Карманных палат не будет
В ближайшем будущем общественные палаты регионов станут более независимыми
Появление законопроекта об общих принципах организации и деятельности общественных палат в регионах секретарь общественной палаты РФ Александр Бречалов считает «первым и важным событием 2016 года»
В марте Комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций обобщит все поправки к законопроекту «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации», и документ будет вынесен на рассмотрение палаты.
Этот законопроект, подготовленный Советом Федерации, регулирует организацию деятельности региональных общественных палат и носит базовый характер, предоставляя возможность субъектам самостоятельно определять его законодательные нюансы и уточнять отдельные положения. В настоящее время статус региональных общественных палат не урегулирован, «сейчас в ряде субъектов хотят создавать карманные палаты, удобные для себя и согласные со всем», считает глава палаты Валентина Матвиенко, и этот «закон создаст базу, общие правовые условия для функционирования общественных палат в регионах».
Кстати, как подчеркнул председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас, полноценным соавтором данной законодательной инициативы выступила Общественная палата РФ, которая еще в 2014 году разработала аналогичный модельный закон. Тогда проект предлагал, что треть членов палат будут назначать главы субъектов, треть — избираться из представителей местных общественных организаций, а остальные — интернет-голосованием. В нынешнем виде предлагается иной порядок: треть утверждается губернатором по представлению структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных организаций, треть — парламентом субъекта Федерации по представлению региональных организаций, и уже утвержденные члены ОП определяют состав последней трети палаты из числа кандидатов местных общественных организаций.
Законопроект призван создать единообразный подход в формировании и деятельности общественных палат субъектов, установив их правовые, экономические и организационные основы деятельности, основные принципы формирования и функционирования, а также конкретные требования к кандидатам. Пока что все это довольно расплывчато. Конкретизация и законодательное урегулирование деятельности региональных общественных палат именно на федеральном уровне, считают сенаторы, позволит обеспечить им равный правовой статус, а значит — и необходимую независимость и эффективность.
Так, общественные палаты регионов субъектов Федерации смогут контролировать работу власти, проводить общественную экспертизу региональных и муниципальных законодательных актов. Правда, заключения и предложения палат будут носить рекомендательный характер. Хотя известно, что есть просто рекомендация, а есть рекомендация, от которой сложно отмахнуться… Их финансирование будет осуществляться из региональных бюджетов, что предусмотрено соответствующими поправками к закону об общих принципах организации органов государственной власти в субъектах РФ, также внесенными Советом Федерации. Объемы определят сами субъекты.
Появление подобного законопроекта секретарь Общественной палаты РФ Александр Бречалов считает «первым и важным событием 2016 года». «Для нас это крайне важный законопроект, поскольку мы знаем, как формируются региональные палаты сейчас: кто как захочет, так и формирует, — отметил он. — Отличительная особенность почти всех общественных палат — их формируют глава региона, местные элиты, что, естественно, никак не соответствует требованиям гражданского общества. Отсюда у нас всевозможные проблемы».
Фото Владимира Афанасьева
[Комментарий] Андрей Клишас, председатель Комитета Совета
Федерации по конституционному
законодательству
и государственному строительству:
- Между порядком формирования и эффективностью работы общественной палаты наблюдается четкая взаимозависимость. Мы это знаем на практике, потому что порядок формирования Общественной палаты РФ был изменен по инициативе группы сенаторов, что и стало одной из причин того, что она сегодня представляет собой качественно иной, более эффективный институт. Для нас было очень важным разбавить так называемую «столичную повестку» региональной проблематикой. Как представитель Красноярского края в Совете Федерации, могу сказать, что на самом деле в регионах России несколько иные проблемы, чем те, что обсуждает в Москве политический бомонд. Там люди зачастую живут совершенно другими проблемами. И эти проблемы должны лежать на столах у членов парламента и общественных институтов, в частности, Общественной палаты РФ, имеющих реальные механизмы для того, чтобы обеспечить непосредственную связь государства с гражданским обществом. Именно такая обратная связь и позволяет нам оценить, насколько законодатель соответствует ожиданиям своих избирателей с точки зрения работы над законопроектами и выполнения своей представительной функции. Для нас было очень важным разбавить так называемую «столичную повестку» региональной проблематикой… На самом деле в регионах России несколько иные проблемы, чем те, что обсуждает в Москве политический бомонд. Там люди зачастую живут совершенно другими проблемами У региональных общественных палат ровно такая же задача. Предлагаемый порядок их формирования и должен обеспечить широкое представительство всех общественных сил региона. А значит, и обратную связь между властями региона и различными институтами гражданского общества, чтобы они, например, чувствовали себя более уверенно в общении с федеральной властью. И тогда это будет не какая-то «карманная» общественная палата, которую собирает губернатор у себя в кабинете, а действительно полноценный орган, где работают неравнодушные люди, реальные лидеры общественного мнения в регионе. Это очень важно, когда перед внесением какого-либо законопроекта в Государственную Думу документ пройдет обсуждение в региональной общественной палате.И если такие палаты появятся, а я уверен, что так и будет, когда Государственная Дума поддержит этот закон, то тогда и законотворческая работа, и взаимодействие |