Госсовет утвердил себя в качестве одного из значимых политических институтов страны

Государственный Совет был создан на основании Указа Президента от 1 сентября 2000 года — таким образом, данный орган действует уже 20 лет. При этом роль и значение данного органа в общей системе публичного управления, по существу оставаясь прежними, в последние годы значительно возросли.

В целях эффективного решения задач, возложенных на Государственный Совет, в его практике были выработаны новые формы и форматы работы, позволяющие говорить о том, что данный орган выполняет самостоятельные, специфические функции по обеспечению единства всей системы публичной власти, а также по проведению единой, согласованной общенациональной политики на всей территории страны, учитывающей интересы всех её регионов.

Изначально созданный в развитие конституционных положений о полномочиях президента по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов власти различных уровней (статьи 80, 85 Конституции РФ), Государственный Совет был образован в целях обсуждения проблем, имеющих особое государственное значение и касающихся взаимоотношений Федерации и её субъектов.

Как орган, деятельность которого направлена на поддержание взаимодействия федерального Центра и регионов по линии исполнительной власти, в процессе совершенствования своей работы Государственный Совет обнаружил новые возможности по выражению регионами своих интересов на федеральном уровне и оказанию влияния на проводимую общегосударственную политику, внесению ими вклада в социально-экономическое развитие страны.

Таким образом, в рамках деятельности Госсовета в настоящее время решаются две базовые задачи.

С одной стороны, обеспечивается обратная связь регионов с главой государства, субъекты Российской Федерации получают дополнительные возможности по выражению своих интересов на федеральном уровне.

С другой — появляются новые инструменты консолидации и координации усилий органов власти всех уровней, направленных на решение общенациональных задач.

С учётом значения и специфики тех функций, которые реализуются данным органом, придание ему статуса конституционного представляется оправданным. Закрепление соответствующих положений является развитием модели федеративных отношений, заложенной в Конституции.

Они чётко отражены в новых положениях Конституции РФ. Отталкиваясь именно от данных базовых положений, задающих ориентиры деятельности Государственного Совета, и будут приняты законодательные положения, развивающие конституционные нормы.

За весь период своего существования Госсоветом было проведено 52 заседания, которые были посвящены наиболее значимым вопросам общественной и политической жизни.

Если проанализировать тематику этих заседаний, то можно обнаружить, что в действительности в первые годы деятельности данного органа значительный блок рассматриваемых им вопросов был посвящён в первую очередь выстраиванию эффективного взаимодействия органов власти различных уровней в рамках единой системы публичной власти, вопросам разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и её субъектов, повышению эффективности деятельности органов государственной власти, развитию федерализма.

В последнее же время деятельность Государственного Совета стала больше сконцентрирована на вопросах согласования действий регионов и Центра по выработке единой государственной политики в различных отраслях и сферах социально-экономического развития России.

В рамках Госсовета созданы 16 рабочих групп по различным направлениям, соответствующим как отдельным отраслям российской экономики, так и государственной политике, сферам общественной жизни, публичного управления. Это, в частности, такие группы, как «Государственное и муниципальное управление», «Здравоохранение», «Коммуникации, связь, цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство», «Молодёжная политика», «Образование и наука», «Промышленность», «Сельское хозяйство», «Социальная политика» и другие.

В соответствии с распоряжением Президента РФ о создании данных групп их функциями являются не только подготовка материалов по вопросам, которые планируется рассмотреть на заседаниях Государственного Совета, но также анализ правоприменительной практики в субъектах по направлениям деятельности рабочих групп и подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов. А также анализ и оценка реализации региональных проектов, выявление лучших практик государственного и муниципального управления в регионах.

Для эффективной реализации своих функций рабочие группы, например, имеют право запрашивать необходимую информацию по различным вопросам у органов публичной власти и организаций, привлекать для осуществления аналитических работ учёных и специалистов, пользоваться банками данных органов государственной власти, использовать государственные системы связи и коммуникации.

При этом они осуществляют свою деятельность во взаимодействии с Правительством и проводят заседания не реже одного раза в месяц, а при необходимости — и внеочередные заседания.

В ходе обсуждений здесь озвучиваются актуальные проблемы, с которыми сталкиваются регионы при реализации основных направлений госполитики, формируются предложения по корректировке национальных проектов и по изменению механизмов реализации национальных программ.

Как было отмечено Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию, «за прошедшее время Госсовет показал свою высокую эффективность, его рабочие группы обеспечивают профессиональное, всестороннее и качественное рассмотрение наиболее значимых для граждан и страны вопросов».

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что деятельность Государственного Совета выявила его новую роль и значение в работе по укреплению единства системы власти в стране, согласованного и эффективного функционирования всех её органов. Использование в его работе новых инструментов и форм работы, таких как рабочие группы, стратегические сессии, активизировало деятельность данного органа, повысило его значение. Он приобрёл формат площадки, на которой вырабатываются не просто отдельные решения, а стратегии развития как отдельных, так и комплексных отраслей экономики, социальной сферы, согласуются действия всех органов государственной власти: губернаторов, Правительства, федеральных парламентариев.

Появлению последней функции, в частности, послужило последовательное расширение Государственного Совета и включение в его состав председателей палат федерального парламента, руководителей депутатских фракций, а также полномочных представителей президента в федеральных округах, что также создало дополнительные возможности для контактов региональных руководителей с представителями федерального Центра.

Необходимо ещё раз подчеркнуть особый, обладающий спецификой статус Госсовета и отметить, что задачи данного органа отличаются от функций, реализуемых Советом Федерации. Так, деятельность палаты регионов во многом связана с выражением интересов субъектов РФ на федеральном уровне в рамках общего законодательного процесса и проведением тех решений, которые необходимы для преодоления насущных проблем, существующих в регионах.

Функции же Государственного Совета в данном смысле отличаются и направлены на решение стратегических задач, преимущественно по линии исполнительной власти.

Стоит отметить, что одной из основополагающих идей поправок в Основной закон было закрепление отдельных, наиболее значимых достижений государственного и общественного развития в конституционном тексте. Данная идея реализовала себя в разных направлениях: и с точки зрения развития сферы международных отношений, достижения и закрепления на конституционном уровне определённых гарантий социальных прав граждан. Данная идея коснулась и закрепления наиболее эффективных практик государственного управления, в частности, тех, которые имеют особое значение для России как для федеративного государства.

Представляется, что положения нового федерального закона о Государственном Совете будут отражать лучшие наработанные практики деятельности данного органа, которые доказали свою эффективность на долгосрочную перспективу. Государственный Совет утвердил себя в качестве одного из значимых политических институтов страны, стал площадкой для выработки стратегических решений, координации и объединения усилий всех органов власти по улучшению качества жизни обычных граждан.

Ещё материалы: Андрей Клишас

Просмотров 1757

01.09.2020 00:00

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях