Дверью хлопать не будем, но свое место найдем

На «правительственном часе» в Совете Федерации первый вице-премьер Правительства России Игорь Шувалов рассказал о евразийской интеграции

25.03.2014 15:56

Дверью хлопать не будем, но свое место найдем
 

Когда вопрос об интеграции Крыма в Россию пред­ставлялся уже, по сути, решенным, политики актив­но заговорили о том, что уж теперь-то Россия долж­на во многом измениться. Смысл высказывания понятен, но почему-то не расшифровывалось, куда будет направлен общий вектор развития государства российского. Размыш­лений на эту тему прибавили и санкции, которые посыпа­лись на страну со стороны США и их союзников по Евросо­юзу. Но мы забываем, что на самом деле вектор этот давно определен, и Россия со своими партнерами по Содружеству независимых государств уже несколько лет твердо следует по этому пути. Цель движения — Евразийский экономиче­ский союз.

С учетом направленности и тональности заявлений, ко­торыми буквально «сыплют» лидеры западных государств, тема евразийской интеграции приобретает особую актуаль­ность. Никто даже и не скрывает, что действия Запада на­правлены на изоляцию России, по крайней мере, от Европы, где наша накопившая за последнее десятилетие сил страна начала осуществлять ту политику, которую считает нуж­ным. Давление ощущается уже давно, и крымские события стали лишь катализатором этого процесса. А может быть, и поводом для его усиления. Недаром же многие эксперты связывают «революцию» на Украине с отказом Президен­та Виктора Януковича подписать договор об ассоциации с Евросоюзом. Украину ждали и в Таможенном союзе, с последующим, возможно, подключением к более высокой ступени евразийской интеграции — Евразийскому экономи­ческому союзу. Отнюдь не совпадение, что параллельно с антироссийскими санкциями нелегитимными украинскими властями была срочно подписана политическая часть до­говора об ассоциации с ЕС.

Эти события тесно связаны логикой политического про­цесса. Очень не нравится «друзьям» России создание мощ­ного экономического образования в Евразии, со временем вполне способным (если страны, в него входящие, посчита­ют нужным) стать политической структурой, как это, кста­ти, произошло в свое время с Европейским союзом. Но, по­хоже, помешать процессу вряд ли удастся вне зависимости от событий на Украине.

Как рассказал первый вице-премьер Правительства Рос­сии Игорь Шувалов на «правительственном часе» в Совете Федерации, работа по окончательному оформлению созда­ния Евразийского экономического союза должна быть за­вершена к концу нынешнего, 2014, года. Так договорились президенты Казахстана, Беларуси и России. Подписание со­глашения о создании ЕЭС намечено уже на май.

Этот этап пройден очень быстро. Вопросы евразийской интеграции стали активно обсуждаться лидерами ряда стран СНГ с 2008 года. Подписаны многие соглашения. В том числе, кстати, и Украиной, но с оговорками, что они будут действовать в той части, которая не противоречит Консти­туции страны. Стало понятно, что эти документы в полной мере работать не будут. И тогда, летом 2008 года, три пре­зидента договорились о создании Таможенного союза уже без всяких оговорок. На все рабочие процедуры Правитель­ствам России, Беларуси и Казахстана было отпущено около года. В результате масштабной и серьезной работы проект был запущен частично в 2010-м и частично в 2011 году, так как три страны оказались по разному готовы к вхождению в новую экономическую структуру. Прошло всего лишь не­сколько лет, и реальностью становится новая степень евра­зийской интеграции — экономический союз. Как подчеркнул Игорь Шувалов, на первых этапах своего существования у Евросоюза на такие шаги уходили долгие годы.

Но это — к слову. А пока следует признать, что, хотя работа ведется и оперативно, и результативно, проблемы есть. Участникам будущего экономического союза пока трудно договориться о принципах формирования и функ­ционирования органов управления ЕЭС. Партнеры России считают, что представителей в руководстве различных де­партаментов ЕЭС от каждой из трех стран должно быть поровну. Мы же с таким подходом не согласны, справед­ливо полагая, что профессиональных управленцев нужно отбирать по конкурсу, независимо от государственной при­надлежности. Еще один нюанс — как будут приниматься решения. По мнению Казахстана, консенсусом, и этот прин­цип должен главенствовать на всех уровнях управления. По словам Игоря Шувалова, российская позиция иная: вполне достаточно будет простого большинства, иначе никакого серьезного решения невозможно будет принять и никаких успехов не добиться.

