Экономический курс правительство менять не будет, но скорректирует
Председатель Правительства России Дмитрий Медведев отчитался перед депутатами Государственной Думы о проделанной работе
Тема: Отчет Дмитрия Медведева перед парламентом
Приоритеты российских властей — повышение пенсий и заработной платы бюджетников, модернизация образования и здравоохранения, жилищные и социальные программы. Особое внимание — поддержке семей при рождении второго, третьего и последующих детей. Не будут забыты студенты, сироты, одинокие старики, инвалиды, все уязвимые категории населения. Все эти важные заявления Дмитрий Медведев сделал, отчитываясь перед депутатами Государственной Думы о работе Правительства за прошлый год.
Минимизировать последствия санкций
Произошло это в сакральный для России день — 22 апреля, День рождения Владимира Ленина, что стало поводом для идеологических и политических упреков, сравнений и прочих умозаключений во время выступлений, как премьера, так и его оппонентов. Дмитрий Медведев, поздравив коммунистов с датой, приводя цифры и факты, доказывал, что люди нынче живут лучше, чем в советские годы. Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов, в свою очередь, призвал его учиться у Ленина проводить реформы, настаивая на том, что России сегодня необходима НЭП-2. Владимир Жириновский, глава фракции ЛДПР, с перечнем цитат Владимира Ильича уверял, что именно он породил русофобские настроения на Украине. В целом же отчет, можно сказать, прошел в спокойной атмосфере.
По информации Дмитрия Медведева, за отчетный год ВВП вырос на 1,3 процента, оборот розничной торговли — почти на 4 процента, промышленное производство — на 0,4 процента, платные услуги населению — на 2 процента, денежные доходы — на 3,3 процента, реальная зарплата — на 5,3 процента. Уровень инфляции составил 6,5 процента, уровень зарегистрированной безработицы снизился до 1,3 процента, а безработица, рассчитанная по методике МОТ, сохранилась на прежнем уровне — 5,5 процента. «У нас по-прежнему самый незначительный государственный долг среди развитых стран, сбалансированный бюджет и значительные золотовалютные резервы», — сообщил Дмитрий Медведев.
В числе других достижений он назвал естественный прирост населения, снижение младенческой смертности, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, создание 400 тысяч новых мест в детских садах, ввод 70,5 миллиона квадратных метров нового жилья, строительство дорог, открытие новых авиационных маршрутов, оснащение российской армии новой техникой, рекордный — 15,74 миллиарда долларов — рост экспорта продукции военного назначения, увеличение на 6 процентов производства сельского хозяйства.
Среди задач на будущее председатель правительства обозначил строительство новых школ, жилья экономического класса для российских семей, продолжение программы газификации, в том числе сельской местности, обеспечение бюджетной сбалансированности в регионах, создание условий для бизнеса, повышение доступности кредитов, налаживание нормальной жизни в Крыму и Севастополе, для чего планируется создать специальную федеральную целевую программу.
Дмитрий Медведев высказался против повышения пенсионного возраста и налоговой нагрузки, одновременно заверив, что все социальные обязательства государства будут выполнены в полном объеме. Говоря о тесном сотрудничестве правительства и Государственной Думы в сфере законотворчества, напомнил, что в прошлом году принято 448 федеральных законов, из которых 252, то есть более половины, внесены Правительством.
Как отметил глава Правительства, минувший год для России не был простым. «Давление оказывали и экономические, и политические факторы, почти весь 2013 год, скажем прямо, сохранялась неблагоприятная ситуация на мировых рынках, — сказал он. — Безусловно, такой крупный мировой игрок, как Россия, не мог не почувствовать на себе влияние этих негативных тенденций, не могу, правда, сказать, что это влияние было катастрофическим. Однако общемировые процессы выявили самые уязвимые места нашей экономики, те структурные и институциональные ограничения, которые копились в нашей экономике на протяжении десятилетий. В первую очередь недостаточную диверсификацию экономики, низкую инвестиционную активность, не отвечающее современным требованиям качество институтов и государственного управления».
