Эпоха перемен

Российское местное самоуправление вновь вступает в эпоху больших перемен.

Эпоха перемен  

Поправки, принятые к 131-му федеральному закону, вводят новый — внутригородской -тип муниципалитетов, предполагают иной порядок формирования представительных и исполнительных органов власти в городских округах и на селе и ряд других существенных новаций. Еще во время обсуждения законопроекта в муниципальном мире шли ожесточенные споры. Многие предложения с мест законодатели учли, оставив последнее слово за субъектами Федерации. Именно региональные законы определят, какие формы и ресурсы будет иметь местная демократия на их территории. Решать это невозможно без участия самих муниципалитетов. Дискуссия о том, каким должно быть самоуправление в городах и весях страны, продолжается

Порулить городом, минуя выборы?

Юрий Бобрышев, мэр Великого Новгорода

Не первый месяц обсуждается реформа муниципаль­ных образований. Мы на собраниях Союза городов Центра и Северо-Запада России собирались по это­му поводу неоднократно. В основном, конечно же, вопро­сы крутились вокруг того, какие полномочия существуют сегодня на различных уровнях местной власти и как они обеспечены финансами. Об этом говорил и Владимир Пу­тин, выступая перед мэрами областных центров и крупных городов. И вот реформа уже, собственно говоря, предопре­делена, но в ходе ее будут решаться совсем другие вопросы.

Так что же нам сегодня предлагают? Предлагают новые управленческие схемы организации власти в крупных горо­дах и на селе. Так называемые сити-менеджеры, то есть главы городских администраций, существуют в 47 регионах страны, такая структура управления в ходе обсуждения законопро­екта была в основном поддержана субъектами Федерации.

Мое мнение, как и мнение нашего Союза, несколько иное. Так, впрочем, считают по большому счету и горожане. Как правило, попасть в сити-менеджеры и порулить городом стараются люди, которые не могут победить на прямых выборах. Предполагается, что сити-менеджер будет наниматься вновь образованными думами. Без участия гу­бернаторов. Я считаю, надо честно называть вещи своими именами и не мудрить. Пусть губернатор предлагает своих кандидатов на должность сити-менеджера, а дума будет рассматривать. Это один момент.

Второй — наделение полномочиями внутригородских районов. Делать это надо очень аккуратно. Нельзя спускать на уровень районов в городских округах сбор налогов, обе­спечение благоустройства и другие полномочия, на реше­ние которых у них не будет достаточных средств. Нельзя распылять общегородские вопросы по частям и таким об­разом разрушать городской хозяйственный комплекс, ко­торый на сегодняшний день повсеместно отлажен и, как правило, очень неплохо работает.

И самое главное, ни в коем случае нельзя трогать объек­ты жизнеобеспечения, они должны сохраняться на уровне городов.

К кому идти с проблемами?

Алексей Изотов, глава администрации городского округа Стерлитамак

Наибольшие споры вокруг реформы вызывает часть нововведений, касающихся реорганизации органов местной власти. Сити-менеджеры уже сегодня есть в каждом пятом городе страны. Но для тех, кто не работает по этой схеме, она непонятна и вызывает отторжение.

Мы в Республике Башкортостан ввели институт сити-менеджеров в 2006 году. За прошедшее время я и мои кол­леги убедились, что эта система высоко работоспособна. Во-первых, конкурс позволяет выявить профессионализм кандидата, его знания и понимание городских проблем. Это немаловажный момент. На прямых выборах многие обеща­ют избирателям все на свете, но потом, когда сталкиваются с реальностью, получается совсем другое.

Выигрывает и представительный орган — уменьшается нагрузка на депутатов. У нас зачастую люди идут к своим избранникам не для решения проблем, а чтобы получить какие-то разъяснения, даже просто высказаться, пообщать­ся. Граждане не знают, как система управления изменилась с советского периода, обращаются к главе, мэру или депута­ту, хотя органы местной власти уже давным-давно перешли на другую функциональную схему. И теперь обращаться на­до в органы, в ведении которых проблема находится.

Следующая новация. Однозначно, полномочия сельских поселений нужно уменьшать, передавая их районам. Пре­жде всего, потому, что эти полномочия, как правило, финан­сово не обеспечены. А вот при разделении обязанностей города и внутригородских районов все как раз наоборот. И как бы люди у нас в очередной раз не запутались, к кому идти со своими проблемами.

Второе опасение. Хотя в пояснительной записке к зако­нопроекту сказано, что его реализация не приведет к расходам, очевидно, что все-таки на муниципальном уровне они увеличатся. Произойдет это хотя бы потому, что нужно будет содержать аппараты вновь образованных представи­тельных органов и, кроме того, будут неизбежные траты на реорганизацию и создание различных районных струк­тур. Возможно, необходимо предусмотреть на переходной период компенсацию из федерального бюджета, иначе эти расходы лягут на исполнительные органы городов, а значит, в конечном счете на население.

Больше депутатов — не значит лучше

Елена Симеонова, председатель Городской думы муниципального образования «Город Астрахань»

Конечно, неправильно, что тех, кто работают в местном самоуправлении, знают ситуацию на местах, спросили в последнюю очередь, когда фактически уже все было решено. Мы люди исполнительные, и раз закон принят, будем его выполнять. Идет централизация власти, уже не первый год полномочия у нас отбирают, вместе с ними забирают и фи­нансы. Не только в Астрахани, а во всех областных центрах в бюджетах остается не больше 11-12 процентов доходов. У нас — только 8,7 процента всех доходов, которые собираются на территории города. Отсутствие у муниципалитетов необходи­мых финансовых средств лишает их возможности исполнять в полной мере свои полномочия. Значительную долю в до­ходах местных бюджетов составляют межбюджетные транс­ферты, что ограничивает финансовую самостоятельность муниципального образования и ставит его в зависимость от помощи из бюджетов вышестоящего уровня.

Основная доля расходов — оплата коммунальных услуг бюджетных учреждений и зарплаты их работникам. Другие расходные обязательства мы вынуждены финансировать по остаточному принципу.

А если перейдем на новую схему — неминуемо увеличат­ся расходы на аппарат. Так как у нас город уже разделен на четыре административных района, придется выбирать депутатов в каждом, создавать четыре финансовых управ­ления, поскольку у каждого района будет свой бюджет. Еще необходимо будет сформировать аппараты районных пред­ставительных органов. К тому же такое количество депута­тов будет просто неуправляемым. И сейчас-то кворум со­брать не всегда получается. А механизма отзыва депутатов, которые занимаются своим бизнесом и не хотят приходить на пленарные заседания, не существует. Мы просто не смо­жем принимать решения!

Постоянные изменения в законе о местном самоуправ­лении привели к тому, что на каждом заседании городской думы мы обсуждаем очередные поправки в Устав. При не­обходимости выносим их на публичные слушания, другие принимаем на заседании окончательно, потом их надо реги­стрировать в управлении юстиции, публиковать. Устав города Астрахани похож на амбарную книгу, правки одна на другой! Хочется напечатать его в виде брошюры, но, увы, понимаешь, что скоро будут новые изменения, новые поправки…

Просмотров 3685

12.06.2014 15:56