Логично, хотя и наших партнеров понять можно. Вернее, понять их опасения. Вслух или официально они их, конечно же, не выскажут. Но далеко не случайно даже с трибуны верхней палаты Российского парламента Игорь Шувалов говорил о том, что никакой политической подоплеки у соз­даваемой евразийской структуры нет, а есть только эко­номическая. Оппоненты создания ЕЭС, западные эксперты, пугают партнеров России по Союзу ее обязательным лидер­ством. Но это не соответствует действительности, заявил первый вице-премьер, Россия в ЕЭС является самым боль­шим рынком, не более. Не может быть и речи ни о каких-то имперских амбициях, на что имеются самые жесткие установки от руководства страны, заметил Игорь Шувалов, напомнив, что идея евразийской интеграции исходила во­все не от России. Ее идеологом был и остается Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Впервые эту тему он под­нял еще в середине девяностых годов прошлого века.

Нетрудно предположить, что России еще долго придется лечить «фантомные» боли у своих партнеров по ЕЭС, и без компромиссов тут не обойтись. Даже образование парла­ментской ассамблеи Союза, чтобы не появилось впечатле­ние, будто создается нечто вроде СССР, по предложению партнеров отнесено в будущее, рассказал Игорь Шувалов.

В этой связи уместно вспомнить выступление «тяже­ловеса» отечественной политики, академика РАН Евгения Примакова на одном из заседаний Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Валентине Матвиенко. Академик напомнил историю появления СНГ, который так и не стал полноценным объединением, потому что слиш­ком разные оказались интересы, как экономические, так и политические, у республик бывшего Союза. Противоречия, теперь уже между государствами, сохранились. Как считает Евгений Примаков, та же судьба может ожидать Евразий­ский союз, и потому нужно делать упор на необходимость постепенного решения задач в интеграционной сфере, пре­жде всего в экономике. А в ЕЭС противоречий достаточно и помимо управленческих.

По вопросам торговли нефтью, газом, алкоголем, ле­карствами стороны далеки от общего знаменателя, заявил первый вице-премьер. В каждой из стран своя налоговая и акцизная система и никто пока не спешит приводить их к единому целому. Есть проблемы в банковской и финансо­вой сферах. В разных странах разные условия кредитова­ния, противоречия в этих областях будут устраняться до 2025 года, хотя к 2015 году должен появиться наднациональ­ный финансовый регулятор и уже есть договоренность, что расположится он в Казахстане. Еще больше вопросов воз­никает при обсуждении вхождения некоторых других стран в ЕЭС. Такое желание уже высказывали, как известно, Кир­гизия и Армения. И здесь, как рассказал Игорь Шувалов, возникают вопросы. Но не о формальных ограничениях, а о готовности этих стран соблюдать правила ЕЭС и наличии возможностей выполнять его требования. Тут важно, под­черкнул первый вице-премьер, найти способы помочь стра­нам-претендентам, определить для них уровень и степень вхождения в интеграционные схемы.

Но как бы там ни было, процесс евразийской интегра­ции не стоит на месте, и плоды движения воплощаются в реальные дела, чему подтверждение — завершение орга­низационного периода формирования Евразийского эко­номического союза. Для России сегодня это очень важно, в свете позиции, занятой США и ЕС. Понятно, что выход на евразийские просторы не ограничится только рынком стран — учредителей ЕЭС и тех, кто присоединится к ним в ближайшее время. Это выход на совершенно новые эконо­мические перспективы и новые рынки, о которых говорил Игорь Шувалов, когда рассказывал сенаторам о реакции России на санкции со стороны Запада. Оказывается, анализ таких рисков руководством страны был сделан еще до то­го, как о них заговорили вслух. Худший сценарий здесь, по словам Игоря Шувалова, — это не внешние санкции, а по­ведение крупных инвесторов, а оно, как можно было судить из слов первого вице-премьера, будет во многом зависеть от различных закулисных факторов.

«Мы не будем громко хлопать дверью и уходить с традиционных рынков, пока нас не начнут выпихивать», — заявил в этой связи Игорь Шувалов. Но главное сегодня — открывать новые рынки. Евразийский экономический союз — прекрасная стартовая площадка для этого.

Николай Дорофеев
Фото Юрий Инякин
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 4434