Особое внимание Дмитрий Медведев в своем отчете уделил вхождению в состав России двух новых субъектов — Республики Крым и Севастополя, а также санкциям, введенным против нашей страны США и Евросоюзом. И заверил, что кабинет министров сделает все, чтобы минимизировать их последствия. «Правительство готово действовать в условиях, когда приоритетом работы становится защита экономики и граждан от таких недружественных действий, которые могут последовать из-за обострившейся внешнеполитической ситуации. Было бы неверным начать метаться из стороны в сторону и пытаться придумывать некие новые принципы развития нашей экономики. У России, конечно, может и должен быть свой путь, когда речь идет о национальном самосознании, о ценностных ориентирах. Но законы экономики остаются общими. И в обстоятельствах этого беспрецедентного вызова для нас крайне важно спокойно, без истерик продолжать выбранную экономическую стратегию, но это не значит, что мы не будем вносить коррективы. Нынешняя ситуация для государства — это не только вызов, но и хорошая возможность повысить эффективность нашей собственной деятельности, создать новую основу национальной экономики, которая базируется на собственном производстве», — сказал он.
В центре внимания забот Правительства — военно-промышленная отрасль, которая тоже зависима от международной кооперации, а значит, существует потенциальная угроза для обороны и безопасности страны. Дмитрий Медведев уверен: российская «оборонка» не пострадает от санкций. «Оборонная промышленность за последние годы встала на ноги. Мы не допустим, чтобы она пострадала в результате чьих-то недружественных действий. Уже сегодня ВПК не зависит от импорта в производстве многих видов вооружений. Способность нашей страны делать качественное современное оружие не вызывает сомнений не только у нас», — подчеркнул премьер-министр. По экспорту вооружений Россия занимает второе место после США и намерена усиливать позиции, в том числе за счет установления более тесных связей с Китаем, Индией, странами Латинской Америки и даже Африки.
По мнению Дмитрия Медведева, нарушения договоров со стороны международных платежных систем не должны остаться безнаказанными. «Надо потратить силы и средства, чтобы привести в чувство соответствующих иностранных контрагентов. Подобные действия не должны оправдываться форс-мажорами, распоряжениями президентов и парламентов», — заявил он. И уточнил, что незаконные действия международных платежных систем являются дополнительным стимулом для России создать национальную платежную систему, которая мало зависела бы от международной конъюнктуры и бесперебойно работала в масштабах всей страны. «Все мы понимаем, что любые навязанные ограничения — это примитивный путь. Он ведет в никуда, но если ряд наших западных партнеров все же пойдут по нему, то у нас не останется выбора. Тогда мы справимся собственными силами и выиграем в конечном счете. База для этого у нас есть. Хочу отметить, что в прошлом году, несмотря на все проблемы, нам хватило запаса прочности, чтобы избежать кризиса. Такого кризиса, например, который был в еврозоне или вообще в экономике Евросоюза», — констатировал премьер-министр.
Сократить чиновничий аппарат
Глава Правительства призвал депутатов подумать, на чем можно сэкономить. И предложил сократить число федеральных и региональных чиновников на десять процентов. Если говорить о социальной сфере, то государство выполнит все свои обязательства. «Что бы ни происходило вокруг нашей страны, какие бы трудности ни испытывала наша экономика, все взятые на себя социальные обязательства мы выполним в полном объеме. Даже в самый острый период глобального экономического кризиса мы полностью выполняли социальные обязательства, не собираемся отказываться от них и сегодня», — заверил он думцев.
