Выступление главы ЦИК предваряло рассмотрение проекта Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Этот документ вызвал живую дискуссию и в обществе, и в политических кругах. Поэтому членам Совета Федерации было важно услышать мнение главы ведомства, отвечающего за организацию и проведение выборов в стране.
Владимир Чуров ожидания сенаторов не обманул. Его обстоятельный доклад обрисовал парламентариям полную картину, складывающуюся в сфере выборов. И она, по мнению председателя Центризбиркома, такова: уже более 20 лет избирательная система России, основываясь на действующей Конституции и развитом законодательстве, стабильно обеспечивает проведение всеобщих, равных, прямых выборов всех уровней при соблюдении тайны голосования. Эти выборы, заявил он, в той же степени соответствуют международным стандартам, как и выборы в любой европейской демократической стране.
Если проанализировать голосование только по региональным и местным выборам в России с марта 2008 года по сегодняшний день, то выясняется, что результаты четырех парламентских партий достаточно стабильны. Это во всем мире считается показателем устойчивости партийной системы.
Говоря о трансформации избирательного законодательства, Владимир Чуров заметил, что избирательная практика в любой демократической стране постепенно изменяется, следуя логике политического развития государства и развития самой избирательной системы. И совершенно очевидно, что увеличение числа партий, участвующих реально в выборах, снижение барьера с 7 до 5 процентов, возвращение к смешанной избирательной системе и возвращение графы «против всех» — все это в комплексе способно внести коррективы в политическую палитру будущего парламента страны.
Исходя из опыта, накопленного по итогам выборов депутатов Госдумы с 1995 по 2011 годы, глава Центризбиркома считает, что увеличение числа партий при снижении барьера может как уменьшить, так и увеличить представительность нижней палаты Федерального Собрания. Это будет зависеть от того, какие конкретные факторы будут работать в избирательной кампании 2016 года. Смешанная система, прежде всего, и графа «против всех» в любом случае также уменьшают представительность избранного парламента и возвращают ее к уровню начала 2000-х годов.
При этом, как следовало из слов Владимира Чурова, графа «против всех» на федеральном уровне, вплоть до ее отмены в 2003 году, не являлась решающим фактором. Но при голосовании в одномандатных округах, на региональных и местных выборах она зачастую приобретала значимый характер и приводила к необходимости проведения повторных выборов.
Единственное, что остается почти неизменным за двадцать лет существования российской избирательной системы, так это основной ее участник — избиратель. Речь идет о количестве граждан, имеющих право голоса, и об их явке на участки для голосования, то есть о желании этим правом воспользоваться. По словам Владимира Чурова, общая численность избирателей не слишком сильно изменялась, а в последние годы наблюдается устойчивый рост их числа, что, по его мнению, прежде всего связано с увеличением средней продолжительности жизни в стране. Что касается явки избирателей на выборах депутатов Государственной Думы, то она росла с 55,75 процента — в 2003 году до 63,78 процента — в 2007 году и несколько снизилась, но все равно осталась выше 60 процентов — в 2011 году.
Основным в развитии российской избирательной системы Владимир Чуров считает подготовку членов избирательных комиссий всех уровней. И это вполне понятно: в ходе выборов, особенно федеральных, в работу поистине гигантской, соответствующей масштабам страны избирательной машины вовлечено огромное количество людей. Причем подавляющее большинство из них — не на профессиональной основе.
Данные впечатляют: к 15 членам Центральной избирательной комиссии России и нескольким сотням сотрудников различных подразделений Центризбиркома следует прибавить:
— 1 120 членов и сотрудников избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, из них на штатной основе только 371;
— 26 264 члена и сотрудника территориальных избирательных комиссий, на профессиональной основе только 1 061 человек;
— 830 000 членов и сотрудников участковых избирательных комиссий (это самая большая по численности группа участников избирательной кампании, и все они работают на непрофессиональной основе, то есть, по сути, на общественных началах).
Чуть ли не миллион граждан обеспечивает проведение выборов в стране, это более чем широкое народное представительство, особенно с учетом того, что из 830 тысяч членов участковых избирательных комиссий больше половины, точнее, 52 процента, назначены политическими партиями, как парламентскими, так и непарламентскими.
По мнению Владимира Чурова, это означает, что главное звено выборов — участковые избирательные комиссии — сформировано вполне демократично. Можно предположить, что именно эти сведения позволили главе Центризбиркома утверждать: более открытого избирательного органа в мире не существует.
И этот процесс, судя по всему, будет расширяться. В рамках информационной системы ГАС «Выборы» готовятся технические изменения, которые позволят исключить любые споры по поводу фальсификации протоколов на избирательных участках. Все они окажутся идентичны, их разместят одномоментно, и получить их на руки будет очень легко. Дальнейшее развитие, сообщил Владимир Чуров, получит внедрение комплексов электронного голосования и обработки избирательных бюллетеней. Такие комплексы, помимо всех прочих преимуществ, являются экономически выгодными: они не требуют печатания, развозки избирательных бюллетеней и потому окупаются за два—три цикла. Подвергнется модернизации и сама система ГАС «Выборы».
В завершение глава ЦИК остановился на том, что, по его мнению, необходимо совершенствовать в законодательном плане. Например, упрощение правил агитации, процедуры подсчета голосов, которая является самой сложной в Европе, и процедур регистрации кандидатов. Нуждается, считает он, в обсуждении вопрос о возвращении досрочного и внедрение дистанционного голосования за рубежом и в труднодоступных, отдаленных местах. Россия гигантская страна с разными природными, климатическими и прочими условиями. Цена одного голоса в Якутии или в Ямало-Ненецком автономном округе значительно дороже по сравнению с голосованием в Центральной России.
Выборы стране вообще обходятся недешево. Если в 2003 году фактические расходы составляли около трех миллиардов рублей, то в 2011 году уже почти семь миллиардов, сообщил Владимир Чуров. На проведение выборов депутатов Госдумы в 2016 году федеральным бюджетом предусмотрено 6,5 миллиарда рублей. Сам глава Центризбиркома эту цифру назвал условной. Она рассчитана на применение полностью пропорциональной системы голосования. Только одно введение одномандатных округов увеличивает расходы примерно на миллиард рублей: ведь необходимо образовать 225 окружных комиссий. Самая большая статья увеличения расходов — выделение средств на возможное повторное голосование по одномандатным округам в тех случаях, когда выборы будут признаны несостоявшимися. Изменения в законодательстве тоже имеют свою цену, заметил председатель Центральной избирательной комиссии.
Фото Юрий Инякин