К думской избирательной кампании все готово

В голосовании в сентябре 2016 года собираются участвовать от половины до почти 80 процентов россиян

Четвертого ноября президент Владимир Путин подписал Фе­деральный закон «Об утверж­дении схемы одномандатных изби­рательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации».
 
Напомним, что закон был принят Государственной Думой 20 октября и одобрен Советом Федерации 28 ок­тября. Он утверждает схему одноман­датных избирательных округов, наи­менование каждого одномандатного избирательного округа и его номер, перечень входящих в каждый одно­мандатный избирательный округ му­ниципальных образований или насе­ленных пунктов (за исключением од­номандатных избирательных округов, включающих в себя всю территорию субъекта Российской Федерации), чис­ло избирателей, зарегистрированных в каждом одномандатном избиратель­ном округе.
Также в законе прописано «при­крепление» граждан Российской Фе­дерации, проживающих в иностран­ных государствах (с указанием наи­менований иностранных государств) к одномандатным избирательным округам на территории РФ. Схема одномандатных избирательных округов будет действовать на 10 лет — то есть как минимум для двух избирательных кампаний.
 

Знает ли об этом избиратель?

В большинстве своем пока нет. Ведь обычный гражданин не живет от вы­боров до выборов. Но скоро по актив­ности местных и федеральных полити­ков в местных СМИ, по участившимся встречам действующих депутатов с избирателями, по публикациям местных аналитиков он сможет об этом догадаться. Сомнительно так­же, что граждане помнят, что уже две кампании по выборам в Думу (в 2007 и 2011 годах) прошли без кандидатов в избирательных округах. Впрочем, из­бирателям скоро напомнят и об этом.
Гадать о будущей явке сегодня трудно. Согласно опросу фонда «Об­щественное мнение» (ФОМ), в кон­це июня об идее перенести выборы в Государственную Думу в 2016 году с декабря на сентябрь знали 47 про­центов жителей страны, не знали 53 процента. Собирались идти голосовать 79 процентов жителей России, не со­бирались 14 процентов. Среди моло­дежи, москвичей и жителей городов-миллионников предполагали, что не станут голосовать около 20 процентов опрошенных. Затруднились ответить на этот вопрос 6 процентов. Впрочем, при опросах число «потенциально го­лосующих» всегда оказывается выше, чем в реальности. А тут еще и сен­тябрь — месяц, как известно, «дачно-урожайный» и полуотпускной.
Кстати, следует отметить, что не все опросы прочат столь высокую яв­ку. Исследование, проведенное в кон­це октября Левада-Центром (1600 че­ловек в 134 населенных пунктах 46 регионов), показало, что планируют принять участие в предстоящих выбо­рах в Государственную Думу только 49 процентов россиян. Из них 30 процен­тов заявили, что, скорее всего, придут на избирательные участки и лишь 19 процентов сделают это «совершенно точно». Сомневаются в своем приходе на голосование 14 процентов, а 10 про­центов уверены, что не придут. Еще 25 процентов респондентов не знают, станут ли они голосовать.
Согласно этому опросу, на конец октября за партию «Единая Россия» готовы были проголосовать 40 про­центов россиян в целом и 63 процен­та тех, кто собрался голосовать, за КПРФ — соответственно 11 процентов и 17 процентов, за ЛДПР — 6 процен­тов и 9 процентов, за «Справедливую Россию» — 3 процента и 4 процента. Примерно по одному проценту опро­шенных из тех, кто планирует прого­лосовать, отдали бы голос за партии «Родина», «Гражданская платформа», Партия Прогресса, «ПАТРИОТЫ РОС­СИИ». Менее одного процента опро­шенных предпочли бы «Республи­канскую партию России — ПАРНАС», Альянс Зеленых — Народную партию, «Яблоко».
Как многие помнят, большая часть скандалов, связанных с попытками подкупа избирателей, в кампании 1993-2004 годов имела место в одно­мандатных округах. В ходе опроса Левада-Центра гражданам был задан вопрос: «Могли бы вы продать свой голос на выборах в Госдуму?» Около двух третей — 61 процент — респон­дентов ответили, что «не сделают это­го ни за какие деньги», 18 процентов затруднились ответить. Каждый деся­тый (11 процентов) готов продать свой голос за 5 тысяч рублей, 6 процентов — за более крупную сумму.
 

Будут ли одномандатники стимулом к явке?

Неясно также, повысит ли явку при­сутствие конкурирующих друг с дру­гом кандидатов в округах. Теорети­чески дополнительная мотивировка появляется. Но с этим согласны не все.
Депутат от «Справедливой Рос­сии» Алексей Казаков полагает, что введение одномандатных округов явку на выборах не повысит, потому что «выборы для того и переносили на сентябрь, чтобы максимально по­низить явку». «Образно говоря, что­бы пришли одни чиновники и сами за себя проголосовали», — считает депутат. Ему также представляется непонятным, зачем, например, город Смоленск — цельный политический организм, по новой нарезке поделили почти пополам на два округа. Впро­чем, как коренной смолянин, он готов выдвигаться по любому из этих окру­гов, но решения по этому вопросу по­ка не принял.

Выборы

Первый заместитель председате­ля Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арби­тражному и процессуальному законо­дательству Сергей Фабричный (фрак­ция «Единая Россия»), наоборот, уве­рен, что персонализация выборов по­высит к ним интерес. Наш вопрос за­стал его, кстати, во время подготовки к региональному политсовету партии в Новгородской области (в ней — один избирательный округ), который будет обсуждать будущее проведение пар­тийных «праймериз». «Некоторым лю­дям важно проголосовать за партию, политическое направление, програм­му. Но одновременно они хотят прого­лосовать и за известную им личность, у которой есть какие-то взгляды, исто­рия, достижения, намерения, инициа­тивы. И это явится дополнительным мотивом прийти на выборы», — пола­гает Сергей Фабричный.
 

Что говорит история?

Исходя из опыта парламентских вы­боров в 1993-2011 годах, можно го­ворить о том, что влияние наличия или отсутствия кандидатов по одно­мандатным округам на явку не про­сматривается.
Впрочем, исходить из прежних результатов в прогнозе явки было бы неправильно. Для миллионов молодых избирателей выборы в округах будут абсолютно новым явлением, а для остальных — довольно хорошо забытым старым, что вполне сойдет «за новенькое». Главные вопросы: насколько кандидаты будут отзывчивы к сложившейся на момент голосования повестке дня, насколько они будут ярки и в какой степени избиратель им будет доверять?               
 
Леонид Горяинов
Просмотров 2315