Госдума требует контрольных полномочий
Руководители фракций Госдумы подводят итоги законотворческой деятельности и оценивают работу за прошедший период как фракции, так и палаты в целом
Руководители фракций — Владимир Васильев («Единая Россия»), Владимир Жириновский (ЛДПР), Геннадий Зюганов (КПРФ), Сергей Миронов («Справедливая Россия») — в ответах на вопросы журнала «РФ сегодня» подводят итоги законотворческой деятельности и оценивают работу за прошедший период как фракции, так и палаты в целом
КРЫМСКИЙ АКЦЕНТ
Вопрос: Чем вам запомнился VI созыв Государственной Думы?
Владимир Васильев: Работа Государственной Думы VI созыва пришлась на годы сложные, напряженные, наполненные испытаниями, которые сплотили нас и открыли новые возможности. Практически единогласно (444 депутата) Дума проголосовала за закон о вхождении Крыма и Севастополя в состав России и о порядке формирования в ней новых регионов. А потом вместе приняли около 120 законов, переводящих новые субъекты в юрисдикцию РФ. Консолидацию всех фракций в интересах России президент назвал отличительной чертой нашего созыва, и с ним полностью согласны не только депутаты «Единой России», но и коллеги из других фракций.
Владимир Жириновский: В работе Госдумы VI созыва мне более всего запомнилось «возвращение Крыма домой», то, как мы в патриотическом порыве оперативно и слаженно приняли великолепный документ, воссоединяющий нас. События весны 2014 года привели к сплочению депутатов всех фракций: в кратчайшие сроки было принято более 120 законов, которые минимизировали проблемы вхождения полуострова в состав России. За прошедшие пять лет депутаты приняли шесть тысяч законов, из них где-то четверть подготовлено ЛДПР Нынешняя Дума приняла все фундаментальные законы, сформировав законодательство не хуже, чем в царской и советской России. Сейчас идут уже поправки.
Геннадий Зюганов: Прежде всего «крымской весной», единодушной, можно сказать, на одной волне работой депутатов всех фракций над законами, воссоединяющими Крым и Севастополь с Россией. Это было торжество русского духа, которое сплотило страну. Тронуло душу и создание Евразийского экономического союза — долгожданного, хотя и запоздалого шага на пути к возрождению исторических, экономических, политических и культурных связей наших республик. На этот же период пришелся и разгар наиболее тяжелого кризиса. У нас самый высокий спад из крупных стран, поэтому считаю, что палата не справилась с главной задачей — не сумела обуздать кризис и задать соответствующие темпы развития экономики.
Сергей Миронов: Депутатский корпус VI созыва не зря прозвали «крымским», ибо он консолидированно принял исторические решения о воссоединении Крыма и Севастополя со своей исконной родиной. В работе над законами по интеграции Крыма и города-героя Севастополя в Россию «Справедливая Россия» приняла самое активное участие. За прошедшее время Госдума не раз проходила испытание на прочность, и в трудный час депутаты разных политических сил выступали сплоченно. Это проявилось и с введением антироссийских санкций, и в ситуации на Украине, в Сирии.
КОРРУПЦИОНЕР — ЭТО ВОР, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН СИДЕТЬ…
Вопрос: Недавно, выступая в парламенте, генпрокурор Юрий Чайка заявил, что в 2015 году чиновники-коррупционеры нанесли государству ущерб в размере более 40 миллиардов рублей. При этом, как показывает статистика, фигурантов дел о коррупции в нашей стране оправдывают чаще, чем других преступников. Что происходит? Почему пробуксовывает борьба с мздоимством?
Владимир Васильев: Противодействие коррупции ведется по всем фронтам: от офшоров до госзакупок. Причем это происходит на всех уровнях — от муниципального до федерального, и в госструктурах, и в правоохранительных органах. Серьезно усилено антикоррупционное законодательство. Введен контроль не только за доходами, но и за расходами лиц, замещающих госдолжности, их супругов и детей. Установлен запрет для чиновников на зарубежные активы, конкретизированы понятия «конфликт интересов» и «личная заинтересованность». Депутаты всех уровней теперь должны ежегодно до 1 апреля подавать декларации о доходах и расходах за предыдущий год.
