Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуму внесли законопроект о прибавке к пенсии за всех иждивенцев

17.05.2025В Госдуме рассказали, кто в июне получит прибавку к пенсии

13.05.2025Система выплат военных пенсий изменится

Евразийский союз: таможня дает «добро»

В рамках «правительственного часа» на очередном 371-м пленарном заседании Совета Федерации о задачах Федеральной таможенной службы в условиях функционирования Евразийского экономического союза сенаторам докладывал глава ведомства Андрей Бельянинов

08.04.2015 15:56

Евразийский союз: таможня дает «добро»
Андрей Бельянинов заявил о масштабном реформировании таможенной отрасли

Может быть, даже по своей глу­бине, эта тема стоит в списке под первым номером среди проблем, возникших на простран­стве ЕАЭС после того, как 1 января 20215 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, в рамках которого пять стран — Рос­сия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия — намерены воспользоваться плодами начавшегося интеграционно­го процесса. В том, что после начала функционирования ЕАЭС у этого ново­го экономического образования боль­шое будущее, не сомневается ни один эксперт. Ни отечественный, ни зарубежный. Далеко не случайно новость об образовании и начале деятельности Евразийского союза была неоднознач­но воспринята в окружающем мире. Но звучали и другие голоса, о необ­ходимости сотрудничества между ЕС и ЕАЭС, интерес к новому союзу про­являют многие государства: регулярно в информационном поле появляются сообщения о том, что Турция, Египет, Вьетнам рассматривают вопросы сбли­жения с ЕАЭС.

Но при всех очевидных «плюсах», притом даже, что многие эксперты не исключают, будто потенциально ЕАЭС может потеснить Европейский союз, уже теряющий почву под ногами, за­гоняя себя в угол санкциями и полити­ческими прожектами, у нового союза есть опасные болевые точки. И работа российской таможни — одна из основ­ных, если не главная.

Об этом не так давно на заседании Интеграционного клуба при Предсе­дателе Совета Федерации говорил ди­ректор института проблем рынка РАН Валерий Цветков. Проблема эта давняя и заключается она в отсутствии пока в полном объеме четкого механизма взаимодействия и контроля в рамках единого Таможенного союза, что, по мнению официальных представителей

стран — участниц ЕАЭС говорит о по­литико-запретительной составляющей регулирования таможенного контроля со стороны России. Постоянно возни­кающие и все более усугубляющиеся таможенные разногласия между Рос­сией и Беларусью, по их мнению, луч­шее тому доказательство.

Отсюда, подчеркивал Валерий Цветков, может возникнуть новая про­блема, возможно, наиболее опасная уже для дальнейшего существования ЕАЭС. Очевидно, считает он, что при перманентно возникающих торговых войнах, усиливающихся валютными противостояниями, страны-участницы будут искать новые рынки, куда они смогут продавать продукцию, которую сегодня не удается реализовать в на­шей стране. А это уже чревато поте­рями многих на сегодня реальных со­юзников России и, в конечном итоге, развалом Евразийского союза.

Так какие же изменения в дея­тельности Федеральной таможенной службы могут помешать развитию подобного негативного сценария? От­вета именно на этот вопрос сенаторы ждали от главы ФТС Андрея Бельянинова. И вот что он сообщил, отметив, прежде всего, что Евразийский союз начинается в условиях существенного ухудшения мировой экономической конъюнктуры, в то время как одним из ключевых условий обеспечения экономического роста является раз­витие внешней и взаимной торговли.

В такой ситуации главным в дея­тельности ФТС становится проведе­ние масштабных реформ в области таможенного администрирования, чем и занимается служба в послед­ние годы. И сделано уже немало. В частности, сообщил он, значительно сокращен перечень документов, пред­ставляемых при декларировании това­ров. Среднее количество документов, требуемых для пропуска товаров че­рез границу при экспорте, составляет шесть единиц, при импорте — восемь. Минимальное количество документов: при экспорте — три, а при импорте — пять. В результате сокращаются сроки прохождения таможенных операций и таможенных процедур. В среднем по итогам 2014 года при экспорте — 1 час 33 минуты, при импорте — 5 часов 41 минута. С полутора часов до 30 ми­нут сократилось время совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государ­ственного контроля в автомобильных пунктах пропуска.

