Все о пенсиях в России

вчераПрабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

два дня назадВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Избирательная система меняется, следуя логике политического процесса…

Так заявил председатель Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров, выступая на 345-м пленарном заседании Совета Федерации

   

25.02.2014 15:56

Избирательная система меняется, следуя логике политического процесса…
Владимир Чуров
Выступление главы ЦИК пред­варяло рассмотрение проекта Федерального закона «О выбо­рах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Этот документ вызвал живую дискуссию и в обществе, и в политических кругах. Поэтому членам Совета Федерации было важно услы­шать мнение главы ведомства, отвеча­ющего за организацию и проведение выборов в стране.
 
Владимир Чуров ожидания сена­торов не обманул. Его обстоятельный доклад обрисовал парламентариям полную картину, складывающуюся в сфере выборов. И она, по мнению председателя Центризбиркома, такова: уже более 20 лет избирательная систе­ма России, основываясь на действую­щей Конституции и развитом законо­дательстве, стабильно обеспечивает проведение всеобщих, равных, прямых выборов всех уровней при соблюде­нии тайны голосования. Эти выборы, заявил он, в той же степени соответ­ствуют международным стандартам, как и выборы в любой европейской демократической стране.
 
Если проанализировать голосование только по региональным и местным выборам в России с марта 2008 года по сегодняшний день, то выясняется, что результаты четырех парламентских партий достаточно стабильны. Это во всем мире считается показателем устойчивости партийной системы.
 
Говоря о трансформации избира­тельного законодательства, Владимир Чуров заметил, что избирательная практика в любой демократической стране постепенно изменяется, следуя логике политического развития государства и развития самой избира­тельной системы. И совершенно оче­видно, что увеличение числа партий, участвующих реально в выборах, сни­жение барьера с 7 до 5 процентов, воз­вращение к смешанной избирательной системе и возвращение графы «против всех» — все это в комплексе способно внести коррективы в политическую палитру будущего парламента страны.
 
Исходя из опыта, накопленного по итогам выборов депутатов Госдумы с 1995 по 2011 годы, глава Центризбирко­ма считает, что увеличение числа пар­тий при снижении барьера может как уменьшить, так и увеличить представи­тельность нижней палаты Федерально­го Собрания. Это будет зависеть от того, какие конкретные факторы будут ра­ботать в избирательной кампании 2016 года. Смешанная система, прежде всего, и графа «против всех» в любом случае также уменьшают представительность избранного парламента и возвращают ее к уровню начала 2000-х годов.
 
При этом, как следовало из слов Владимира Чурова, графа «против всех» на федеральном уровне, вплоть до ее отмены в 2003 году, не являлась решающим фактором. Но при голосо­вании в одномандатных округах, на региональных и местных выборах она зачастую приобретала значимый ха­рактер и приводила к необходимости проведения повторных выборов.
 
Единственное, что остается почти неизменным за двадцать лет суще­ствования российской избирательной системы, так это основной ее участник — избиратель. Речь идет о количестве граждан, имеющих право голоса, и об их явке на участки для голосования, то есть о желании этим правом вос­пользоваться. По словам Владимира Чурова, общая численность избирате­лей не слишком сильно изменялась, а в последние годы наблюдается устойчи­вый рост их числа, что, по его мнению, прежде всего связано с увеличением средней продолжительности жизни в стране. Что касается явки избирателей на выборах депутатов Государственной Думы, то она росла с 55,75 процента — в 2003 году до 63,78 процента — в 2007 году и несколько снизилась, но все равно осталась выше 60 процентов — в 2011 году.
 
Основным в развитии российской избирательной системы Владимир Чуров считает подготовку членов изби­рательных комиссий всех уровней. И это вполне понятно: в ходе выборов, особенно федеральных, в работу по­истине гигантской, соответствующей масштабам страны избирательной ма­шины вовлечено огромное количество людей. Причем подавляющее большин­ство из них — не на профессиональной основе.
 
Данные впечатляют: к 15 членам Центральной избирательной комиссии России и нескольким сотням сотруд­ников различных подразделений Цен­тризбиркома следует прибавить:
 
        1 120 членов и сотрудников из­бирательных комиссий субъектов Рос­сийской Федерации, из них на штатной основе только 371;
 
        26 264 члена и сотрудника терри­ториальных избирательных комиссий, на профессиональной основе только 1 061 человек;
 
        830 000 членов и сотрудников участковых избирательных комиссий (это самая большая по численности группа участников избирательной кампании, и все они работают на не­профессиональной основе, то есть, по сути, на общественных началах).
 
Чуть ли не миллион граждан обе­спечивает проведение выборов в стра­не, это более чем широкое народное представительство, особенно с учетом того, что из 830 тысяч членов участко­вых избирательных комиссий больше половины, точнее, 52 процента, назна­чены политическими партиями, как парламентскими, так и непарламент­скими.
 
По мнению Владимира Чурова, это означает, что главное звено выборов — участковые избирательные комис­сии — сформировано вполне демо­кратично. Можно предположить, что именно эти сведения позволили главе Центризбиркома утверждать: более от­крытого избирательного органа в мире не существует.
 
И этот процесс, судя по всему, будет расширяться. В рамках информацион­ной системы ГАС «Выборы» готовятся технические изменения, которые по­зволят исключить любые споры по поводу фальсификации протоколов на избирательных участках. Все они окажутся идентичны, их разместят одномоментно, и получить их на руки будет очень легко. Дальнейшее разви­тие, сообщил Владимир Чуров, получит внедрение комплексов электронного го­лосования и обработки избирательных бюллетеней. Такие комплексы, помимо всех прочих преимуществ, являются экономически выгодными: они не тре­буют печатания, развозки избиратель­ных бюллетеней и потому окупаются за два—три цикла. Подвергнется модер­низации и сама система ГАС «Выборы».
 
В завершение глава ЦИК остановил­ся на том, что, по его мнению, необ­ходимо совершенствовать в законода­тельном плане. Например, упрощение правил агитации, процедуры подсчета голосов, которая является самой слож­ной в Европе, и процедур регистрации кандидатов. Нуждается, считает он, в обсуждении вопрос о возвращении до­срочного и внедрение дистанционного голосования за рубежом и в труднодо­ступных, отдаленных местах. Россия гигантская страна с разными природ­ными, климатическими и прочими ус­ловиями. Цена одного голоса в Якутии или в Ямало-Ненецком автономном округе значительно дороже по срав­нению с голосованием в Центральной России.
 
Выборы стране вообще обходятся недешево. Если в 2003 году фактиче­ские расходы составляли около трех миллиардов рублей, то в 2011 году уже почти семь миллиардов, сообщил Владимир Чуров. На проведение выбо­ров депутатов Госдумы в 2016 году фе­деральным бюджетом предусмотрено 6,5 миллиарда рублей. Сам глава Цен­тризбиркома эту цифру назвал услов­ной. Она рассчитана на применение полностью пропорциональной систе­мы голосования. Только одно введение одномандатных округов увеличивает расходы примерно на миллиард ру­блей: ведь необходимо образовать 225 окружных комиссий. Самая большая статья увеличения расходов — выделе­ние средств на возможное повторное голосование по одномандатным окру­гам в тех случаях, когда выборы будут признаны несостоявшимися. Измене­ния в законодательстве тоже имеют свою цену, заметил председатель Цен­тральной избирательной комиссии.
 
Фото Юрий Инякин 
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 6408