Как изменяется правовое поле
В Совете Федерации обнародован Отчет о состоянии российского законодательства в 2014 году
Документ подготовлен в соответствии с постановлением Госдумы, а материалы к нему ли комитеты обеих палат Федерального Собрания. Безусловно, непосредственное участие в подготовке столь важного исследования подогрело интерес парламентариев к общей оценке и выводам, которые эксперты изложили в Отчете. Однако следует подчеркнуть одну характерную деталь: Отчет за 2014 год, по сути, является логическим продолжением предыдущего документа, обнародованного в декабре 2013 года — в год 20-летия действующей Конституции страны.
На некоторые его обобщающие выводы ссылаются и авторы Отчета-2014, рассматривая отдельные аспекты законодательства в двадцатилетней ретроспективе.
Модернизация правотворчества
Первый документ назывался «Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации». В нем содержался подробный анализ становления демократических основ государственности, были отражены исторические и современные аспекты развития институтов прямой демократии, в том числе представительной власти в русле законотворческой деятельности, вопросы формирования фундаментальных основ правовой системы страны и ее развития за два десятилетия.
Был сделан ряд выводов, основной из которых заключается в том, что при всем критическом отношении к двадцатилетнему периоду истории Российского государства можно с уверенностью констатировать, что это было конституционно-правовое развитие, и правовая система новой России состоялась. Она отражает российский федерализм, включает в себя элементы и признаки правового и социального государства. Отмечалось, что российское законодательство к настоящему времени в основных отраслях сложилось и охватывает все стороны общественной и государственной жизни, отвечая новым принципам общественных отношений и запросам построения жизни в стране в целом.
В процессе исследования были выделены перспективы в развитии законодательства и законотворчества, обозначены вопросы, подлежащие приоритетному рассмотрению, отмечались многочисленные проблемы. Все это подвело экспертов к выводу о необходимости аккуратной модернизации российской правовой системы, перехода к более системному подходу в организации законотворческого процесса. Для этого в прошлом году при Председателе Государственной Думы был создан Научный совет по правотворчеству — постоянно действующий консультативный орган по вопросам, связанным с экспертным сопровождением законотворческого процесса в Государственной Думе и совершенствованием российского законодательства. Процесс модернизации отечественного правового поля был запущен.
Однако вряд ли авторы отчета о состоянии законодательства за 2013 год могли предполагать, что последовавшие политические события станут серьезным испытанием для российской правовой системы как таковой, что и нашло свое отражение в Отчете за 2014 год.
Крым как экзамен
Без преувеличения можно сказать, что воссоединение Крыма с Россией оказалось проверкой на зрелость и для правовой системы вообще, и для всех участников законотворческого процесса в частности. События на Крымском полуострове развивались стремительно, и точно так же должна была реагировать на них правовая система страны. После подписания 18 марта 2014 года Договора о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в ее составе новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя возникло очень много чисто правовых вопросов, которые нужно было неотложно решать. Это вопросы границ территории, гражданства, военной службы, формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, действия законодательства РФ и многое другое, связанное с интеграционным процессом. Российская правовая система с этой задачей справилась.
Уже 21 марта 2014 года был принят внесенный Президентом России Федеральный конституционный закон — «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Он стал системообразующим законодательным актом, создавшим отправные базисные точки для формирования и развития законодательства во всех сферах жизнедеятельности новых субъектов Федерации.
В развитие положений этого Федерального конституционного закона были приняты не менее важные правовые акты. Так, уже 27 мая 2014 года была установлена дата выборов в Государственный Совет (парламент) Республики Крым и в Законодательное собрание города Севастополя — второе воскресенье сентября 2014 года. Как особо подчеркивается в Отчете, это стало возможным благодаря активному сотрудничеству органов государственной власти новых субъектов и гражданского общества, добивавшихся максимально быстрого и результативного процесса формирования новой представительной власти на воссоединенных территориях.
