Министерство культуры. Был объявлен конкурс о выделении грантов субъектам Федерации на создание многофункциональных центров в малых городах и поселках. Суть проекта понятна — в рамках одного учреждения совместить функции учреждения культуры, образовательного центра и пространства для досуга и развития творческого потенциала, представить гражданам все виды услуг. Такие центры создадут условия для развития творческих коллективов, клубов по интересам, электронных библиотек и интернет-кафе. Таким образом, формируется среда для организации свободного времени человека. Доступ в Интернет даст возможность жителям сел и малых городов посещать любые выставки. Благодаря онлайн-взаимодействию у них появится возможность прикоснуться и к мировым культурным ценностям. Всего десять малых городов России стали победителями конкурса. Один из них выиграл наш город Асино, там и будет создаваться такой центр культурного развития. А после того, как технология его деятельности будет отработана, мы планируем использовать ее в других населенных пунктах.
РФС: И все-таки нельзя не заметить, что у нас в стране много «кампанейщины». Вот закончится Год культуры, и тема эта отойдет на второй план. Какие основы надо заложить сейчас, чтобы и дальше это направление развивалось полноценно?
Оксана Козловская: Мы сами превращаем любое хорошее начинание в «кампанейщину». Все зависит от территории, от людей, которые там живут и работают. От их отношения к делу. Если есть понимание того, что это направление не просто востребовано, но оно во многом определяет приоритеты человеческого развития, то почему процесс должен закончиться в 2014 году?
Проведение Года культуры — это в первую очередь, в нашем понимании, возможность и необходимость привлечь внимание общественности к этой теме. Мне очень импонирует в этом смысле позиция Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Когда она проводила одно из заседаний оргкомитета, то говорила о том, что основной акцент в этом году надо сделать на расширении возможностей для людей, проживающих в малых городах и на селе. Фактически речь идет о возрождении сельской интеллигенции. Человеку ведь не запретишь переезд в большой город, где есть все условия для удовлетворения его культурных и духовных потребностей. Чтобы остановить этот процесс, можно, конечно, завалить поселения деньгами. Это было бы здорово, но в нужном количестве таких средств нет. Но существуют современные информационные технологии, которые позволяют создать необходимые для возрождения сельской интеллигенции условия, чтобы она не чувствовала своей оторванности от общего культурного процесса.
В одном населенном пункте Томской области есть директор школы, который создал на собственные средства и своими руками мощнейший информационный компьютерный центр. Его квартира и он сам стали центром притяжения для всего поселения. Все, что он находит интересного в Интернете — выставки, новые художественные произведения, книги, театральные постановки, — передается педагогом людям. По сути, он создал сельский клуб, не потратив на него ни копейки бюджетных денег.
Год культуры нужен для того, чтобы мы сами для себя оценили приоритеты, осознали, какими ресурсами и возможностями обладаем, и поддержали то, что не требует больших затрат, но дает максимальную отдачу»
РФС: Это действительно подвижник своего рода. Жаль только, что последователей у таких людей немного.Оксана Козловская: Не так уж их и мало. Законодательная Дума Томской области, за счет своей сметы, кстати, не такой уж и большой, выделит пять грантов за подвижничество в культуре. Для людей, которые создают творческие коллективы на бесплатной основе. И часть из них получили всероссийское признание. Есть у нас, например, интересная дэнс-группа «ЮДИ». Она стала победителем всероссийского конкурса самодеятельного творчества «Минута славы». Это — танцевальный коллектив, в его составе дети с противопоказаниями по здоровью из детских домов и интернатов. Разве труд организаторов ансамбля и людей, которые, превозмогая себя, становятся танцорами, не заслуживает особого уважения? Другой коллектив — театр-студия «Индиго», где актеры — дети с ограничениями по слуху, тоже победитель всероссийского фестиваля особых театров. И таких примеров много. Понятно, что через какое-то время, когда такие коллективы становятся востребованы, их берет под опеку бюджет. Но пока добро и культуру несут людям на абсолютно безденежной основе — таких инициаторов следует поощрять и поддерживать. Тогда у них и последователи появятся.
