«Финансировать то, что вредит стране, не будем…»

Министру культуры России Владимиру Мединскому в каком-то смысле повезло: он отчитывался об итогах Года культуры в Госдуме на следующий день после того, как рубль потерял 10 процентов своей стоимости

«Финансировать то, что вредит стране, не будем…»

Владимир Мединский конструктивно пообщался с депутатами

По утренним заявлениям депу­татов, открывших пленарное заседание, чувствовалось, что их гораздо больше волнует судьба национальной валюты, нежели про­чие материи. Специфика момента побудила главу ведомства культуры обойтись, по его выражению, без па­фоса и рассуждений. Свое сообщение он построил на информации о ремон­тах, реконструкциях, реставрациях, обновленных фасадах. В числе дости­жений названы увеличение зарплаты работников культуры на 53 процента (за последние два года), открытие но­вых театральных сцен, воссоздание федерального гастрольного центра, увеличение числа выставок.

Из отчета явственно вытекало, что государство сосредоточивает руко­водство культурой в своих руках и намерено способствовать ее проник­новению, как бы раньше сказали, в широкие слои общества, разумеется, в новых форматах. Один из них — при­ближение музейных коллекций к ме­сту жительства россиян. По пословице о горе, которая идет к Магомету, из­вестные музеи начали открывать фи­лиалы в регионах. Первые ласточки — филиал ГМЗ «Петергоф» в Тамбове и Государственного литературного — в Кисловодске. Екатеринбург, Омск, Вла­дивосток получат представительство «Эрмитажа», Карелия, Татарстан, Омск, Самара, Ярославль — Русского музея.

Еще один символ перемены полити­ки — возвращение многолетнего куль­турного долга регионам — и не только в виде внимания, но и финансовых средств. В Год культуры федераль­ный бюджет впервые предусмотрел 2,7 миллиарда рублей на обновление материально-технической базы под­ведомственных министерству учреж­дений в малых городах и селах. Новые времена — новые имена. Так называе­мые «многофункциональные культур­ные центры» представляют собой реинкарнацию Домов культуры. Ключе­вой вектор Года литературы, которым объявлен 2015 год, — развитие библио­тек, в том числе муниципальных.

По мнению Владимира Мединско­го, есть сдвиги к лучшему и в отече­ственном кино. О росте его качества свидетельствуют множащиеся награ­ды на фестивалях и некоторое увели­чение сборов. К грядущему 70-летию Победы в Великой Отечественной во­йне при поддержке бюджета плани­руется снять 6 художественных и 60 неигровых картин. Одна из них — о 28 героях-панфиловцах — собрала на свое финансирование в Интернете с миру по нитке почти 25 миллионов рублей, к которым добавятся гранты российского и казахстанского Мин-культов.

Намекнув на недавний эпизод с «не­корректным термином», за который министр извинился ранее, он еще раз подчеркнул: «Мы не намерены впредь финансировать проекты, носящие яв­но очернительный антиисторический характер, которые оплевывают нашу историю и дела наших предков». С этим посылом большинство согласны, но он не отменяет необходимости развивать в кинематографе современную тему, показывать реальную жизнь, а не вы­мыслы из жизни олигархов и бандитов, формировать образы, которые могут стать моделью для молодежи в устрой­стве своего настоящего и будущего.

Электронизация «культурных ус­луг» — еще одна тенденция новой по­литики. К 2018 году планируется соз­дать 27 виртуальных всероссийских музеев. Сегодня на интернет-портале Минкульта свои двери распахивают перед россиянами уже 64 хранили­ща художественных и исторических ценностей. Разрабатывается система продажи цирковых билетов он-лайн. Формируется национальная электрон­ная библиотека (правда, ни правовой статус, ни методика отбора произве­дений для оцифровки еще не опре­делены, хотя 119 миллионов рублей уже потрачено в прошлом году). В январе пройдет презентация единого читательского билета (пластикового, с индивидуальным номером), который даст пользователю Интернета доступ к любой электронной книге. Получит развитие модный тренд ночных меро­приятий. Ряд «ночей в музеях» попол­нится «библио-ночами».

