Киберспортсмены в законе

В Госдуме предлагают законодательно регулировать компьютерный спорт

02.12.2021 00:00

Автор: Евгения Филиппова

Киберспортсмены в законе
  © Кирилл Зыков/АГН Москва

Нужно законом определить, что такое киберспорт и каков статус участников таких соревнований, а также наладить совместную работу министерств и парламента, чтобы инициативы о развитии онлайн-состязаний не оставались в столах чиновников, а претворялись в жизнь, сказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, депутат от «Единой России» Александр Прокопьев. Для этого он предложил создать межфракционную рабочую группу по развитию киберспорта.

Не хуже шахмат

Компьютерные соревнования долго не считали спортом. В 2001 году Россия стала первой в мире страной, включившей этот вид состязаний в свой реестр видов спорта, рассказал Александр Прокопьев. Но в 2006 году, компьютерный спорт оттуда убрали и восстановили только в 2016-м. Сейчас он относится к видам, которые должны развивать на общероссийском уровне. Киберспорт делится на такие дисциплины, как боевая арена, соревновательные головоломки, спортивные симуляторы, стратегии в реальном времени, технические симуляторы и файтинг.

Читайте также:

• Эксперт рассказал о новой образовательной программе в области киберспорта • СМИ: в вузах могут появиться занятия по киберспорту • Киберспорт — это спорт будущего или развлечение?

По киберспорту проводят чемпионат России под эгидой Федерации компьютерного спорта. У российских игроков есть и громкие достижения на международной арене. В октябре команда Team Spirit, состоящая из российских и украинских участников, заняла первое место на международном турнире по игре Dota 2, который прошёл в Бухаресте.

Хотя киберспорт быстро развивается, общество до сих пор не воспринимает его всерьёз, и каждый раз приходится доказывать, что это такой же вид спорта, как шахматы, посетовал Прокопьев. Отстаёт от жизни и законодательство.  В нём вообще нет понятия киберспорта и не урегулирован статус участников кибертурниров. А неопределённость мешает развитию этого вида состязаний.

«Спорных вопросов много. В перечне задач, которые я подготовил, четырнадцать позиций», — сказал депутат. К тому же пока слабо налажен контакт по этим вопросам между разными ведомствами, а в профильных министерствах регионов часто нет специалистов, которые разбирались бы в теме. «Поэтому перспективные инициативы редко находят отклик в кабинетах и не доходят до реализации», — отметил Александр Прокопьев. 

Он предложил создать в Госдуме межфракционную рабочую группу, которая выработает ряд предложений, в том числе несколько поправок в законодательство. Он разослал приглашения парламентариям и представителям различных ведомств. В группу могут войти представители всех пяти фракций и комитетов, которые так или иначе связаны с этими вопросами — по физкультуре и спорту, по информационной политике, IT и связи, по науке и высшему образованию, по молодёжной̆ политике и по просвещению. «Также для развития киберспорта нужно наладить взаимодействие Минспорта, Минпросвещения, Минцифры и Минобрнауки», — сказал Прокопьев.

На правильные рельсы

Компьютерный спорт может прийти и в школы. Вот и президент Владимир Путин недавно выступил против запрета подобных соревнований в учебных заведениях. «Лучше поставить этот процесс на правильные рельсы и правильным образом этот процесс организовать», — процитировало главу государства ТАСС 1 сентября. При этом всё же существует опасность киберзависимости, поэтому надо проработать вопрос со специалистами, в том числе детскими психологами, чтобы понять, когда «эта деятельность приносит пользу, а с какого момента может приносить вред», считает президент.

В Минпросвещения сейчас обсуждают, как это можно сделать. По словам главы ведомства Сергея Кравцова, скорее всего, это будут дополнительные занятия. «С Российским движением школьников договорились, что поддержим, но будем смотреть, чтобы это направление способствовало развитию школьников, не забывалась учёба, чтобы был баланс», — привело слова министра ТАСС.

В Госдуме выдвигали также идею присвоить компьютерным играм-соревнованиям статус олимпийского вида спорта. С такой инициативой выступил в конце ноября вице-спикер Госдумы, депутат от ЛДПР Борис Чернышов. «Для современной молодёжи, которая болеет за отечественные команды киберспортсменов и следит за турнирами, признание киберспорта дисциплиной Игр продемонстрирует необходимость объединения двух важных составляющих современной жизни: спорта и цифровых технологий, завоёвывающих мир», — процитировал депутата Telegram-канал думской фракции. Парламентарий подчеркнул, что уже доказано положительное влияние командных игр на стратегическое мышление и коммуникативные способности ребёнка, поэтому увлечение киберспортом может быть полезно для школьников.

Заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов на днях встретился с президентом Федерации компьютерного спорта России Дмитрием Смитом. «Профессии, связанные с информационными технологиями, становятся всё более востребованными на рынке труда. Занятия виртуальным спортом в свою очередь позволяют приобретать необходимые для цифрового будущего навыки — концентрацию, скорость и системность мышления, реакцию», — написал депутат в своём Telegram-канале.

Он привёл в пример Татарстан — там наладили технологическую, ресурсную и образовательную базу для подготовки профессиональных кадров в сфере IT. В 2019 году в Казани провели супертурнир, а сейчас обсуждается возможность проведения ещё одного крупного международного киберсоревнования в столице республики, рассказал Ярослав Нилов.