Государственная Дума: от «завалов» к парламентской дипломатии

Государственная Дума одобрила (во всех чтениях) закон о редких заболеваний, лекарства от которых будут закупаться за счёт госбюджета; приняла закон, разрешающий гражданам регистрировать новые автомобили, минуя ГИБДД, непосредственно у дилеров; приняла закон об обязательном изучении государственного русского языка и языков национальных республик — при возможности для родителей выбирать родной язык для своих детей.

Это часть списка проектов, принятых за одни сутки в последнюю неделю весенней сессии палаты, начавшейся 9 января и закончившейся 29 июля.

На пресс-конференции в пятницу председатель Госдумы Вячеслав Володин назвал завершающуюся сессию «самой продолжительной с 1999 года, самой напряжённой и ответственной», потому что во время этой сессии проходили значимые события в жизни нашей страны. «В первую очередь это выборы Президента Российской Федерации, назначение председателя Правительства и формирование его состава», — пояснил спикер.

Имеется общая статистика законотворческой работы Госдумы за полугодие: внесено 710 законов, рассмотрено — 900. Из них 500 законопроектов были приняты (155 в первом, 2 во втором и 343 в третьем чтении), остальные отклонены. Эти цифры показывают, что Дума рассмотрела почти на двести законопроектов больше, чем было внесено с начала сессии. Объяснение просто: нынешний созыв палаты, помимо собственной деятельности, активно занимается «ликвидацией законодательных завалов», доставшихся ей от предыдущих версий парламента.

Напомним, что осенью 2016 года, после выборов, руководство нижней палаты начало проводить политику по «дисциплинированию» депутатов — то есть, говоря просто, приучению народных избранников к ежедневному труду по законопроизводству. Из-за отсутствия трудовой дисциплины в прежних созывах работа по рассмотрению проектов шла медленнее, чем накапливались новые инициативы. В результате у депутатов нынешнего созыва на руках скопилось наследие за долгие годы — и среди этого наследия (наряду с законопроектами устаревшими, дублирующими и просто декоративно-популистскими, внесёнными кем-то когда-то с невинной целью попиариться) неизбежно оказались законопроекты действительно необходимые и «давно наболевшие».

Выступая в пятницу в парламенте, Вячеслав Володин отметил: «Хочу напомнить, что с начала работы 5 октября 2016 года нам досталось 2020 законопроектов от прошлых созывов. Учитывая внесенные в Государственную Думу за время наших полномочий 2275 инициатив, общее количество законопроектов, которые были у нас на рассмотрении - 4295. За прошедший период принят 991 федеральный закон. Осталось на рассмотрении - 1084 законопроекта. Вот с этим законодательным портфелем, объем которого в два раза меньше по сравнению с октябрем 2016 года, мы с вами начнем работу в следующую сессию».

Как легко видеть, принуждение депутатов к труду было вызвано не каким-то мифическим «закручиванием гаек», а банальной жизненной необходимостью — если бы не удалось сделать Думу реально работающим механизмом по законодательному оформлению государственной политики, процесс накопления «нужных, но неработающих» инициатив грозил перейти в состояние лёгкого паралича ветви власти.

Чтобы эта тенденция не возрождалась на нынешнем витке, руководство палаты Федерального Собрания в качестве основного приоритета весной приняло работу с посланием Президента России и президентскими поручениями. Это в значительной степени снимает с повестки популярное мнение, тиражируемое СМИ, о том, что послания Владимира Путина «не доходят до реального воплощения».

Из последних президентских инициатив, нашедших быстрое воплощение, стоит отметить предложение о продлении безвизового въезда в страну иностранным болельщикам чемпионата мира по футболу — 2018 до конца года. Идею, напомним, Путин подал 15 июля. Он объявил, что обладатели паспортов болельщика должны получить право безвизового въезда в Россию до 2019 года. И добавил: «Мы продумаем для туристов максимально комфортный визовый режим, чтобы они могли снова приехать в Россию».

Первая часть путинского пожелания, оформленная в законодательную инициативу главами думских фракций и председателем Госдумы Вячеславом Володиным, была принята уже 26 июля. При этом есть основания полагать, что вторая часть, призванная снять явно пережившие свою полезность многолетние препоны и ликвидировать «визовый режим юрского периода», также будет проработана, преодолеет фундаментальное сопротивление МИД и воплотится в обозримом будущем.

В качестве ещё одного сопутствующего эффекта можно назвать то, что нынешняя Дума перестала рассматриваться как площадка для политического акционизма. Если ранее не просто нормальным, но и политически выгодным способом работы над резонансными законопроектами считался массовый бойкот голосований, в том числе исход из зала оппозиционных фракций, то сейчас подобные яркие акции заменены участием в содержательной дискуссии и доработке законов, в результативном диалоге с Правительством и оппонентами в парламенте.

Наконец, стоит отметить ещё один аспект думской деятельности, активно проявившийся в эту сессию. Нижняя палата российского парламента становится субъектом международной политики. В гости приезжали — впервые за много лет — и американские конгрессмены. Председатель Госдумы лично встречался с лидерами иностранных государств и главами законодательных собраний. Сами российские депутаты активно наносили визиты в союзные государства — в том числе в Сирию (где обсуждался вопрос об участии российских компаний в послевоенной экономике страны) и Армению (в результате внутриполитические перемены в этой республике не привели к кризису в отношениях между союзниками).

Как выразился президент Путин в послании Международному форуму «Развитие парламентаризма», прошедшему в Москве в июне этого года, парламентская дипломатия «способна укрепить доверие между странами, оказать позитивное влияние на решение острых международных и региональных проблем», назвав в ряду актуальных тем «борьбу с терроризмом, нелегальной миграцией, обеспечение информационной безопасности, прикладные аспекты современного нормотворчества и развития демократических, представительных институтов».

Вячеслав Володин в своём итоговом выступлении подчеркнул: «Как показала практика, работа в рамках межпарламентских комиссий является одной из эффективных. Она позволяет конкретизировать вопросы, требующие решения, дисциплинирует обе стороны в поддержании и развитии диалога».

То есть это всё не «протокольные встречи для галочки», а часть государственного внешнеполитического курса на выстраивание новой, постоднополярной системы международных связей.

По факту Россия уже стала одним из ключевых мировых центров силы, и российский парламент успешно выполняет роль одного из её инструментов.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Ещё материалы: Виктор Мараховский

Просмотров 2881

31.07.2018 00:00

Загрузка...