На то и объявлен Год культуры, чтобы мы нашли этих людей, предъявили обществу и показали, что они уважаемы и востребованы. Я думаю, Год культуры нужен для того, чтобы мы сами для себя оценили приоритеты, осознали, какими ресурсами и возможностями обладаем, и поддержали то, что не требует больших затрат, но дает максимальную отдачу.
Это важно еще и для разработки региональных стратегий по развитию культуры. Мы, конечно, ждем федеральных документов, но нам сегодня нужно осмыслить то, что уже происходит, и готовить собственное видение решения задачи, ведь у каждого региона свои особенности. Многоликость России — это ее сложности, но и ее преимущество.
РФС: В начале нашей беседы вы отметили, что основных вопросов на заседании было два — культурная политика и совершенствование организации законотворческого процесса. Какие проблемы в этой области вы считаете наиболее серьезными?
Оксана Козловская: Проблем очень много, и количество их не уменьшается, а увеличивается. Поэтому мы и задумались над тем, как перейти на более системную, плановую организацию законотворческого процесса. Возьмем острейшую сегодня ситуацию — концентрацию полномочий на региональном уровне. С одной стороны, это передаваемые субъекту Федерации федеральные полномочия. Вместе с тем, более 80 процентов федеральных законов имеют прямое действие на всей территории страны, что означает — обязательства субъектов Федерации растут, а маневра для принятия решений нет. С другой стороны, передаются и полномочия муниципального уровня субъектам Федерации, причем самые дорогие (по образованию, здравоохранению, а теперь и в сфере ЖКХ).
Может быть, вообще следует подумать над формированием перечня законов, которые образовывали бы каждую из сфер законодательства в регионах. Возможности и ресурсы у всех территорий разные, но в России — единое правовое пространство, и для этого эффективнее изучить лучшие региональные законотворческие практики, а не изобретать «велосипед».
Еще одно важнейшее направление — реализация Стратегии социально-экономического развития. Казалось бы, именно она и должна являться в регионах основой для составления планов законотворческой деятельности. Однако в перечне стратегических документов для субъектов Федерации плана законотворчества нет, хотя именно он является базой для правового обеспечения развития территорий. Это следует учесть в проекте закона «О стратегическом планировании в РФ», который сейчас находится в Государственной Думе РФ.
И, наконец, повышение качества законов. Сегодня мы уже можем говорить, что экспертиза законов комиссиями Совета законодателей полезна. Однако проведение социологических исследований, аналитика, экспертная оценка с участием научного и бизнес-сообщества требуют соответствующего кадрового и финансового обеспечения. Да, мы в Томской области традиционно сотрудничаем с хорошими учеными-правоведами. Есть и другие признанные школы регионального законодательства — в Екатеринбурге, Иркутске, Воронеже, Санкт-Петербурге, Москве. Наверное, имеет смысл провести инвентаризацию накопленного опыта и ресурсов, создать ассоциацию правоведов, которые могли бы стать консультантами для представительных органов власти всех субъектов Федерации, и помочь нам в разработке, в том числе и модельных законов для регионов.
Имеет смысл создать ассоциацию правоведов, которые могли бы стать консультантами для представительных органов власти всех субъектов Федерации, и помочь нам в разработке, в том числе и модельных законов для регионов»
РФС: Может быть, на вопросы о качестве отечественного законодательства ответит готовящийся сейчас на федеральном уровне отчет о его состоянии на 2014 год? Об этом документе пока мало говорят, и его содержание неизвестно. Но чего ждут от этого документа региональные руководители, которым предстоит создать аналогичные отчеты в субъектах Федерации?Оксана Козловская: Такой отчет мы ждем, и он нам, безусловно, нужен. Но какой это будет отчет? Если мы увидим сухую статистику, то вряд ли это будет представлять интерес для кого-то, кроме экспертов. А нам бы хотелось иметь емкие, короткие выводы и рекомендации по каждой отрасли права. Вот что сегодня необходимо, что стало бы неоспоримым подспорьем в нашей работе. Может быть, в этой связи есть смысл создать единую методику, по которой будет оцениваться законодательство на любом уровне. И последнее. Уж коли нам самим предстоит делать такие же отчеты по региональному законодательству, наверное, правильней было, чтобы по итогам этой работы были определены лучшие региональные практики, которые можно впоследствии использовать в других субъектах Федерации.