Краткость и эпичность оптими­стичного отчета несколько разбавил аудитор Счетной палаты РФ Алек­сандр Филипенко, указавший на то, что эффективность использования бюджетных средств оставляет желать лучшего. В частности, по госпрограм­ме «Развитие культуры и туризма» деньги полностью освоены, а цели до­стигнуты лишь наполовину. Грех ком­мерциализации не чужд и культуре, что снижает доступность услуг для всех групп населения — тех же самых театральных билетов. Созданное Минкультом Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры 43 процента средств расхо­дует на собственное содержание, тог­да как на ремонтно-реставрационные работы — лишь треть. Наконец, несмо­тря на высокие темпы роста зарплаты в отрасли, в 2013 году 72 региона не выполнили показателей «дорожной карты», 55 — за шесть месяцев 2014-го. Дальнейшее развитие отрасли, считает аудитор, требует совершенствования нормативно-правовой базы.

Естественно, не обошел эту тему и сам министр, напомню, бывший депу­тат двух созывов. Он особо отметил, что именно разработки Комитета ГД по культуре легли в основу проекта ФЗ о культуре.

Хозяйство Мединскому досталось тяжелое, если иметь в виду, что почти двадцать лет культура финансирова­лась по остаточному принципу. Тем не менее, парламентарии ждут гораздо больших результатов от деятельности министерства. Они интересовались, когда будет квотироваться показ ино­странных фильмов? Почему Год куль­туры на селе прошел незаметно? Куда делись художественные ценности из госучреждений и акционированных предприятий? Какие законодательные инициативы будут предложены для защиты прав и интересов российских туристов, выезжающих за рубеж? От­вечая на последний вопрос, министр объяснил причины кризиса туропера­торских компаний свирепствующим в этой сфере диким капитализмом. Его облагородить призван только что вне­сенный в Госдуму законопроект Минкульта. Олег Нилов («СР») считает не­достаточным внимание к фундаменту отечественной культуры — народному творчеству: «Наша песня, наша гармонь…Сколько ее на телевидении? 20 минут в неделю. Все остальное — со­дом и гоморра сплошняком». Коллек­тивы «Бурановских бабушек» и театра Бабкиной по сути и презентуют ныне «фольк-рюс».

Претензии предъявил и Иосиф Коб­зон («ЕР»), представлявший Комитет ГД по культуре. Первая — отсутствие профессионалов в руководстве Минкульта, отписки на депутатские прось­бы о поддержке Нерчинскому музею декабристов и Форуму духовной культуры, задержка выхода закона о культуре, слабые контакты с творче­скими союзами, «тихое» празднование лермонтовского юбилея. Этот список был продолжен в выступлениях от фракций. Денис Вороненков (КПРФ) припомнил министру некоторые эпатажные выражения, заявления о на­личии у русских лишней хромосомы. Перефразировав слова Салтыкова-Щедрина: «Когда много говорят о па­триотизме, нужно проводить аудит», он упрекнул Минкульт в излишне ще­дрых тратах на мониторинги развития в ущерб развитию самой отрасли.

Владимир Жириновский дал отпо­ведь всем критикам и защитил главу Минкульта как патриота и самого образованного из всех министров. К тому же он усомнился, надо ли во­обще иметь музей декабристов, за­мышлявших цареубийство. В позиции поддержки с ним солидаризировался и зампред Госдумы от «ЕР» Владимир Васильев. Недостатки есть, заявил он, и по туризму, и по ценам на со­чинском курорте «Роза Хутор», но эф­фективность работы налицо. Министр призвал депутатов трудиться вместе, чтобы было меньше эмоций и больше результата.

Точку в обсуждении поставил пред­седатель Госдумы Сергей Нарышкин. Он охарактеризовал взаимодействие министерства с нижней палатой как конструктивное, выражением чего яв­ляется несколько принятых законов в 2014 году, и призвал парламентариев оценивать деятельность ведомств си­стемно, а не с точки зрения реакции на тот или иной запрос депутата.

Людмила Глазкова
Фото Игорь Самохвалов
Просмотров 10048

22.12.2014 15:56