Одна из моих коллег рассказала мне, что не спала ночь, потому что забыла задекларировать один счет на сумму 430 рублей. Когда такое было? Хотел бы подчеркнуть, что в истории Государства Российского такого антикоррупционного законодательства и такой практики его применения не было никогда. Сегодня до 40 процентов госуслуг оказывается по Интернету. И это резко сократило жалобы на коррупцию. Наша задача — довести этот показатель до 70 процентов к 2018 году. Введение фото- и видеофиксации на дорогах в десятки раз сократило как число обращений о неправомерном применении санкций за нарушения дорожного движения, так и возможности предложить взятку инспектору.
Что касается наказания коррупционеров, то, по данным Генпрокуратуры, почти тысяча чиновников, в том числе высокопоставленных, стали фигурантами коррупционных уголовных дел в 2015 году. В минувшем году в отношении более 13 тысяч коррупционеров судами вынесены обвинительные приговоры. С чиновников в доход бюджета взыскано на 100 миллионов рублей имущества, неподтвержденного официальными доходами. Это реальная практика. Можно сказать, что в стране последовательно создается антикоррупционный климат, в котором выгодно жить честно.
Владимир Жириновский: Корень зла в том, что в России вся власть в стране сконцентрирована в руках у одной партии, и это подавляет здоровую политическую конкуренцию. Следовательно, нет и правильной кадровой политики. Мы считаем, что у любого более-менее значимого руководителя заместителями всегда должны быть представители других партий. Пример тому подает Смоленск, где губернатор — наш, а его заместители представляют различные политические силы. Это уже резко понижает уровень коррупции. Эффективно способствует тому и смена команд, к чему должны приводить выборы как парламентские, так и президентские. А то у нас на хлебных местах сидят по 20-30 лет одни и те же чиновники, обрастают плесенью кумовства, сватовства. Надо законодательно ограничить срок их службы — соответствующая инструкция разрабатывается в Правительстве уже более десяти лет и никак не напишется. Действенной мерой по борьбе с мздоимством может быть жесткая подконтрольность чиновника, а для этого надо установить видеонаблюдение за ним в служебном помещении и прослушку его телефонов. Он должен знать, что находится под бдительным оком специальных органов. И разумеется, необходимо сделать полностью бесплатными образование и здравоохранение, где наживаются разного рода проходимцы. Мы предлагали внести изменения в Уголовный кодекс, усилив наказание за расхищение средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов на срок от пяти лет до пожизненного заключения. Естественно, партия власти наши законопроекты не пропустила.
Геннадий Зюганов: Коррупция стала национальным бедствием страны. Мы давно предлагали ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции. Напомню: эта статья предусматривает введение понятия «незаконное обогащение». После ее ратификации чиновники должны будут объяснить, откуда у них взялись дворцы и шикарные квартиры, автомобили и многомиллионные счета в банках? Если они не смогут этого разумным образом обосновать, то их в обязательном порядке будет ожидать уголовная ответственность. Соответствующий законопроект депутаты-коммунисты неоднократно вносили, но проправительственное большинство под разными предлогами не хочет его рассматривать.
Сергей Миронов: Борьба с коррупцией имела бы больший результат, если бы парламентское большинство поддерживало наши законодательные инициативы о введении конфискации имущества коррупционеров и членов их семей, о мерах борьбы с незаконным обогащением в рамках известной статьи 20 Конвенции ООН. Коррупционер — это вор, который грабит государство и народ, а такие преступления должны караться по всей строгости!
«СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ ДОВЕРЯЕМ»
Вопрос: Как вы можете прокомментировать недавний отчет Счетной палаты, касающийся деятельности Правительства РФ?
Владимир Васильев: В этом созыве мы значительно расширили возможности для парламентского контроля, в том числе в части анализа эффективности расходования бюджетных средств. В современных условиях на первый план выходят вопросы прозрачности и контроля в сфере управления государственными финансами. А соблюдение высоких стандартов аудиторской деятельности, анализ качества законопроектов, проверка работы исполнительной власти по распоряжению казной и госимуществом, выявление нарушений и определение способов их устранения — это те механизмы, которые не только позволяют создать благоприятные условия для развития, но и обеспечивают национальную безопасность страны.