Правительство не намерено, по его словам, увеличивать налоговую нагрузку на предприятия и население. Более того, Дмитрий Медведев считает, что нужно улучшить условия для ведения бизнеса. «В нынешней ситуации такое улучшение не должно быть косметическим. Мы должны все-таки подумать о кардинальном улучшении подходов к бизнес-климату. Для этого требуются системное изменение законодательства и дальнейшая работа по снижению административной нагрузки. И конечно, качественное правоприменение, — констатировал премьер-министр. И добавил: «Мы сделаем все, чтобы и российские, и иностранные компании — те, которые работают в нашей стране и никуда не пытаются уйти, продолжали верить в Россию, чувствовали, что мы готовы предоставить им максимально комфортные условия для ведения бизнеса». По его словам, в 2014-2016 годах расходы на повышение зарплат отдельным категориям бюджетников будут расти в среднем на 45 миллиардов рублей ежегодно. Повышение зарплаты работникам бюджетной сферы — это вопрос, «который волнует миллионы наших людей», пояснил глава Правительства. И уточнил: «Мы прекрасно понимаем, что от выполнения этой задачи зависит не только благополучие самих бюджетников и их семей, но и социальное самочувствие всех граждан страны». Федеральным бюджетом предусмотрены дополнительные средства для повышения зарплат отдельным категориям бюджетников: на 2014 год — 80 миллиардов рублей, на 2015-й — 126,5 миллиарда, на 2016-й — 171,6 миллиарда рублей.
Дмитрий Медведев не исключает, что в ближайшие годы Россия может столкнуться с нехваткой квалифицированных специалистов, несмотря на то что положение с безработицей в стране является вполне благополучным. «Сейчас ситуация остается стабильной, и это уже неплохо. Фактически картина безработицы в нашей стране является самой благополучной на фоне европейских государств, но мы не должны самоуспокаиваться. В ближайшие годы мы можем столкнуться с дефицитом квалифицированных специалистов», — заявил он. При этом уточнил: сегодня в этой сфере 2 миллиона вакансий, но эта «проблема требует самого пристального внимания».
Его доклад длился более полутора часов, а потом каждая фракция задала ему по три вопроса. Многие из них были связаны с Крымом. «В связи с предполагаемым активным бюджетным финансированием новых субъектов Российской Федерации у части наших избирателей возникло беспокойство, что другие субъекты окажутся обделены и недофинансированы», — заметил Михаил Емельянов (фракция «Справедливая Россия»). «Для нас Крым и Севастополь — это большая радость и новые возможности развития нашей страны. Но ни в коем случае мы не должны допустить ситуации, когда развитие Крыма будет происходить за счет других регионов. Это было бы худшей дискредитацией тех великих решений, которые были приняты в этом году. Естественно, для развития Крыма и Севастополя мы найдем дополнительные источники финансирования, и ни один регион ничего не потеряет», — заверил Дмитрий Медведев.
Кто опустил рубль?
Алексей Пономарев (фракция КПРФ) поинтересовался, как глава Правительства смотрит на то, чтобы возродить коллективное хозяйство — «лучшую форму организации труда в сельском хозяйстве»? При этом привел свои аргументы: «В нашей стране за последние 20 лет их количество сократилось в 6 раз. Производство сельскохозяйственной продукции отдали фермеру, но фермер занимается выращиванием зерновых культур, а животноводством практически не занимается. В нашей стране поголовье крупного рогатого скота сократилось в 3 раза, свиней — в 2 раза, овец — в 3 раза и птицы — в 1,5 раза. Животноводческие фермы уничтожены, работать негде, деревни обезлюдели. 42 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий не обрабатываются и зарастают бурьяном и кустарником».
У Дмитрия Медведева иное видение ситуации: «Могу сказать, что за последние десять лет наше сельское хозяйство очень серьёзным образом прибавило. У нас есть, конечно, проблемы, но знаете, объективности ради, я всегда, когда мне коллеги, в том числе коммунисты, говорят о состоянии села, вспоминаю свои студенческие годы, как я ездил собирать картошку в Псковской области при помощи лопат и вил. И пустые полки вспоминаю в магазинах, а также отсутствие мяса, молока и всего остального. Поэтому вопрос в том, что и с чем мы сравниваем. В отношении коллективных хозяйств: я согласен, что крупные товарные производства должны обязательно быть и имеют очень важное значение, но мы не должны забывать и про фермеров. Что касается государственной поддержки, у нас в прошлом году она составила 200 миллиардов рублей». Премьер-министр заметил, что сейчас «мы перекрыли нормы, которые были установлены доктриной продовольственной безопасности по зерну, по сахару, по картофелю, по растительному маслу, у нас никогда таких результатов не было». Напомнив, что «в этом году мы впервые работали в рамках ВТО и, надо признаться, не провалились».
