Дверью хлопать не будем, но свое место найдем
На «правительственном часе» в Совете Федерации первый вице-премьер Правительства России Игорь Шувалов рассказал о евразийской интеграции
Когда вопрос об интеграции Крыма в Россию представлялся уже, по сути, решенным, политики активно заговорили о том, что уж теперь-то Россия должна во многом измениться. Смысл высказывания понятен, но почему-то не расшифровывалось, куда будет направлен общий вектор развития государства российского. Размышлений на эту тему прибавили и санкции, которые посыпались на страну со стороны США и их союзников по Евросоюзу. Но мы забываем, что на самом деле вектор этот давно определен, и Россия со своими партнерами по Содружеству независимых государств уже несколько лет твердо следует по этому пути. Цель движения — Евразийский экономический союз.
С учетом направленности и тональности заявлений, которыми буквально «сыплют» лидеры западных государств, тема евразийской интеграции приобретает особую актуальность. Никто даже и не скрывает, что действия Запада направлены на изоляцию России, по крайней мере, от Европы, где наша накопившая за последнее десятилетие сил страна начала осуществлять ту политику, которую считает нужным. Давление ощущается уже давно, и крымские события стали лишь катализатором этого процесса. А может быть, и поводом для его усиления. Недаром же многие эксперты связывают «революцию» на Украине с отказом Президента Виктора Януковича подписать договор об ассоциации с Евросоюзом. Украину ждали и в Таможенном союзе, с последующим, возможно, подключением к более высокой ступени евразийской интеграции — Евразийскому экономическому союзу. Отнюдь не совпадение, что параллельно с антироссийскими санкциями нелегитимными украинскими властями была срочно подписана политическая часть договора об ассоциации с ЕС.
Эти события тесно связаны логикой политического процесса. Очень не нравится «друзьям» России создание мощного экономического образования в Евразии, со временем вполне способным (если страны, в него входящие, посчитают нужным) стать политической структурой, как это, кстати, произошло в свое время с Европейским союзом. Но, похоже, помешать процессу вряд ли удастся вне зависимости от событий на Украине.
Как рассказал первый вице-премьер Правительства России Игорь Шувалов на «правительственном часе» в Совете Федерации, работа по окончательному оформлению создания Евразийского экономического союза должна быть завершена к концу нынешнего, 2014, года. Так договорились президенты Казахстана, Беларуси и России. Подписание соглашения о создании ЕЭС намечено уже на май.
Этот этап пройден очень быстро. Вопросы евразийской интеграции стали активно обсуждаться лидерами ряда стран СНГ с 2008 года. Подписаны многие соглашения. В том числе, кстати, и Украиной, но с оговорками, что они будут действовать в той части, которая не противоречит Конституции страны. Стало понятно, что эти документы в полной мере работать не будут. И тогда, летом 2008 года, три президента договорились о создании Таможенного союза уже без всяких оговорок. На все рабочие процедуры Правительствам России, Беларуси и Казахстана было отпущено около года. В результате масштабной и серьезной работы проект был запущен частично в 2010-м и частично в 2011 году, так как три страны оказались по разному готовы к вхождению в новую экономическую структуру. Прошло всего лишь несколько лет, и реальностью становится новая степень евразийской интеграции — экономический союз. Как подчеркнул Игорь Шувалов, на первых этапах своего существования у Евросоюза на такие шаги уходили долгие годы.
Но это — к слову. А пока следует признать, что, хотя работа ведется и оперативно, и результативно, проблемы есть. Участникам будущего экономического союза пока трудно договориться о принципах формирования и функционирования органов управления ЕЭС. Партнеры России считают, что представителей в руководстве различных департаментов ЕЭС от каждой из трех стран должно быть поровну. Мы же с таким подходом не согласны, справедливо полагая, что профессиональных управленцев нужно отбирать по конкурсу, независимо от государственной принадлежности. Еще один нюанс — как будут приниматься решения. По мнению Казахстана, консенсусом, и этот принцип должен главенствовать на всех уровнях управления. По словам Игоря Шувалова, российская позиция иная: вполне достаточно будет простого большинства, иначе никакого серьезного решения невозможно будет принять и никаких успехов не добиться.