21 июля 2014 года еще одним Федеральным конституционным законом органам госвласти Крыма и Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, было предоставлено право до 1 января 2015 года изменять в пределах своих полномочий порядок и условия реализации льгот, предоставляющихся отдельным категориям граждан. А также передано право устанавливать особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений.
Следует подчеркнуть, что все эти правовые шаги были предприняты на основании уже упомянутого первого Федерального конституционного закона, внесенного Президентом, за счет его изменений и дополнений на законодательном уровне. Некоторые же из его положений оказались реализованы без каких-либо корректировок. Так, например, на основании принятого 23 июня 2014 года Федерального закона «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на территориях двух новых субъектов начался процесс интеграции в судебную систему страны.
Не осталась без внимания законодателей и хозяйственная деятельность на территории полуострова. Были внесены изменения и дополнения в Жилищный кодекс и ряд других законодательных актов, регламентирующие детали предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территориях Крыма и Севастополя. Также на законодательном уровне были урегулированы вопросы функционирования финансовой и банковской систем, налогов и сборов. Отдельным законом внесены изменения в федеральный бюджет. Изменения коснулись законодательства в сфере трудовых отношений, социального обеспечения граждан.
Трудно перечислить все законодательные акты, принятые в процессе интеграции Республики Крым и Севастополя в российское правовое поле. Всего с 21 марта 2014 года только федеральных законов оказалось более тридцати. Процесс продолжается, и его результаты подчеркивают как масштаб работы уже сделанной и еще предстоящей, так и возможности отечественной правовой системы в целом по решению стоящих перед ней задач.
Право на культуру
Прошедший 2014-й был объявлен в России Годом культуры. Эта тема не раз звучала и на различных посвященных событию форумах, парламентских и общественных слушаниях, пленарных заседаниях обеих палат Федерального Собрания. Естественно, что она нашла свое отражение и на страницах Отчета о состоянии российского законодательства.
На сегодняшний день правоотношения к сфере культуры регулируют 12 законов, включая базовый документ — Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Авторы Отчета делают такой вывод. Содержание Основ модернизируется путем внесения в них изменений по мере выявления объективной необходимости создания новых правовых механизмов и введения правовых норм, позволяющих решать актуальные проблемы текущего исторического этапа развития отношений в сфере культуры. При этом относительно небольшое общее количество изменений, внесенных в Основы законодательства Российской Федерации о культуре за более чем два десятилетия, свидетельствует о должной стабильности базового законодательного акта, что представляется весьма важным для сферы культуры.
Трудно сказать, удовлетворит ли культурную общественность такая оценка. В ходе многочисленных обсуждений представители различных областей культуры настаивали на том, что именно в Год культуры необходимо принять новый закон, регламентирующий правоотношения в этой сфере. И это желание можно понять. Ведь базовый документ — Основы законодательства Российской Федерации о культуре — были приняты еще до вступления в действие нынешней Конституции. Они разрабатывались и принимались в рамках культурного и правового поля, существенно отличавшегося от современного, что, кстати говоря, признают авторы Отчета, отмечающие, тем не менее, что Основы законодательства о культуре в основном сохраняют свой регулятивный потенциал и позволяют решать важные практические задачи. Хотя, по их мнению, есть основания ставить вопросы как о совершенствовании отдельных положений Основ, так и о возможной необходимости их комплексной модернизации.
Исходить тут надо из задачи реализации положений Конституции страны, в большей степени раскрыть гарантированные ей культурные права и свободы человека и наполнить реальным содержанием право каждого гражданина на участие в культурной жизни. Принципиально важно право на художественное образование и эстетическое воспитание в самом широком смысле. Это неотъемлемое право каждого человека должно способствовать личностному и культурному развитию, что должно быть раскрыто в Основах законодательства о культуре.