Заместитель Председателя Госдумы Игорь Лебедев (фракция ЛДПР) заявил: «Толпы никем не контролируемых мигрантов везут в нашу страну преступность, наркотики, безработицу, заболевания». И сделал вывод, что «ни с политической, ни с экономической точки зрения такие мигранты нам не нужны, а с социальной они вредны и опасны». Дмитрий Медведев согласился, что такая проблема есть, и она «в зоне пристального внимания» не только депутатов Госдумы, но и государственных структур. При этом разделил озабоченность депутата: в работе Федеральной миграционной службы не все идеально. В то же время проинформировал, что благодаря действиям ФМС только за прошлый год было выявлено почти 800 тысяч административных нарушений в сфере миграции, возбуждено 800 уголовных дел. «Это значит, — отметил он, — что ситуация медленно, но берется государством под жесткий контроль». По словам премьера, к этой работе должны подключаться и работодатели, и те, кто предоставляет мигрантам кров и ночлег. Как уверен Дмитрий Медведев, Россия заинтересована в том, чтобы приезжали не только высококвалифицированные специалисты, нужны и дворники, которыми «у нас никто не хочет работать, как и во многих других странах».
Заместитель Председателя Госдумы Людмила Швецова (фракция «Единая Россия») озабочена тем, что «сегодня сложилась парадоксальная ситуация — тенденция сокращения коррекционных школ для детей-инвалидов». Ее беспокойство разделил и Дмитрий Медведев, по мнению которого, в России необходимо развивать все три направления коррекционного образования — как сами коррекционные школы, так и новые формы образования: инклюзивное и дистанционное. «Мы некоторое время назад даже не слышали об инклюзивном образовании. Для меня самого очень показательным был визит в одну из инклюзивных школ, где я в первый раз увидел, как реально в одном общеобразовательном заведении учатся и обычные дети, и дети с ограничениями по здоровью. Это, конечно, совершенно другая среда, — поделился он своими впечатлениями. — Это другой уровень доброты, потому что мы знаем, дети очень часто занимают жесткие позиции по отношению к своим сверстникам, но когда они вместе, то начинают им сопереживать, понимать, что они такие же дети, как и они, но с проблемами по здоровью».
Константин Лазарев (фракция КПРФ) упрекнул Дмитрия Медведева в том, что он с начала этого года опустил курс рубля по отношению к доллару и к евро примерно на десять процентов. «Я ничего не опускал, — парировал глава Правительства. — У нас курс рубля складывается на рынке и является свободным. Государство в лице Центрального банка может оказывать лишь косвенное влияние на курсовую политику. Такова мировая практика, и мы идём по этому пути. Если бы мы фиксировали курс рубля, то у нас была бы другая экономика…» Развивая ответ, он напомнил, что доля серого капитала в структуре оттока капитала из России в 2012-2013 годах достигала 20-40 процентов. «Одна из форм оттока связана с тем, что деньги ищут более привлекательные рынки. И это повод задуматься, что в наших условиях не является привлекательным, в чем существуют ограничения у нас на рынке. Но другая форма оттока — по сути, вывод капиталов, которые имеют специфическое происхождение, за которыми мы просто обязаны следить. По данным, которыми мы располагаем, в прошлом и позапрошлом годах такого рода серый капитал, который мы не можем рассматривать как капитал, который возник в результате правомерных действий, составляет довольно значительную долю в оттоке — 20-30 процентов, а иногда и 40», — заявил премьер. По его словам, это повод для того, чтобы государственные структуры разбирались с происхождением капитала и вводили нормы регулирования, которые будут привлекать инвестиции. По данным Центробанка России, отток капитала по итогам 2013 года вырос до 62,7 миллиарда долларов с 54,6 миллиарда долларов в 2012 году.