Принятая 5 апреля 2013 года новая редакция Закона «О Счетной палате РФ» существенно повысила возможности этого органа. И результаты не заставили себя ждать. В 2015 году Счетная палата провела 322 контрольных и аналитических проверок — более 2,5 тысячи объектов во всех субъектах РФ. В результате выявлено только нарушений в расходовании бюджетных средств на сумму более 516 миллиардов рублей. Так в 2015 году в бюджет возвратилось средств в десять раз больше, чем в предыдущем. Если в 2014 году сумма возврата составляла 1 миллиард рублей, то в 2015 году — уже 10 миллиардов. После этих проверок было возбуждено 46 уголовных и тысячи административных дел.
Благодаря новым полномочиям Счетная палата стала органом не только финансового, но и парламентского контроля. В результате при формировании бюджета страны на 2016 год в ходе совместной работы депутатского корпуса, Счетной палаты и Правительства было выявлено внутри бюджета резервов на сумму 315 миллиардов рублей. И ко второму чтению мы перераспределили эти средства на первоочередные нужды — на дешевые бюджетные кредиты для регионов, на льготы на капремонт, на создание новых современных мест в школах, на поддержку села. Во взаимодействии Государственной Думы, Счетной палаты и Правительства содержатся большие резервы.
Владимир Жириновский: По словам Татьяны Голиковой, аудиторы нашли в ведомствах 190 миллиардов «спрятанных рублей» — это почти половина той суммы, что необходима для индексации пенсий! А есть данные о 44 триллионах рублей, которые зависают. В любом случае это свидетельствует о том, что деньги госкорпораций находятся вне контроля. Они лежат на депозитах, обогащая руководителей процентами, а на развитие экономики не идут. Следовательно, должен быть усилен контроль за использованием денег. Опять же хитрят, направляя их в конце текущего года, когда уже ничего не успевают делать. И деньги зависают, в то время как регионы пребывают в долгах. В Уголовном кодексе под давлением ЛДПР введена статья о наказании за нецелевое расходование бюджетных средств. На мой взгляд, надо приравнять к ней и «спрятанные» деньги -это тоже нецелевое использование средств. Отчет Счетной палаты заставляет задуматься и о том, почему шумно объявленная «национализация элиты» и «деофшоризация экономики» не случилась, зато нам тихо навязывают закон о засекречивании данных о владельцах недвижимости, яхт и самолетов.
Геннадий Зюганов: Глава Счетной палаты Татьяна Голикова признала, что ежегодно через бюджетную систему разбазариваются триллионы рублей. Ущерб в несколько раз превышает потери казны из-за падения нефтяных цен. Только за прошлый год объем нарушений при распределении бюджетных средств превысил 516 миллиардов рублей. Такие вопиющие нарушения Счетная палата обнаруживает ежегодно. Однако уголовные дела не возбуждаются, виновных даже к дисциплинарной ответственности не привлекают. Стоит задуматься, почему за прошлый год российские богачи увеличили свою прибыль на 42 процента? И это с учетом инфляции! Получается, что кризис только для народа, а ресурсы и деньги распределяются в пользу узкого клана олигархов и около властной так называемой элиты…
Сергей Миронов: Позитивно оцениваем работу Счетной палаты, доверяем материалам, которые она готовит. Как партия парламентской оппозиции, видим в ее отчетах о деятельности Правительства подтверждение наших постоянных заявлений о профессиональной непригодности финансово-экономического блока Правительства.
С ДУМОЙ О НАРОДЕ
Вопрос: Какие достижения стали возможными благодаря работе депутатов VIсозыва? Какие наиболее важные законопроекты удалось рассмотреть и принять, а какие, по вашему мнению, в эту категорию не попали?
Владимир Васильев: В условиях мирового экономического кризиса, политического и экономического давления нам удалось юридически реализовать политику президента по сохранению и развитию страны и сорвать планы авторов санкций «разорвать экономику России в клочья». Нынешний состав парламента провел значительную работу по модернизации и повышению эффективности политической системы. Сегодня у нас в десять раз больше партий, чем пять лет назад. Включились в борьбу одномандатники. «Единая Россия» пошла по беспрецедентному для нашей страны пути предварительного голосования. В нем принял участие 2781 человек, из них 1187 — беспартийные. По результатам праймериз на XV съезде партии был утвержден список кандидатов в депутаты Госдумы от «Единой России». Таким образом мы реализуем поручение президента — провести открытые, честные выборы, чтобы их результаты не вызывали сомнения у людей и они были «борьбой идей, а не компромата».
