20-летие Конституции России и Федерального Собрания мы встречаем на фоне того, что в Российский парламент вернулась политика, и Государственная Дума стала местом для дискуссий, которые идут как в межфракционном поле, так и с непарламентскими партиями. В этом созыве заложена практика приглашения в палату на обсуждение важных законопроектов членов партий, не представленных в палате. «Открытая трибуна» — это уникальная возможность совместной работы депутатов различных фракций, лидеров непарламентских партий, представителей общественных организаций, политологов и активистов гражданского общества. Парламентская площадка «Открытой трибуны» позволяет партиям, не представленным в палате, двигаться от митинговой критики к конструктивному публичному диалогу с парламентскими фракциями.
Более того, представители всех политических партий, в том числе и не представленных в Государственной Думе, нередко приглашаются на парламентские заседания при обсуждении важных вопросов. С их участием рассматривали, например, реформу пенсионной системы — сложнейшую проблемную тему, которую все парламенты мира пытаются решить с лучшим исходом для своих избирателей. Всенародная дискуссия состоялась при обсуждении и принятии, например, законов о полиции и образовании. Это реальность, которая свидетельствует о существенных изменениях, происходящих сегодня в парламенте и политической жизни страны.
Усиливая полномочия законодательной власти, фракция «Единой России» предложила и провела ряд законов, которые позволяют контролировать Правительство России. Так, в 2008 году по нашей инициативе была принята законодательная поправка, в соответствии с которой теперь премьер-министр ежегодно отчитывается в палате перед депутатами об экономической политике. В этом году мы увеличили полномочия Государственной Думы в части контроля за формированием и расходованием федерального бюджета на самых разных его этапах. Думаю, это очевидный шаг к повышению ответственности исполнительной власти перед представительной, о чем ратовали коммунисты. Кроме того, законодатели установили контроль над налоговой сферой, чего тоже не было. Мы также добились того, что правительство теперь обязано все подзаконные акты готовить, консультируясь с парламентариями, и представлять их обществу максимально ясными и понятными.
Мы обеспечили либерализацию избирательного законодательства, в том числе снизив порог численности членов партии и регионального представительства. В выборах 8 сентября 2013 года приняли участие 50 непарламентских партий.
В ходе состоявшихся дискуссий особое внимание уделялось соотношению полномочий Президента и Федерального Собрания. Хочу отметить, что ныне действующий всенародно избранный глава российского государства действует в связке с парламентом, что очень важно для страны, где сильная президентская власть. Он постоянно встречается с россиянами, непременно бывает там, где им нужна поддержка в трудную минуту. Тем самым каждодневно демонстрирует тесную связь со своими избирателями. Разумеется, со стороны оппозиции звучит критика по поводу его больших полномочий. Так или иначе, но именно по поручению Президента, озвученному в Послании Федеральному Собранию, организован диалог в правовом поле с непарламентскими партиями. Очень важно, что нынешняя Конституция дает огромные возможности для реализации прав оппозиции, деятельность которой становится более содержательной, мотивированной, заинтересованной и самое главное — активно вовлеченной в процесс принятия решений.