Создание и настройка такого важного инструмента жизни российского общества, как его духовно-нравственная составляющая, сегодня, возможно, одна из главных задач, стоящих перед государством и его гражданами. Понятно, что она не может быть решена в одночасье, и для этого требуются годы кропотливой работы непосредственно с людьми в течение долгого и трудного воспитательного процесса. Понятно и то, что начинать эту деятельность надо чуть ли не с детского сада, по крайней мере, со школы, где юные россияне, помимо общего образования, получают и первые уроки гражданственности и патриотизма. Казалось бы, что может быть важнее и нужнее этого? Но, как выясняется, не всегда этот процесс идет гладко.
На днях в Центре социально-консервативной политики (ЦСКП) состоялся «круглый стол» «О законодательном обеспечении и укреплении духовно-нравственной составляющей общего образования». Речь на нем шла лишь об одном аспекте продолжающейся в стране реформы образования — проблемах, которые испытывают так называемые православные школы. Тема очень тонкая, если не сказать деликатная, но от этого не менее глубокая и серьезная.
О проблемах этих школ и сути дискуссии чуть позже. А пока, для общего понимания — что такое вообще православная школа. Не стоит думать, что это учебное заведение готовит будущих священнослужителей. Ничего подобного. Это обычная общеобразовательная школа, как правило, полного дня. По окончанию школы, выпускники получают аттестат о полном среднем образовании государственного образца. А вот чем эти школы отличаются от прочих, так это повышенным вниманием к внутреннему духовному миру своих учеников, воспитанием их в духе православия, формированием у детей активной жизненной позиции, патриотизма, подготовкой выпускников к ответственному социальному служению при выходе их в большой и сложный взрослый мир.
Первой такой школой в постсоветской России стала Православная классическая гимназия «Радонеж», основанная в 1990 году по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Гимназия весьма успешно действует и поныне, ее директор Михаил Тишков принимал активное участие в дискуссии на «круглом столе» в ЦСКП. И на примере этой школы четко видно, в какой среде живет и учится юный россиянин, если ему доведется туда попасть, даже не будучи школьником — в гимназии действует дошкольное отделение для детей 4—6 лет. Учащиеся изучают несколько иностранных языков, даже латинский, который, по мнению педагогического коллектива, закладывает основу для изучения других европейских языков. Есть курс мировой художественной культуры. Во время школьных каникул организуются паломнические поездки в различные города и монастыри России и мира, а летом действует молитвенно-трудовой лагерь при монастыре Свято-Введенская Оптина пустынь. Работают церковный хор, сольфеджио, студии изобразительного искусства, дизайна, компьютерной графики, хореографии, кинокласс. В старших классах, с целью расширения индивидуального подхода к способностям учащихся, в гимназии вводится профильное обучение — историческое, филологическое, математическое.
Примерно по такому же принципу работают и другие православные школы. При этом список предметов и программ, отличающих православные школы от государственных или муниципальных, можно было бы и продолжить, но уже и без того ясно: в них создается среда, в которой делается попытка сформировать личность человека и гражданина, оторвать ребенка от негативного влияния улицы и информационного воздействия внешнего мира, адекватно оценить который он еще не всегда способен.
Задача, безусловно, благородная. И ее разрешение вполне соответствует заявлению на Валдайском форуме Президента Владимира Путина о том, что именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди будут главной силой России этого и последующих веков. Но есть один немаловажный нюанс — все эти школы, по сути дела, частные, за обучение своих детей в такой школе родители платят деньги, и немалые. В той же православной гимназии «Радонеж» это обходится в 10 000 рублей в месяц. Вряд ли ошибемся, если отметим в этой связи — родителей, которые хотели, чтобы их дети получали в школе православное воспитание и качественное гуманитарное образование, найдется немало. Но мало кто из них может себе это позволить. Отсюда, из финансовой сферы, и появляется основная, теперь уже образовательная проблема, о которой как раз и шла речь в ходе заседания «круглого стола».
По словам участников разговора, суть дела сводится к следующему. Вступивший недавно в силу новый закон об образовании изменил действовавшую прежде норму по финансированию органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления негосударственных образовательных организаций. Прежде такое финансирование разрешалось, но обязательным не было. Новый закон сделал это вроде бы обязательным, но лишь частично.
В дискуссии отмечалось, что бюджетные обязательства по финансированию каждого учащегося православной школы установлены чуть ли не в два раза меньшими, чем для учащегося школы государственной или муниципальной. Такая картина складывается из-за того, что затраты на каждого учащегося включают в себя финансирование государственного образовательного стандарта и обеспечение содержания зданий и сооружений, имеющих отношение к школам, на прилегающих к ним территориях. Из этого набора на учащегося православной школы распространяется лишь компенсация затрат в части общеобразовательного стандарта. Кроме того, последние изменения законодательства в сфере образования не обеспечивают православным школам равного с другими доступа к учебным зданиям, компьютеризации и комплектации учебным оборудованием и техническими средствами обучения, финансируемыми из бюджета.
Весь этот комплекс сугубо финансовых и организационных вопросов, далеких, вроде бы, от проблем образования, но, тем не менее, так сильно на него влияющих, дал повод директорам православных школ говорить о явной дискриминации в отношении своих учеников. Один из них даже назвал сложившееся положение дел и необходимость для родителей, желающих, чтобы их дети обучались в православных школах, платить немалые за это деньги налогом на веру.
Безусловно, все это эмоции, но педагогов понять можно. С одной стороны, они слышат, как государство устами Президента Владимира Путина говорит, что движение России вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения и что вопрос обретения и укрепления национальной идентичности носит для нашей страны фундаментальный характер. И, с другой стороны, они видят, что все их усилия по созданию и укреплению в стране общего православного образования тормозятся на законодательном уровне. А ведь, по их мнению, высказанному Михаилом Тишковым, в наше время, когда на общество наваливается чудовищная волна нигилизма, только православное образование способно решать задачи по воспитанию физически и духовно здоровой личности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения и ощущения национальной идентичности, о которой говорил глава государства.
Характерно, что все проблемы, о которых говорили участники «круглого стола», уже не раз обсуждались на различных площадках», в том числе и в ходе обсуждения закона об образовании. Но поступавшие предложения или не нашли своего отражения в законе, или нашли частично. Участники считают, что следует вернуться к дискуссии. По сути дела, вопрос стоит весьма жестко: пора определиться, наконец, с тем, кто должен заплатить за воспитание Гражданина и Патриота России.
Николай Калинин
Фото Юрий Паршинцев