«Единая Россия» пошла по беспрецедентному для нашей страны пути предварительного голосования. В нем принял участие 2781 человек, из них 1187 — беспартийные. По результатам праймериз на XV съезде партии был утвержден список кандидатов в депутаты Госдумы от «Единой России». На фото — президент Татарстана Рустам Минниханов
Фото ТАСС |
Для повышения контроля общества над исполнительной властью различного уровня законодательно был усовершенствован механизм парламентского контроля. Безусловным приоритетом у нас всегда являлось сбережение людей, обеспечение социальных обязательств государства, поддержка здравоохранения и образования. И сегодня мы видим: продолжительность жизни достигла 71 года, а еще пять лет назад она составляла 68 лет. Три года сохраняется естественный прирост населения — около 30 тысяч человек ежегодно. Демографический рост — объективный показатель эффективности программ в сфере здравоохранения, защиты материнства и детства. Это и материнский капитал, и модернизация лечебных учреждений, и места в детских садах.
В сфере образования реализована уникальная по масштабу программа строительства детсадов. За три года создано 1 миллион 178 тысяч современных мест в дошкольных учреждениях. А в этом году в регионы уже перечислены первые 25 миллиардов рублей на строительство и модернизацию школ. На эти цели планируется направить около 2 триллионов рублей, что позволит обеспечить порядка шести-семи миллионов учебных мест. Партия это проконтролирует.
Были сформированы правовые условия для развития экономики. В частности, начал действовать закон о промышленной политике. Появились новые инструменты, такие как режим специнвестконтракта, гарантирующий не только конкретные льготы, но и предсказуемые условия работы. И новые институты — Фонд развития промышленности и Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства.
Принято более 30 законов для поддержки малого и среднего бизнеса — упростили процедуры подключения к электросетям, в сфере строительства, регистрации права собственности, налоговом и таможенном администрировании. Установили двухлетние «налоговые каникулы» для начинающих предпринимателей и трехлетние «надзорные каникулы» для малого бизнеса. Результаты видны уже сейчас. В 2015 году рост машиностроения и пищепрома составил 10 процентов, химпрома — почти 6,5 процента, производства лекарств — 26 процентов.
Серьезные успехи достигнуты в сельском хозяйстве. В 2015 году Россия стала мировым лидером по экспорту пшеницы, обойдя Канаду и США. Чтобы повысить результаты, буквально на днях был принят законопроект «Единой России», совершенствующий порядок изъятия земель сельхозназначения при их неиспользовании или использовании с нарушением законодательства. Но этим работа по вовлечению в оборот земли не заканчивается. В настоящее время готовятся поправки, повышающие требования к содержанию бесхозных и выморочных домов и участков в поселениях. Сегодня это одновременно и проблема — пожары, отсутствие платежей, и ресурс — их передача в распоряжение муниципалитетов позволит местным властям выделять их очередникам. В том числе многодетным семьям, и соответственно привлечет в поселения новых жителей. Но рассматривать эти предложения будут уже депутаты следующего созыва.
Большое внимание было уделено совершенствованию экологического законодательства. По данным доклада Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН «Глобальная оценка лесных ресурсов», Россия обладает крупнейшей площадью лесов на планете — 20 процентов от совокупной площади мировых лесов. Мы должны сохранить и приумножить это богатство. Только в эту сессию был принят ряд законов, направленных на сохранение и восстановление лесов и обеспечение пожарной безопасности: поправки в Лесной кодекс, которые упорядочивают отношения с арендаторами лесов в части лесовосстановления, поправки в Закон «Об охране окружающей среды» в части создания лесопарковых зеленых поясов (так называемый Зеленый щит). Убежден, следующий созыв Думы продолжит начатое нами.