В системном совершенствовании нуждаются нормы, регламентирующие полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области культуры. Действующие нормы о таких полномочиях должны быть подвергнуты комплексной ревизии. Должна быть предложена оптимальная схема разграничения этих полномочий между властными структурами всех уровней.
Основы, как базовый законодательный акт в сфере культуры, нуждаются в закреплении новых видов деятельности, отражающих реалии современного развития культурной среды, а также, что принципиально важно для эффективного и прогрессивного функционирования отрасли культуры, новых действенных социальных и финансово-экономических механизмов.
И, наконец, авторы Отчета предлагают разработать правовые механизмы, которые реально способствовали бы преодолению отношения к культуре по остаточному принципу, в том числе и в вопросах финансирования. По их мнению, следует закрепить в базовом законодательном акте действенные показатели — количественные, процентные и т.д. — которые были бы обязательными при реализации государственной культурной политики всеми государственными органами. С уверенностью можно сказать, что это предложение не вызовет возражений у работников культурной сферы.
Муниципальная реформа
Отдельный и весьма объемный раздел Отчета посвящен анализу развития законодательства субъектов Федерации. Но построен он таким образом, что это регионы дают оценку федеральным законодательным новациям и вносят свои предложения по его совершенствованию. И эта оценка чаще всего позитивная, хотя и предложений хоть отбавляй. Взять хотя бы одну из самых наболевших тем — состояние и развитие законодательства о местном самоуправлении.
Еще с середины девяностых годов, когда был принят первый федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на практике выявился ряд серьезных проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления. Общий объем необходимых изменений и дополнений требовал принятия его в новой редакции или нового закона в целом. В 2003 году появился новый закон с тем же названием, но и он за время своего действия подвергся серьезной корректировке: изменения в него были внесены в общей сложности 98 федеральными законами.
Но проблемы оставались и после того, как на них обратил внимание глава государства. В 2014 году было принято еще два закона. Одним из них были внесены изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Другим — поправки в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ, направленные на уточнение этих самых общих принципов в целях приближения муниципальной власти к населению, повышения эффективности ее работы по обеспечению жизнедеятельности населения, укрепления власти на местах.
В целом качество правового обеспечения очередного этапа муниципальной реформы в 2014 году субъектами Российской Федерации оценивается как положительное: создана фундаментальная законодательная основа для последующих преобразований организационных и бюджетных основ муниципального устройства, разграничения полномочий между уровнями публичной власти. К такому выводу пришли авторы Отчета по результатам анализа информации, поступившей от подавляющего большинства Законодательных собраний субъектов Федерации. Вместе с тем регионы справедливо полагают, что реализация новшеств потребует дальнейших изменений федерального законодательства. В частности, необходимо обеспечить безвозмездную передачу в муниципальную собственность муниципальных районов имущества, находящегося в собственности сельских поселений.
Регионы по-прежнему отмечают ряд нерешенных проблем, связанных с реализацией федерального законодательства о местном самоуправлении, несмотря даже на принятые в 2014 году изменения. По мнению большинства регионов, законодательные изменения не разрешают в должной мере проблемы финансового обеспечения местного самоуправления. То есть, у органов местного самоуправления, как и прежде, элементарно не хватает средств для осуществления в полном объеме своих полномочий. И пока они не появятся, муниципальная реформа будет буксовать. Поэтому значительное количество предложений, подготовленных субъектами Федерации, касается совершенствования финансово-экономической основы местного самоуправления. Решить проблему могла бы корректировка бюджетного и налогового законодательства.
Конечно, предложения регионов касаются не только финансовой составляющей. Их анализ позволил авторам Отчета сделать вывод: в субъектах Федерации накоплен определенный опыт функционирования и развития местного самоуправления, что в перспективе позволит определить основные критические точки. Пакет системных мер по совершенствованию местного самоуправления, предлагаемый в этой связи региональными законодателями, призван стать основой при формировании муниципальной правовой политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Николай Калинин