Какой потолок у российского автопрома

Пополнение думского автопарка новыми Lada встретили позитивно, но их перспективы на зарубежных рынках остаются под вопросом

16.01.2024 00:00

Автор: Василиса Киреева

Какой потолок у российского автопрома
Олег Леонов. © Игорь Самохвалов/ПГ

Депутаты Госдумы уже начали пересаживаться с иностранных Ford и Hyundai на российскую Lada Vesta. Это первый шаг по реализации поручения президента Владимира Путина — обеспечить приоритетное использование государственными и муниципальными служащими российских автомобилей. Мнение самих парламентариев о таком нововведении узнала «Парламентская газета».

Маленькими шагами

Автомобилей Ford перед зданием Госдумы пока все-таки больше, но и Lada стоит не одна. Переход на новую технику идет поэтапно. Как уточнял ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин, замену автопарка на российские машины будут производить постепенно, по мере выбытия иномарок из строя.

Поэтому рабочие поездки депутатов на Lada Vesta начались совсем недавно. В гараж Госдумы первые автомобили поступили в конце прошлого года. Помимо Lada парламентарии в дальнейшем смогут пользоваться автомобилями марок «Москвич» и Aurus.

Новый транспорт оценили еще не все, ведь первую рабочую неделю депутаты провели в регионах. Однако сделать несколько таких поездок уже успел зампредседателя Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Олег Леонов, который работает в Центральном административном округе Москвы.

По его мнению, пересаживать госслужащих на отечественные автомобили очень важно. «Нужно развивать отечественную промышленность, а для этого надо создавать спрос», — отметил парламентарий. Также люди, влияющие на принятие решений, на себе ощутят, что надо исправить в машинах, а значит, быстрее улучшится их качество. А народ увидит, что у чиновников слова не расходятся с делами, что как минимум депутаты уже начали с себя. Кроме того, у людей, по словам парламентария, депутат на отечественном автомобиле еще и вызывает большее доверие. То есть такой транспорт буквально помогает наладить коммуникацию.

Оставаться на связи

Новенькую Lada Vesta Леонов с удовольствием продемонстрировал сотрудникам нашего издания. Впечатления об автомобиле у депутата положительные — транспорт достаточно удобный и комфортный, с современной мультимедийной начинкой. Все опции, которые есть в современных автомобилях, присутствуют, включая круиз-контроль.

«Едет она очень хорошо. Нет ни скрипов, ни громыханий. Из минусов — более низкий потолок, чем в Ford и Hyundai, и нет центрального подлокотника. Из плюсов — наличие USB-порта для заднего пассажира, удобно подзаряжать телефон», — рассказал и показал депутат. Последний пункт особенно важен, ведь и в дороге нужно оставаться на связи, отвечать на сообщения в социальных сетях и мессенджерах.

Водитель тоже заверил, что Lada его приятно удивила. Чинить в ней ничего еще не приходилось. Да и в целом, по его словам, в России уже научились собирать автомобили и особенно хорошо сделали салон. Причем и детали использованы в основном наши, отечественные.

Олег Леонов. © Игорь Самохвалов/ПГ

Ждем снижения цен

В целом же по итогам 2023 года марка Lada нарастила долю на российском автомобильном рынке и достигла рекордных за последние 20 лет показателей — около 35 процентов. При этом автомобили остаются самыми продаваемыми в стране — в прошедшем году показатели продаж выросли на 87 процентов. Сейчас компания активно занимается локализацией и замещением деталей, узлов и материалов, которые ранее импортировали из недружественных стран. Их обновлено уже более 1,2 тысячи. Такая информация опубликована на официальном сайте АО «АВТОВАЗ».

При этом альтернатив у россиян достаточно, уверен Леонов. Преимущественно это Китай, который представлен в огромном количестве производителей и их моделей, число которых увеличивается с каждым днем. Поэтому отечественным производителям еще придется очень постараться и поработать над качеством. Просто так рынок даже внутри страны им никто не отдаст.

Депутат напомнил, что 15 лет назад к автомобилям из Китая, когда они только появлялись на российском рынке, вопросов по качеству было много, но за это время их производители доработали свой продукт. «Нам предстоит пройти ровно такой же путь, но времени потребуется меньше, ведь мы и начали его не сегодня», — сказал Леонов.

Среди задач в этой сфере — приучить сотрудников к соблюдению стандартов, так как Россия славится изобретателями, а вот следовать инструкциям в нашей стране не особо любят. Важно и проводить информационную работу, чтобы бороться с некоторым недоверием людей ко всему отечественному.

Также в 2024 году «АВТОВАЗ» рассчитывает поставить более 100 тысяч автомобилей Lada по госзаказу. Об этом журналистам сообщил президент компании Максим Соколов. Для сравнения — в прошлом году всего было продано около 353 тысяч автомобилей Lada.

Государство, генерируя дополнительный спрос госзакупками, создает условия для снижения цен на отечественные автомобили для всех, пояснил Леонов. Поэтому для россиян от этого есть практическая польза. «Ведь цена автомобиля напрямую зависит от массовости производства. Чем больше объем производства, тем ниже себестоимость единицы продукции. И это важно», — отметил депутат.

Конкурировать сложно, но можно

При этом Lada отправляется и на экспорт. В восемь стран в 2023 году поставили около 6,5 тысячи автомобилей. Среди приоритетных направлений — страны ближнего зарубежья, но рынок планируют расширять на Латинскую Америку, Африку и Ближний Восток. А в перспективе — возобновление сборки в Египте.

Однако конкурировать различным моделям Lada на мировом рынке уже трудно, потому что нет уникального преимущества, считает Леонов. «Его надо либо создавать, то есть придумывать какую-либо легенду бренда, либо конкурировать ценой. Легенду бренда придумывать долго, сложно и не всегда очевидно, ценой проще, но тут производитель теряет самое главное — свои дополнительные доходы на развитие других своих моделей», — пояснил он.

Олег Леонов. © Игорь Самохвалов/ПГ

Поэтому в сегменте легкового транспорта наши перспективы за границей пока неочевидны. При этом хорошо себя показывают на мировом рынке российские грузовики — КАМАЗы. Эта марка известна и пользуется спросом в других странах.

«Потенциал, который пока не могут предоставить западные производители, есть у «Нивы». Если нужен недорогой внедорожник, в мире нет альтернативы, так как это уникальный легкий дешевый автомобиль с механической трансмиссией», — привел еще один позитивный пример парламентарий.

Сейчас на мировом рынке все заполнено кроссоверами разных степеней крутости, отметил депутат. Однако почти все машины, которые позиционируются как внедорожники, делают с автоматической трансмиссией. Несколько вариантов с механикой есть у Jeep, но они тяжелые и дорогие. А таких легких машин, которые могли бы проехать где угодно, практически нет, так как многие производители ушли от повышенной проходимости к комфорту, либо это уже вездеходы — специальная техника.

«По этой же причине хорошие перспективы с определенными доработками есть у УАЗа, потому что он тоже как недорогой внедорожник очень хорош», — добавил парламентарий.

Олег Леонов. © Игорь Самохвалов/ПГ

Читайте также:

• Рост цен на подержанные автомобили может прекратиться

Правда за нами