Электронное правительство уже не такая химера
Современный мир немыслим без электронных коммуникаций. Без них невозможна качественная политика.
При этом электронные коммуникации таят определенные опасности, окутанные мифами и реальной практикой информационных войн. Где миф, а где реальность информационной войны?
На эти и другие вопросы мы попросили ответить кандидата политических наук, эксперта по современным военным технологиям, киберполитике и кибертерроризму Радомира Болгова
РФС: Радомир Викторович, хотелось бы с вами обсудить несколько форм борьбы в виртуальном пространстве, а именно легальную и нелегальную. Мой первый вопрос о легальной и легитимной политике: насколько перспективен такой проект, как электронное правительство?
Радомир Болгов: Для электронного правительства не совсем удачен эпитет «перспективное», потому что этот термин существует уже более 20 лет. Оно уже не подает надежды, а стало реальностью во многих странах. Кто-то сводит этот термин к межведомственному электронному взаимодействию и облегчению получения гражданами электронных госуслуг (например, подача заявки на загранпаспорт, хотя за паспортом все равно придется идти в паспортный стол). А кто-то говорит о принципиально новой системе управления государством. Существует даже термин «электронное государство». Но это не важно, а важно то, что электронное правительство уже устоялось как бренд наряду с таким брендом, как открытое правительство (более распространенном в Европе и Северной Америке). Есть даже специальные люди в госструктурах и международных организациях, которые занимаются пиаром электронного правительства и открытых данных. Их называют «евангелистами» («technology evangelist»).
Если говорить о будущем электронного правительства, то у разных стран оно разное. Кто застрял на первом этапе (простое веб-присутствие, выкладывание на сайте общей информации о госорганах), кто-то уже достиг четвертой или пятой стадии (интерактивное взаимодействие государства и граждан, полная интеграция государственных информационных систем). Некоторые говорят о следующем этапе — Web 2.0, когда государство будет взаимодействовать с гражданами через социальные медиа, делясь с ними информацией и получая от них отклик. Существуют разные рейтинги электронного правительства, самым уважаемым из которых является ооновский UN e-Government Survey. Россия в этом году оказалась в третьей десятке (из почти 200 стран), как и в предыдущем рейтинге, т.е. рост есть, но другие страны тоже растут, и на их фоне наш рост незаметен. Рядом с Россией оказались Германия, Италия, Бельгия. Стоит отметить быстрый рост Казахстана, который идет сразу вслед за Россией. Так что электронное правительство — уже не такая химера, как несколько лет назад его назвал Дмитрий Медведев.
РФС: Насколько тесно с электронным правительством связаны парламентаризм и идея электронного парламента?
Радомир Болгов: На пути развития электронного парламента сегодня есть ряд препятствий. Во-первых, он воспринимается гражданами зачастую как очередная попытка властей создать иллюзию своей легитимности и открытости в условиях, когда финансово-экономический кризис перерастает в социальные и политические протесты. Во-вторых, многие депутаты не относятся всерьез к таким проектам. Дескать, это очередная игра в демократию. Но и в электронном правительстве, и электронном парламенте главное слово — не «электронный», а «правительство» и «парламент». Соответственно, главная проблема и там, и там — не в проведении проводов и настройке компьютеров, и даже не в закостенелости мышления чиновников и граждан, а административная — нужно реформировать все законодательство, чтобы электронное правительство работало.
РФС: Другой мой вопрос о нелегальной борьбе: какие наиболее опасные вылазки были совершены кибертеррористами за последнее время?
Радомир Болгов: Хотя об этом много говорят, но на сегодняшний день не зафиксировано ни одного случая кибертерроризма. Здесь нужно развести понятия «информационный терроризм» и «кибертерроризм». К первому относится информационное сопровождение деятельности террористов, в том числе и в Интернете (пропаганда, вербовка сторонников, сбор средств, коммуникация между собой). Что касается кибертерроризма, то он включает в себя использование киберпространства для физической атаки, то есть вывода из строя жизнеобеспечивающей инфраструктуры (например, через Интернет проникнуть в систему управления атомной станцией и взорвать ее). Но управление большинством таких объектов ведется изолированно от Интернета. Поэтому крики «Волк! Волк!» сегодня хоть и слышатся, но не так часто, как лет 15-20 назад, когда закончилась «холодная война» и американским военным нужно было оправдать огромные расходы на свою деятельность — кибервойна для этого идеально подходила. Но сегодня кассандрам, предупреждающим о кибервойне, уже мало кто верит.
РФС: Могу привести пример из страшилок последних лет. Якобы был создан вирус, запущенный американскими военными в систему управления атомной станцией в Иране, что привело к ее выходу из строя. Никаких достоверных подтверждений этого не было. Или сообщение о том, что кибератака израильских военных привела к тому, что на экраны арабских бойцов хакерами была вставлена картинка, показывающая, что все спокойно, но при этом Израиль начал бомбардировку, на которую арабы не реагировали, видя такую картинку: они думали, что все в порядке. Но насколько это сообщение правдиво, сказать сложно.
Радомир Болгов: Новые тенденции развития Интернета также не обходят стороной мифологию кибервойны. Например, развитие «Интернета вещей». Появляется бытовая техника, которой можно управлять через Интернет, например, включить тостер, находясь в другом конце города, чтобы к твоему приезду еда была готова. И тут идеологи кибервойны рисуют страшные картины — взрываются тостеры, холодильники, принтеры… Все компьютеризированное население может серьезно пострадать. Это не значит, что нужно назад в пещеры, отказавшись от всей техники. Здесь эффект отсталости гарантирует только процентов 30 успеха. В одном из американских рейтингов оценивался киберпотенциал разных государств, и на первом месте оказалась КНДР, сразу за ней — Россия и Китай. Оценка велась по трем параметрам — возможности кибернападения, киберзащиты и зависимость жизнеобеспечивающей инфраструктуры от компьютерных систем. Возможности кибернападения у многих сегодня быстро развиваются. Но в кибервойне гораздо сложнее защищаться.
РФС: Могли бы вы назвать наиболее эффективные способы для защиты от информационных войн?
Радомир Болгов От информационных атак (как и от кибератак) сложно обороняться, намного легче атаковать. Цензура не всегда работает. К тому же нужно расставить приоритеты — кого мы защищаем? Государство? Общество? Личность? Для каждого из этих объектов будут свои способы защиты. Для личности один из способов — самоконтроль, самоцензура, но на нее сложно рассчитывать. Я поясню, почему считаю, что эффективных способов защиты от информационных атак нет. Личность может создавать информационные угрозы государству, обществу и себе самой. Общество может создавать информационные угрозы государству, личности и себе самому. А государство может создавать информационные угрозы обществу, личности и себе самому. Это только внутри отдельной нации. А если мы выходим на международный уровень, то тут ситуация еще более запутанная. Как видите, это только кажется, что все так сложно. На самом деле все гораздо сложнее.