Была проведена большая работа по совершенствованию антикоррупционного и антитеррористического законодательства. В результате по соцопросам на 29 процентов снизился уровень бытовой коррупции. По данным «Глобального рейтинга терроризма за 2015 год», число жертв терроризма в мире выросло в 2014 году на 80 процентов по сравнению с 2013 годом. На этом фоне в России фиксируется самый низкий уровень террористической активности с 2007 года.
Достижение всех перечисленных результатов было бы невозможно, если бы мы не выстроили конструктивное взаимодействие с Правительством. В 2015 году мы запустили механизм более тесного взаимодействия с исполнительной властью. Партия, думская фракция работают с фракциями «Единой России» в региональных парламентах, с общественными организациями и непосредственно с людьми в регионах, определяют проблемные точки и совместно с Правительством выходят на решение.
Защищая интересы страны, создавая законодательные возможности для развития России, в этом созыве нам приходилось принимать решения, которые порождали дискуссии в обществе, но были крайне необходимы. Помните, какую полемику в 2012 году вызвало принятие законов о статусе «иностранного агента» для НКО, финансируемых из-за рубежа и занимающихся политикой, о защите детей от вредной информации, об ограничении на усыновление российских детей иностранцами? Прошло около четырех лет — и люди убедились, что эти нормы работают. Мы защитили нашу страну от процессов, которые довели Украину до майдана. А в части усыновления — снизили число детей в детдомах (со 119 до 68,8 тысячи). Главное — общество повернулось лицом к сиротам, и от этого стало лучше.
Владимир Жириновский: Хочу обратить внимание на то, что создана национальная гвардия — она нужна в тех случаях, когда идут беспорядки, составляющие опасность для жизни граждан, а армию применять нельзя. Приняты законы, которые развивают демократию: вновь избираются губернаторы, а парламентские выборы пройдут по смешанной системе. Много внимания уделяли социальным вопросам и экономике, где не все удалось провести. Скажем, не получилось четко разделить в здравоохранении платные услуги и бесплатные. Мы бы хотели ввести премиальную систему для женщин, которые готовы отказаться от аборта, — она сохранит здоровье, а государство получит нового гражданина. Пока же у нас, к сожалению, абортов больше, чем рождений. ЛДПР безуспешно добивается укрупнения территорий регионов. Мы выступаем за то, чтобы в перспективе в России было 40 крупных губерний по 5 миллионов жителей в каждой. 85 субъектов на 150 миллионов — это слишком дробное деление.
Геннадий Зюганов: Госдума приняла ряд ключевых законопроектов, внесенных депутатами от КПРФ. Среди них — законы о промышленной политике, о стратегическом планировании и территориях опережающего развития. Без эффективного действия этих законов невозможно обеспечить безопасность страны и преодолеть социальный раскол, который нарастает. Но если бы приняли еще три закона, которые мы вносили, у нас бюджет был бы совершенно иным. Если национализировать природные ресурсы, то он вырос бы на 7 триллионов рублей. А если ввести прогрессивную шкалу налога и госмонополию на спиртоводочную промышленность, добавится еще 7 триллионов. И тогда бюджет страны составил бы 25 триллионов — это уже бюджет развития, а не нищеты и разрушения. Наша боль и закон о «детях войны», на который партия власти никак не найдет денег.
Сергей Миронов: Говоря о работе фракции «Справедливая Россия», хочу отметить профессионализм работы наших депутатов. Находясь по численности на третьем месте, мы по законотворческой работе уверенно занимаем второе место, а по социально значимым законопроектам — лидируем. Особое внимание фракция уделяла проблемам ЖКХ. Нашими усилиями приняты законы, направленные на продление срока приватизации жилых помещений; на освобождение от обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт пенсионеров, достигших возраста 80 лет; на освобождение от оплаты капремонта жителей новостроек. Для совершенствования политических институтов власти госслужащим запрещено иметь в собственности недвижимое имущество за рубежом, установлено дополнительное основание досрочного прекращения депутатских полномочий в случае неисполнения им своих обязанностей.
К сожалению, не все законодательные инициативы удалось реализовать. Многие отклонены думским большинством либо ожидают рассмотрения. Среди отклоненных -законопроекты по улучшению пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, узников фашистских концлагерей, по установлению статуса «детей войны». Не приняты законы о введении прогрессивной шкалы подоходного налога, об освобождении от уплаты земельного налога собственников единственного участка площадью до 8 соток и ряд других социально значимых законодательных инициатив.
