Кто заплатит за воспитание Гражданина?

Центр социально-консервативной политики провел «круглый стол» об укреплении духовно-нравственной составляющей общего образования

31.10.2013 15:56

Кто заплатит за воспитание Гражданина?
Юрий Шувалов, заместитель Руководителя Аппарата Государственной Думы, ведет заседание «круглого стола»
Создание и настройка такого важного инструмента жизни российского общества, как его духовно-нравственная составляющая, сегодня, возможно, одна из главных задач, стоящих перед государством и его гражданами. Понятно, что она не может быть решена в одночасье, и для этого требуются годы кропотливой работы непосредственно с людьми в течение долгого и трудного воспита­тельного процесса. Понятно и то, что начинать эту деятельность надо чуть ли не с детского сада, по крайней ме­ре, со школы, где юные россияне, по­мимо общего образования, получают и первые уроки гражданственности и патриотизма. Казалось бы, что может быть важнее и нужнее этого? Но, как выясняется, не всегда этот процесс идет гладко.
 
На днях в Центре социально-кон­сервативной политики (ЦСКП) со­стоялся «круглый стол» «О законода­тельном обеспечении и укреплении духовно-нравственной составляющей общего образования». Речь на нем шла лишь об одном аспекте продолжаю­щейся в стране реформы образования — проблемах, которые испытывают так называемые православные школы. Тема очень тонкая, если не сказать де­ликатная, но от этого не менее глубо­кая и серьезная.
 
О проблемах этих школ и сути дис­куссии чуть позже. А пока, для общего понимания — что такое вообще право­славная школа. Не стоит думать, что это учебное заведение готовит буду­щих священнослужителей. Ничего по­добного. Это обычная общеобразова­тельная школа, как правило, полного дня. По окончанию школы, выпускни­ки получают аттестат о полном сред­нем образовании государственного образца. А вот чем эти школы отлича­ются от прочих, так это повышенным вниманием к внутреннему духовному миру своих учеников, воспитанием их в духе православия, формированием у детей активной жизненной позиции,  патриотизма, подготовкой выпускни­ков к ответственному социальному служению при выходе их в большой и сложный взрослый мир.
 
Первой такой школой в постсовет­ской России стала Православная клас­сическая гимназия «Радонеж», осно­ванная в 1990 году по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Гимназия весьма успешно действует и поныне, ее дирек­тор Михаил Тишков принимал актив­ное участие в дискуссии на «круглом столе» в ЦСКП. И на примере этой шко­лы четко видно, в какой среде живет и учится юный россиянин, если ему до­ведется туда попасть, даже не будучи школьником — в гимназии действует дошкольное отделение для детей 4—6 лет. Учащиеся изучают несколько ино­странных языков, даже латинский, который, по мнению педагогического коллектива, закладывает основу для изучения других европейских языков. Есть курс мировой художественной культуры. Во время школьных кани­кул организуются паломнические по­ездки в различные города и монасты­ри России и мира, а летом действует молитвенно-трудовой лагерь при мо­настыре Свято-Введенская Оптина пустынь. Работают церковный хор, сольфеджио, студии изобразительно­го искусства, дизайна, компьютерной графики, хореографии, кинокласс. В старших классах, с целью расширения индивидуального подхода к способно­стям учащихся, в гимназии вводится профильное обучение — историческое, филологическое, математическое.
 
Примерно по такому же принци­пу работают и другие православные школы. При этом список предметов и программ, отличающих православ­ные школы от государственных или муниципальных, можно было бы и продолжить, но уже и без того ясно: в них создается среда, в которой дела­ется попытка сформировать личность человека и гражданина, оторвать ре­бенка от негативного влияния улицы и информационного воздействия внеш­него мира, адекватно оценить который он еще не всегда способен.
 
Задача, безусловно, благородная. И ее разрешение вполне соответству­ет заявлению на Валдайском форуме Президента Владимира Путина о том, что именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди будут главной силой России этого и последующих веков. Но есть один не­маловажный нюанс — все эти школы, по сути дела, частные, за обучение сво­их детей в такой школе родители пла­тят деньги, и немалые. В той же право­славной гимназии «Радонеж» это обхо­дится в 10 000 рублей в месяц. Вряд ли ошибемся, если отметим в этой связи — родителей, которые хотели, чтобы их дети получали в школе православное воспитание и качественное гумани­тарное образование, найдется немало. Но мало кто из них может себе это по­зволить. Отсюда, из финансовой сфе­ры, и появляется основная, теперь уже образовательная проблема, о которой как раз и шла речь в ходе заседания «круглого стола».
 
По словам участников разговора, суть дела сводится к следующему. Вступивший недавно в силу новый закон об образовании изменил дей­ствовавшую прежде норму по финан­сированию органами государственной власти всех уровней и местного само­управления негосударственных обра­зовательных организаций. Прежде та­кое финансирование разрешалось, но обязательным не было. Новый закон сделал это вроде бы обязательным, но лишь частично.
 
В дискуссии отмечалось, что бюд­жетные обязательства по финанси­рованию каждого учащегося право­славной школы установлены чуть ли не в два раза меньшими, чем для уча­щегося школы государственной или муниципальной. Такая картина скла­дывается из-за того, что затраты на каждого учащегося включают в себя финансирование государственного об­разовательного стандарта и обеспече­ние содержания зданий и сооружений, имеющих отношение к школам, на прилегающих к ним территориях. Из этого набора на учащегося православ­ной школы распространяется лишь компенсация затрат в части обще­образовательного стандарта. Кроме того, последние изменения законо­дательства в сфере образования не обеспечивают православным школам равного с другими доступа к учебным зданиям, компьютеризации и ком­плектации учебным оборудованием и техническими средствами обучения, финансируемыми из бюджета.
 
Весь этот комплекс сугубо финан­совых и организационных вопросов, далеких, вроде бы, от проблем образо­вания, но, тем не менее, так сильно на него влияющих, дал повод директорам православных школ говорить о явной дискриминации в отношении своих учеников. Один из них даже назвал сложившееся положение дел и необ­ходимость для родителей, желающих, чтобы их дети обучались в православ­ных школах, платить немалые за это деньги налогом на веру.
 
Безусловно, все это эмоции, но пе­дагогов понять можно. С одной сто­роны, они слышат, как государство устами Президента Владимира Путина говорит, что движение России вперед невозможно без духовного, культурно­го, национального самоопределения и что вопрос обретения и укрепления национальной идентичности носит для нашей страны фундаментальный характер. И, с другой стороны, они видят, что все их усилия по созданию и укреплению в стране общего право­славного образования тормозятся на законодательном уровне. А ведь, по их мнению, высказанному Михаилом Тишковым, в наше время, когда на общество наваливается чудовищная волна нигилизма, только православное образование способно решать задачи по воспитанию физически и духовно здоровой личности, гражданственно­сти и патриотизма у подрастающего поколения и ощущения национальной идентичности, о которой говорил гла­ва государства.
 
Характерно, что все проблемы, о которых говорили участники «круглого стола», уже не раз обсуждались на различных площадках», в том числе и в ходе обсуждения закона об образовании. Но поступавшие предложения или не нашли своего отражения в законе, или нашли частично. Участники считают, что следует вернуться к дискуссии. По сути дела, вопрос стоит весьма жестко: пора определиться, наконец, с тем, кто должен заплатить за воспитание Гражданина и Патриота России.   
 
  
Николай Калинин
Фото Юрий Паршинцев

 

Читайте нас в Telegram