Все о пенсиях в России

два дня назадКакие выплаты положены при выходе на пенсию

два дня назадБессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

18.04.2024В Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

Картаполов рассказал, какие беспилотники атаковали Татарстан

По словам председателя Комитета Госдумы по обороне, такие дроны действительно не видит ПВО — однако бороться с ними все же можно

02.04.2024 14:06

Автор: Николай Козин

Картаполов рассказал,  какие  беспилотники  атаковали Татарстан
Андрей Картаполов. © Игорь Самохвалов/ПГ

Беспилотная авиация вооруженных сил Украины впервые с начала СВО нанесла удар по Татарстану — как сообщили местные власти, утром 2 апреля сразу два БПЛА атаковали предприятия в Елабуге и Нижнекамске. Жертв и серьезных разрушений удалось избежать, однако остался вопрос — как беспилотники смогли пролететь больше тысячи километров и ни разу не попасться системам ПВО? «Парламентская газета» опросила военных экспертов и депутатов и нашла ответ.

Новая модель или диверсия?

Больше всего, отмечают эксперты, в истории с ударом по Татарстану смущает расстояние, которое пролетели беспилотники. От границы с Украиной до точки, которую выбрали в качестве цели, больше 1200 километров — и это если брать строго по прямой. А ведь БПЛА еще должен был маневрировать, огибая рельеф местности и зоны прикрытия ПВО.

«На мой взгляд, удар мог быть произведен непосредственно с территории России, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» военный эксперт, ветеран Афганистана и Сирии, полковник в отставке Анатолий Матвийчук. — Возможно, откуда-то из близлежащих регионов — Нижегородской, Ульяновской, Самарской областей. Совершенно невозможно представить, чтобы ударный беспилотник пролетел такое огромное расстояние и ни разу, ни на одном отрезке пути не попал в прицел средств противовоздушной обороны».

Опубликовано расписание ОГЭ в 2024 году

По словам эксперта, детали для БПЛА могли тайно ввезти в Россию под видом запчастей для автомобилей или промышленного оборудования, а потом собрать на месте, уже непосредственно перед запуском.

«Теоретически такой беспилотник можно собрать где угодно в достаточно удаленном, безлюдном и непримечательном месте — в гараже, на даче и так далее, — отметил Анатолий Матвийчук. — Поэтому сейчас главное, что нам необходимо, — усилить бдительность, соответствующим образом настроить гражданское общество, ввести повышенный контроль со стороны участковых».

«Атаку готовили не один день»

Бывший заместитель главнокомандующего ВВС России по вопросам Объединенной системы ПВО стран СНГ, генерал-лейтенант Айтеч Бижев, в свою очередь, с таким мнением не согласился. По его словам, в атаке на Татарстан ВСУ могли использовать либо некий новый тип беспилотников, переданный им из запасников НАТО, либо даже советские самолеты-мишени, глубоко модифицированные современными системами наведения и навигации.

«Таких самолетов, которые прежде применялись для тренировки расчетов войск ПВО, после развала СССР на складах стран Организации Варшавского договора осталось огромное множество, — пояснил эксперт. — Собраны они все с высокой степенью надежности, оснащены самолетными двигателями (и сами размером примерно как истребитель МиГ-15) и обладают возможностью глубокой модернизации».

Кроме того, отметил Айтеч Бижев, операция в Татарстане разрабатывалась не за одни день. Вероятнее всего, ей предшествовала долгая подготовка, в ходе которой специально созданная группа аналитиков изучала спутниковые карты и данные космической разведки, определяла трассы гражданской авиации и выстраивала наиболее оптимальный, короткий и эффективный маршрут.

«Проблема в том, что сами по себе нефтеперерабатывающие заводы, равно и другие крупные предприятия, — они же из космоса видны как на ладони, — заключил собеседник издания. — Поэтому, обладая развитой спутниковой группировкой, можно построить до них маршрут, вычислить все зоны прикрытия ПВО и аккуратно провести через них беспилотник».

Полицейские получат прибавку к зарплате

Модифицированный легкомоторник

В Госдуме, впрочем, «Парламентской газете» дали четкий ответ: БПЛА, который использовался при ударе по Татарстану, не запускался с территории России и не представляет собой усовершенствованное чудо-оружие.

«Это переоборудованный легкомоторный самолет производства компании «Укрджет», — пояснил председатель Комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов. — Это вообще изначально результат работы авиамодельных кружков. Он существует в двух вариациях — пилотируемой и беспилотной. Очевидно, для атаки по Татарстану беспилотную вариацию еще дополнительно облегчили, поставили более современные эргономичные двигатели. Вот и все. Никаких сверхсовременных передовых технологий там, по сути, нет и не было».

«Укрджеты», по словам Андрея Картаполова, в отличие от обычных БПЛА способны лететь на экстремально малых высотах — фактически над макушками деревьев, а иногда даже и ниже, где их не видят радары ПВО. Кроме того, в их «экипаж» входят сразу два оператора — один отвечает за корректировку курса, другой — за высоту и маневрирование.

«Самый надежный способ им противостоять — заранее определять места запуска, — заключил парламентарий. — Им же нужны какие-то оборудованные площадки для запуска, их где-то собирают, ремонтируют. Все это можно разведать и нанести по таким местам удары на упреждение. Собственно, именно этим и будем заниматься».

Читайте также:

• Число пострадавших после атаки дронов жителей Татарстана выросло до 12