Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Кто заплатит за воспитание Гражданина?

Центр социально-консервативной политики провел «круглый стол» об укреплении духовно-нравственной составляющей общего образования

31.10.2013 15:56

Кто заплатит за воспитание Гражданина?
Юрий Шувалов, заместитель Руководителя Аппарата Государственной Думы, ведет заседание «круглого стола»
Создание и настройка такого важного инструмента жизни российского общества, как его духовно-нравственная составляющая, сегодня, возможно, одна из главных задач, стоящих перед государством и его гражданами. Понятно, что она не может быть решена в одночасье, и для этого требуются годы кропотливой работы непосредственно с людьми в течение долгого и трудного воспита­тельного процесса. Понятно и то, что начинать эту деятельность надо чуть ли не с детского сада, по крайней ме­ре, со школы, где юные россияне, по­мимо общего образования, получают и первые уроки гражданственности и патриотизма. Казалось бы, что может быть важнее и нужнее этого? Но, как выясняется, не всегда этот процесс идет гладко.
 
На днях в Центре социально-кон­сервативной политики (ЦСКП) со­стоялся «круглый стол» «О законода­тельном обеспечении и укреплении духовно-нравственной составляющей общего образования». Речь на нем шла лишь об одном аспекте продолжаю­щейся в стране реформы образования — проблемах, которые испытывают так называемые православные школы. Тема очень тонкая, если не сказать де­ликатная, но от этого не менее глубо­кая и серьезная.
 
О проблемах этих школ и сути дис­куссии чуть позже. А пока, для общего понимания — что такое вообще право­славная школа. Не стоит думать, что это учебное заведение готовит буду­щих священнослужителей. Ничего по­добного. Это обычная общеобразова­тельная школа, как правило, полного дня. По окончанию школы, выпускни­ки получают аттестат о полном сред­нем образовании государственного образца. А вот чем эти школы отлича­ются от прочих, так это повышенным вниманием к внутреннему духовному миру своих учеников, воспитанием их в духе православия, формированием у детей активной жизненной позиции,  патриотизма, подготовкой выпускни­ков к ответственному социальному служению при выходе их в большой и сложный взрослый мир.
 
Первой такой школой в постсовет­ской России стала Православная клас­сическая гимназия «Радонеж», осно­ванная в 1990 году по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Гимназия весьма успешно действует и поныне, ее дирек­тор Михаил Тишков принимал актив­ное участие в дискуссии на «круглом столе» в ЦСКП. И на примере этой шко­лы четко видно, в какой среде живет и учится юный россиянин, если ему до­ведется туда попасть, даже не будучи школьником — в гимназии действует дошкольное отделение для детей 4—6 лет. Учащиеся изучают несколько ино­странных языков, даже латинский, который, по мнению педагогического коллектива, закладывает основу для изучения других европейских языков. Есть курс мировой художественной культуры. Во время школьных кани­кул организуются паломнические по­ездки в различные города и монасты­ри России и мира, а летом действует молитвенно-трудовой лагерь при мо­настыре Свято-Введенская Оптина пустынь. Работают церковный хор, сольфеджио, студии изобразительно­го искусства, дизайна, компьютерной графики, хореографии, кинокласс. В старших классах, с целью расширения индивидуального подхода к способно­стям учащихся, в гимназии вводится профильное обучение — историческое, филологическое, математическое.
 
Примерно по такому же принци­пу работают и другие православные школы. При этом список предметов и программ, отличающих православ­ные школы от государственных или муниципальных, можно было бы и продолжить, но уже и без того ясно: в них создается среда, в которой дела­ется попытка сформировать личность человека и гражданина, оторвать ре­бенка от негативного влияния улицы и информационного воздействия внеш­него мира, адекватно оценить который он еще не всегда способен.
 
Задача, безусловно, благородная. И ее разрешение вполне соответству­ет заявлению на Валдайском форуме Президента Владимира Путина о том, что именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди будут главной силой России этого и последующих веков. Но есть один не­маловажный нюанс — все эти школы, по сути дела, частные, за обучение сво­их детей в такой школе родители пла­тят деньги, и немалые. В той же право­славной гимназии «Радонеж» это обхо­дится в 10 000 рублей в месяц. Вряд ли ошибемся, если отметим в этой связи — родителей, которые хотели, чтобы их дети получали в школе православное воспитание и качественное гумани­тарное образование, найдется немало. Но мало кто из них может себе это по­зволить. Отсюда, из финансовой сфе­ры, и появляется основная, теперь уже образовательная проблема, о которой как раз и шла речь в ходе заседания «круглого стола».
 
По словам участников разговора, суть дела сводится к следующему. Вступивший недавно в силу новый закон об образовании изменил дей­ствовавшую прежде норму по финан­сированию органами государственной власти всех уровней и местного само­управления негосударственных обра­зовательных организаций. Прежде та­кое финансирование разрешалось, но обязательным не было. Новый закон сделал это вроде бы обязательным, но лишь частично.
 
В дискуссии отмечалось, что бюд­жетные обязательства по финанси­рованию каждого учащегося право­славной школы установлены чуть ли не в два раза меньшими, чем для уча­щегося школы государственной или муниципальной. Такая картина скла­дывается из-за того, что затраты на каждого учащегося включают в себя финансирование государственного об­разовательного стандарта и обеспече­ние содержания зданий и сооружений, имеющих отношение к школам, на прилегающих к ним территориях. Из этого набора на учащегося православ­ной школы распространяется лишь компенсация затрат в части обще­образовательного стандарта. Кроме того, последние изменения законо­дательства в сфере образования не обеспечивают православным школам равного с другими доступа к учебным зданиям, компьютеризации и ком­плектации учебным оборудованием и техническими средствами обучения, финансируемыми из бюджета.
 
Весь этот комплекс сугубо финан­совых и организационных вопросов, далеких, вроде бы, от проблем образо­вания, но, тем не менее, так сильно на него влияющих, дал повод директорам православных школ говорить о явной дискриминации в отношении своих учеников. Один из них даже назвал сложившееся положение дел и необ­ходимость для родителей, желающих, чтобы их дети обучались в православ­ных школах, платить немалые за это деньги налогом на веру.
 
Безусловно, все это эмоции, но пе­дагогов понять можно. С одной сто­роны, они слышат, как государство устами Президента Владимира Путина говорит, что движение России вперед невозможно без духовного, культурно­го, национального самоопределения и что вопрос обретения и укрепления национальной идентичности носит для нашей страны фундаментальный характер. И, с другой стороны, они видят, что все их усилия по созданию и укреплению в стране общего право­славного образования тормозятся на законодательном уровне. А ведь, по их мнению, высказанному Михаилом Тишковым, в наше время, когда на общество наваливается чудовищная волна нигилизма, только православное образование способно решать задачи по воспитанию физически и духовно здоровой личности, гражданственно­сти и патриотизма у подрастающего поколения и ощущения национальной идентичности, о которой говорил гла­ва государства.
 
Характерно, что все проблемы, о которых говорили участники «круглого стола», уже не раз обсуждались на различных площадках», в том числе и в ходе обсуждения закона об образовании. Но поступавшие предложения или не нашли своего отражения в законе, или нашли частично. Участники считают, что следует вернуться к дискуссии. По сути дела, вопрос стоит весьма жестко: пора определиться, наконец, с тем, кто должен заплатить за воспитание Гражданина и Патриота России.   
 
  
Николай Калинин
Фото Юрий Паршинцев

 

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3418