Проведенные реформы позитивно сказываются на результативности ра­боты таможенных органов, где один из главных показателей — пополнение до­ходной части бюджета. По состоянию на сегодняшний день, сообщил глава ФТС, собрано 1213,4 млрд рублей -21,2 процента от суммы прогнозного задания на этот год. Сумма таможен­ных платежей, взимаемых при экс­порте товаров, составила 791,2 млрд рублей, при импорте — 501,5 млрд. В дальнейшем, в рамках плана меропри­ятий по совершенствованию таможен­ного администрирования предстоит сократить сроки таможенных опера­ций в автомобильных пунктах пропу­ска до 20 минут, в железнодорожных -до двух часов.

Кроме этого, сообщил глава ФТС, в целях создания благоприятных ус­ловий для ведения бизнеса на рос­сийской территории в инициативном порядке разработан проект феде­рального закона, направленный на урегулирование вопросов, связанных с применением таможенной проце­дуры «свободного склада». По сути, заявил Андрей Бельянинов, «свобод­ный склад» является точечным ана­логом особой экономической зоны и наравне с ней, имея даже некоторые преимущества, может стать одним из механизмов привлечения инвестиций в экономику страны.

Важным шагом на пути к реали­зации основного принципа ЕАЭС — свобода движения товаров на нашем общем, едином рынке — является от­мена с 1 января 2020 года принципа резидентства, подчеркнул глава ФТС. Отмена принципа резидентства пред­усматривает возможность таможенно­го декларирования товаров в любом государстве — члене ЕАЭС независимо от места регистрации юридических и физических лиц. Предполагается, за­метил Андрей Бельянинов, что это об­легчит осуществление внешнеторго­вых операций с учетом выстраивания оптимальных логистических цепочек, а также сокращение различных издер­жек, включая финансовые.

По мнению руководителя тамо­женной службы, одним из важнейших инфраструктурных интеграционных элементов функционирования Единого экономического пространства являет­ся создание единой системы таможен­ного транзита, развиваемой одновре­менно с единой системой гарантий. Это подтверждается опытом Евро­пейского союза, который реализовал аналогичную систему, послужившую ускорению и упрощению перемеще­ния товаров во взаимной и внешней торговле ЕС.

Итогом этой работы, полагает Ан­дрей Бельянинов, может стать инте­грация единой транзитной системы Таможенного союза с европейской транзитной системой, что позволит транспортным компаниям осущест­влять перевозочную деятельность на всем протяжении от Западной Европы до Дальнего Востока, сведя к миниму­му таможенные и иные формальности. Такая система сократит зависимость транзита по территории Евразийско­го экономического союза от действий иностранных государств и междуна­родных организаций.

И наконец, возможно, главное то, что, без сомнения, будет способствовать сглаживанию острых углов во взаимоотношениях между партнерами по ЕАЭС и станет лучшим лекарством при лечении неизбежных «болезней роста» - это создание одного из основополагающих документов Евразийского экономического союза - Таможенного кодекса. И ФТС, подчеркнул Андрей Бельянинов, принимает в его подготовке самое активное участие. По его словам, в проекте этого документа учтены многочисленные предложения российского, белорусского и казахстанского бизнес-сообщества. В проекте есть нормы, позволяющие таможенным органам передавать предварительную информацию о ввозимых товарах иным государственным структурам для проведения иных видов государственного контроля. Причем он предусматривает существенное упрощение порядка совершения таможенных операций с учетом международных стандартов и мировой практики.

Николай Калинин
Фото Игорь Самохвалов
Читайте нас в Дзен
Просмотров 4470