Логично, хотя и наших партнеров понять можно. Вернее, понять их опасения. Вслух или официально они их, конечно же, не выскажут. Но далеко не случайно даже с трибуны верхней палаты Российского парламента Игорь Шувалов говорил о том, что никакой политической подоплеки у создаваемой евразийской структуры нет, а есть только экономическая. Оппоненты создания ЕЭС, западные эксперты, пугают партнеров России по Союзу ее обязательным лидерством. Но это не соответствует действительности, заявил первый вице-премьер, Россия в ЕЭС является самым большим рынком, не более. Не может быть и речи ни о каких-то имперских амбициях, на что имеются самые жесткие установки от руководства страны, заметил Игорь Шувалов, напомнив, что идея евразийской интеграции исходила вовсе не от России. Ее идеологом был и остается Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Впервые эту тему он поднял еще в середине девяностых годов прошлого века.
Нетрудно предположить, что России еще долго придется лечить «фантомные» боли у своих партнеров по ЕЭС, и без компромиссов тут не обойтись. Даже образование парламентской ассамблеи Союза, чтобы не появилось впечатление, будто создается нечто вроде СССР, по предложению партнеров отнесено в будущее, рассказал Игорь Шувалов.
В этой связи уместно вспомнить выступление «тяжеловеса» отечественной политики, академика РАН Евгения Примакова на одном из заседаний Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации Валентине Матвиенко. Академик напомнил историю появления СНГ, который так и не стал полноценным объединением, потому что слишком разные оказались интересы, как экономические, так и политические, у республик бывшего Союза. Противоречия, теперь уже между государствами, сохранились. Как считает Евгений Примаков, та же судьба может ожидать Евразийский союз, и потому нужно делать упор на необходимость постепенного решения задач в интеграционной сфере, прежде всего в экономике. А в ЕЭС противоречий достаточно и помимо управленческих.
По вопросам торговли нефтью, газом, алкоголем, лекарствами стороны далеки от общего знаменателя, заявил первый вице-премьер. В каждой из стран своя налоговая и акцизная система и никто пока не спешит приводить их к единому целому. Есть проблемы в банковской и финансовой сферах. В разных странах разные условия кредитования, противоречия в этих областях будут устраняться до 2025 года, хотя к 2015 году должен появиться наднациональный финансовый регулятор и уже есть договоренность, что расположится он в Казахстане. Еще больше вопросов возникает при обсуждении вхождения некоторых других стран в ЕЭС. Такое желание уже высказывали, как известно, Киргизия и Армения. И здесь, как рассказал Игорь Шувалов, возникают вопросы. Но не о формальных ограничениях, а о готовности этих стран соблюдать правила ЕЭС и наличии возможностей выполнять его требования. Тут важно, подчеркнул первый вице-премьер, найти способы помочь странам-претендентам, определить для них уровень и степень вхождения в интеграционные схемы.
Но как бы там ни было, процесс евразийской интеграции не стоит на месте, и плоды движения воплощаются в реальные дела, чему подтверждение — завершение организационного периода формирования Евразийского экономического союза. Для России сегодня это очень важно, в свете позиции, занятой США и ЕС. Понятно, что выход на евразийские просторы не ограничится только рынком стран — учредителей ЕЭС и тех, кто присоединится к ним в ближайшее время. Это выход на совершенно новые экономические перспективы и новые рынки, о которых говорил Игорь Шувалов, когда рассказывал сенаторам о реакции России на санкции со стороны Запада. Оказывается, анализ таких рисков руководством страны был сделан еще до того, как о них заговорили вслух. Худший сценарий здесь, по словам Игоря Шувалова, — это не внешние санкции, а поведение крупных инвесторов, а оно, как можно было судить из слов первого вице-премьера, будет во многом зависеть от различных закулисных факторов.
«Мы не будем громко хлопать дверью и уходить с традиционных рынков, пока нас не начнут выпихивать», — заявил в этой связи Игорь Шувалов. Но главное сегодня — открывать новые рынки. Евразийский экономический союз — прекрасная стартовая площадка для этого.