Ирина Белых (фракция «Единая Россия») напомнила, что еще до событий на Украине наша страна серьезно занималась проблемой защиты прав русскоязычных граждан, оказавшихся после распада СССР за пределами России. «Сегодня миллионы людей, в основном в восточных областях Украины, находятся в сложнейшей ситуации, в том числе из-за запрета на право использования русского языка. Но там проживает большое количество русскоговорящих профессионалов с высоким уровнем квалификации в различных областях народного хозяйства. Однако вопрос адаптации и интеграции мигрантов, прибывающих в Россию, требует решения комплекса вопросов — трудоустройства, жилья, медицинского и социального обслуживания. Планируется ли внесение изменений или увеличение финансирования Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом?» — спросила она. «Планируется, — заверил глава кабинета министров. — Многое будет зависеть от наших реальных финансовых возможностей. Мы эту программу рассматриваем как одну из наиболее важных программ по адаптации и привлечению наших соотечественников. Как только появятся дополнительные возможности, мы их используем и для докапитализации этой программы».
Алексей Диденко (фракция ЛДПР) напомнил о звучащих угрозах Запада прекратить покупки российского газа. «С калейдоскопической быстротой меняются фамилии руководителей, которые находятся у власти на Украине. А политика та же — «подождут», «заплатим потом», «европейцев привлечем». Американцы уже высунулись с так называемым «новым газом». Все это блеф в чистом виде, а фактом является наличие задолженности в 2 миллиарда 200 миллионов долларов и растущий объем неплатежей. Поэтому, по всей вероятности, если в ближайшее время наши партнеры не смогут начать процесс расчетов с Российской Федерацией и с основным поставщиком газа, нам придется включить авансовую систему оплаты. То есть, мы будем поставлять газа столько, на какую сумму проавансированы украинские средства. Иными словами, газ против денег, И это будет жестким решением, но, на мой взгляд, абсолютно справедливым» — сказал Дмитрий Медведев. Обсуждая тему торговли энергоресурсами, заговорили о доходах. Бюджет сильно зависит от поставок сырья за рубеж, признал Дмитрий Медведев, уточнив, что от этой практики нужно постепенно отходить. И предложил для начала заменить нефтедоллары рублями. В национальной валюте выгодно заключать сделки, считает он. При этом подчеркнул: торговать в ущерб себе Россия не будет.
Алексей Корниенко (фракция КПРФ) поставил вопрос ребром: «Чем руководствовались вы, когда подписывали 839-е постановление Правительства, разрешающее засевать наши поля генномодифицированными семенами?» Как пояснил Дмитрий Медведев, постановление Правительства, вводящее сертификацию ГМО-семян, было принято в результате сложного процесса присоединения к ВТО. «Тем не менее, оно будет по моей инициативе скорректировано, и не потому, что неверное, а потому, что сроки, которые туда заложены, оказались слишком оптимистическими. Мы отнесем на три года срок такой сертификации, мы просто к ней не готовы», — сказал он, добавив, что в России сейчас недостаточно лабораторий, чтобы идентифицировать ГМО.
Менять курс?
Когда закончились вопросы, начались выступления от фракций. Первым по традиции слово держал лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Он напомнил о правительственной «Стратегии-2020». «От нее теперь правительство открещивается. И при этом не желает брать на себя никакой ответственности за ее провал. А ведь за этим скрывается не просто очередная нежизнеспособная программа. Речь идет о провале торжественно оглашенных властью планов по модернизации всей экономики России, по восстановлению национальной промышленности и по борьбе с сырьевой зависимостью», — заявил лидер коммунистов. Как он считает, сегодня три опасности вплотную подступили к нашей стране — это социальное неравенство, обострение национальных проблем и слом международного баланса сил, сложившегося после Второй мировой войны. Причины того видит в правительстве Медведева, которое «не хочет прислушаться к предложениям КПРФ по смене социально-экономического курса». По мнению Геннадия Зюганова, стране нужна новая индустриализация и новая экономическая политика, что невозможно без формирования правительства национальных интересов и народного доверия. Лидер КПРФ предложил «вкладывать инвестиции в образование, подготовку кадров, обновление инфраструктуры, ввести прогрессивную шкалу налога, поднять зарплаты и бороться со спекуляциями на бирже». У правительства в условиях кризиса, по его мнению, есть два выбора — или дальше урезать все, что заложено в бюджете, и нас ждет греческий вариант со всеми последствиями, или комплексная модернизация. «Я не почувствовал, что вы сделали второй выбор, вы по-прежнему оправдываете экономическую политику, которая привела к трагедии», — сказал Геннадий Зюганов. Крайне плохо, уверен он, обстоят дела в сельском хозяйстве. «Долги у крестьян за прошлый год выросли на 500 миллиардов! А если посмотреть, то мы половину продовольствия закупаем чужого, 48 миллиардов долларов умножьте на 35, и вы ахнете!». Лидер коммунистов подверг критике ряд министров, но в то же время и признал, что «в правительстве много толковых людей, но они не могут нормально работать, если промышленно-финансовый блок, блоки, которые должны заниматься кадрами, социальной сферой и продовольствием работают по старым либеральным лекалам».