ГДЕ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОМ СОБРАНИИ?
Вопрос: В СМИ все чаще звучат предложения кардинально реформировать систему государственного управления страной. Должно ли это, по вашему мнению, коснуться парламентской составляющей системы? Насколько такая реформа уместна сегодня?
Владимир Васильев: В ответе на ваш предыдущий вопрос я говорил о тех изменениях, которые произошли по усилению контрольных функций нижней палаты парламента. Были введены такие механизмы, как парламентский контроль и парламентское расследование. Государственная Дума теперь может контролировать эффективность расходов бюджета. Также парламент получил право предварительного рассмотрения и заключения по госпрограммам и по основам налоговой политики. На XV съезде председатель нашей партии Дмитрий Медведев сказал: нельзя развитие поставить на паузу. Дума VI созыва немало сделала, но следует развить эту практику, перенести ее на региональную составляющую. Так что работы для тех, кто изберется в VII созыв, будет с избытком.
Владимир Жириновский: Наверное, у некоторых политиков есть намерение создать такую систему управления страной, которая даст возможность сузить до минимального предела коррупционные возможности. Впрочем, 12 лет назад уже были созданы министерства, службы и агентства. И что это дало? Ничего. Эксперимент прошел, а эффекта нет. Я бы больше задумался о компетенции руководящих чиновников в управлении. А то у нас Минэкономразвития есть, а развития нет! Если говорить о парламентской составляющей, то необходимо установить полноценный парламентский контроль. Центробанк надо передать под контроль Госдумы, а коммерческие банки — под контроль законодательных собраний регионов, при этом ограничить число банков и их поддержку за государственный счет. На 90 миллиардов долларов накупили облигаций США — нашего потенциального противника! Зачем? Правильно, что многие банки лишаются лицензий, но кто их открыл в таком количестве? Не пора ли подумать об ответственности? Как и о том, куда за два года были потрачены более 150 миллиардов долларов из резервов? ЛДПР всегда готова участвовать и в реформировании, и в формировании Правительства, брать на себя ответственность. Но Россия — единственная страна в мире, где оппозиция — вечная. У нас ни разу никто из оппозиции не пришел к власти через выборы. И это главная проблема нашего государства.
Геннадий Зюганов: Модернизация системы российской государственный власти, безусловно, давно назрела, так как в нынешнем виде ей присуща крайне низкая эффективность управления. Неолиберальная политика Правительства Медведева исчерпала себя и ведет страну к краху. Их состав и действия воочию убеждают, что главный кризис сегодня — это кадровый и управленческий. Они организовали некий междусобойчик Шуваловых, Улюкаевых, Кудриных, Ливановых и гонят страну в тупик. Антикризисные меры Правительство, по тому же отчету Счетной палаты, выполнило лишь на 26 процентов. При этом продуктовые цены рекордно взлетают вверх, а зарплата и доходы теми же темпами катятся вниз.
Если говорить о парламентской составляющей, то главная беда нынешней Думы заключается в том, что «Единая Россия» находится под опекой Правительства и послушно штампует все, что оно вносит. Мы выступаем за прозрачность власти и настаиваем на расширении полномочий парламента, в том числе и по контролю за деятельностью Правительства. На наш взгляд, пришло время восстановить полноценную выборность как сенаторов в Совет Федерации, так и глав муниципальных образований, где решается повседневная судьба человека. Первым шагом к обновлению власти могло бы стать проведение честных, без всяких подлогов и махинаций, предстоящих парламентских выборов.
Сергей Миронов: Безусловно, нужно многое менять. Остановлюсь более конкретно на парламентской составляющей. Мы давно настаиваем на том, что нам необходим закон о Федеральном Собрании. И вносили такой законопроект в октябре прошлого года. Его принятие позволит определить роль парламента, повысит эффективность взаимодействия Федерального Собрания с другими органами власти, укрепит его авторитет в обществе. Кроме того, нужно усилить контрольные полномочия парламента над исполнительной властью. Это позволит повысить персональную ответственность членов Правительства перед депутатским корпусом и повлияет на качество и эффективность работы всей ветви исполнительной власти.