РФС: Полгода назад довелось слышать на одном из предыдущих заседаниях президиума Совета законодателей, как вы с большой тревогой говорили о непросто складывающихся межбюджетных отношениях Федерального центра и регионов, а о том, что в результате объем расходов областного бюджета, направленный на развитие региона, сильно сокращается. Даже цифры приводили с 15 до 5 процентов. Вас услышали, что-то изменилось?
Оксана Козловская: Дискуссия продолжается уже не первый год. Я и на нынешнем заседании президиума говорила, что следует обратить внимание на тенденцию, когда у регионов существенно растет объем дорогих полномочий, причем передаются они и с федерального уровня, и с муниципального, зачастую вообще без финансирования, либо с финансированием частичным.
Убеждена, что Президент России эту проблему знает. В своем Послании Федеральному Собранию он говорил о ней, отметив необходимость выработки более внятной финансовой позиции по отношению к муниципальным образованиям, к тем полномочиям, которые на них возложены, и тому финансированию, которым эти полномочия подкреплены. А речь ведь идет о важнейших для россиян вещах — дорогах, качестве воды, обеспечении детскими дошкольными учреждениями, решении проблем ЖКХ… Тема, обозначенная главой государства, стала в последнее время предметом обсуждения на целой серии совещаний.
РФС: С первых дней существования Парламента новой России, двадцатилетие которого мы недавно отмечали, не раз приходилось слышать, что главное в законодательном процессе — учет голоса регионов, их законодательные инициативы должны иметь приоритетное значение. Однако на деле все происходило с точностью до наоборот. Как вы сегодня оцениваете этот процесс?
Оксана Козловская: Проблема существует. Хотя не могу не отметить: за последние два года ситуация изменилась, и вопрос не стоит так остро. Создание Совета законодателей нас всех сблизило. По себе знаю — есть темы, по которым имеешь одну позицию, а поговоришь с коллегами, услышишь их аргументацию и понимаешь, что не прав. Есть проблемы, которые не характерны для Томской области, но очень актуальны для Астраханской или Волгоградской. И это важно понимать.
Кроме того, у нас в Совете законодателей созданы комиссии, в которых законодательные инициативы региональных парламентов проходят обсуждение. Я сама возглавляю одну из них — по ЖКХ и жилищной политике. За последние три месяца мы рассмотрели три инициативы. Предварительно они прошли экспертизу профильных комитетов обеих палат Федерального Собрания и наших коллег — председателей региональных законодательных собраний. И по всем трем инициативам мы дали отрицательные отзывы. Почему? Да потому, что все они сводились к увеличению финансирования из федерального бюджета. Может быть, тут и есть какая-то логика с точки зрения регионов. Но, с другой стороны, логика заключений, которые представили профильные комитеты палат Федерального Собрания, показывает, что мы не всегда знаем вопрос в полном объеме и часто замыкаемся исключительно на своем видении ситуации в конкретном регионе.
Это очень хорошая форма работы для председателей заксобраний, полезная для понимания происходящего.
Но есть и поддержанные инициативы. Когда обсуждался федеральный закон об образовании, две наши поправки к проекту были учтены. Как потом оказалось, с такой же инициативой выступило еще десять территорий. Это говорит о том, что нас все-таки слышат. Может быть, процесс продвижения региональных законодательных инициатив не так быстр, как хотелось бы. Но есть и желание, и конкретные шаги к тому, чтобы этот процесс был более конструктивен. Мне это кажется очевидным.