Владимир Жириновский, руководитель ЛДПР, корни зла видит в том, что «чиновник не хочет повернуться к нашим гражданам». «Каждое утро по всем каналам нам кого показывают? Артистов. Что, вся страна хочет быть артистами? Такого нет нигде в мире. Ну, покажите хорошую жизнь успешного человека, нет — только артисты каждый день! Чему учат страну? С утра, в хорошее время, вся страна узнает все постельные дела всех артистов нашей страны. А вечером — ЧП. Утром эти смазливые лица, вечером — сплошная трагедия. Ну, что смотреть человеку?» — возмутился он информационной политикой российских СМИ.
Сергей Миронов, глава фракции «Справедливая Россия», не согласен с позицией Дмитрия Медведева, который объясняет падение темпов экономического роста внешними причинами. «Нам видится, что главное в другом, — уточнил депутат, — в отсутствии последовательного программирования развития страны и действенных мер по преодолению избыточного социального неравенства. Правительство продолжает шарахаться из стороны в сторону. Возьмём, например, задачу по развитию Дальнего Востока и регионов Забайкалья. Сегодня основной акцент сделан на формировании территорий опережающего социально-экономического развития, где будут действовать специальные льготы. Но давайте посмотрим, какие же эти льготы? К сожалению, некоторые из них являются совершенно излишними для этих регионов. Например, упрощённый порядок привлечения иностранной рабочей силы без соблюдения существующих квот и разрешительных процедур». Вторая причина низкой динамики экономического роста — избыточное социальное расслоение, которое приводит, в конечном счёте, к глубочайшему экономическому спаду. По его мнению, в условиях, когда нужно решать многие социально-экономические проблемы, в том числе с появлением новых субъектов Федерации, «правительство не может позволить себе быть техническим», оно «должно стать стратегическим помощником Президента России по решению многочисленных вопросов во внутренней и внешней политике».
Лидер фракции «Единая Россия» Владимир Васильев предложил использовать выросшее после сочинской Олимпиады и присоединения Крыма доверие россиян к руководству страны и подумать над сменой стратегического курса. «Доверие — это материальная величина, оно сегодня у нас есть», — сказал депутат. И подчеркнул: «Россияне теперь ожидают от власти такого уровня шагов и дальше. В связи с этим возникает вопрос: может быть, нам подумать в части стратегии. Та стратегия, которая была выработана в прошлые годы при одних условиях, сегодня вызывает вопросы».
«Это был шестой отчет правительства, и он был содержательным, обстоятельным, неформальным, — подытожил уже после заключительного слова главы Правительства Председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Он особо подчеркнул, что «сегодня как никогда нам необходимо эффективное и слаженное взаимодействие с исполнительной властью». «Успех правотворческой работы во многом зависит от взаимодействия законодателей с правительством, которое, пожалуй, является самым активным субъектом права законодательной инициативы, — убежден Сергей Нарышкин. — Более того, и общий успех страны во многом зависит от взаимодействия парламента и правительства. И сегодня мы с вами еще раз увидели настрой на такой конструктивный диалог и тесное взаимодействие».