Депутат призвал установить гарантированный минимальный уровень оплаты труда педагога
Переход на новую систему оплаты труда вызывает тревогу у педагогов в силу зависимости значительной части дохода от стимулирующих выплат, поэтому необходимо законодательно установить гарантированный минимальный уровень оплаты их труда, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Каплан Панеш.
Он напомнил, что с 2026 года начнется реформа системы оплаты труда учителей, которая вызывает вопросы у профессионального сообщества. Так, со следующего года будет утверждена единая система оплаты труда педагогов, по которой гарантированная часть зарплаты составит 70% от ставки, а оставшиеся 30% станут стимулирующими выплатами, которые нужно будет зарабатывать.
Запланирован переход на оплату по «ученико-часам», когда доход учителя ставится в зависимость от числа обучающихся в классе детей, а ряд привычных надбавок, таких как выплаты за выслугу лет, категорию, проверку тетрадей и заведование кабинетами, планируется упразднить, включив их в общий фонд стимулирования, пояснил Панеш.
Также вводятся коэффициенты сложности предмета, причем, к примеру, для математики и физики он будет выше, нежели для музыки или изобразительного искусства, а распределение стимулирующих выплат должно быть увязано с образовательными успехами учеников.
В этой связи депутат назвал опасения педагогов оправданными. «Учителя справедливо указывают, что такие понятия, как стаж и категория, отражают их опыт и квалификацию и их обесценивание выглядит несправедливым. Многие также считают унизительным ранжирование предметов по коэффициентам сложности, которое искусственно делит педагогический коллектив на «важных» и «второстепенных» специалистов», — подчеркнул депутат, слова которого приводят в его пресс-службе.
При этом критерии начисления стимулирующих выплат могут быть субъективными или ставить в неравные условия учителей, работающих в разных социальных условиях, добавил он. Тем более уже сейчас есть прецеденты, когда в некоторых школах учителя стали получать меньше, несмотря на официальные заявления об обратном, рассказал Панеш.
Поэтому он призвал предусмотреть четкий федеральный механизм защиты прав учителей, прежде всего установить гарантированный минимальный уровень оплаты их труда, привязанный, например, к размеру МРОТ, чтобы исключить региональное неравенство.
Также парламентарий считает нужным сохранить и законодательно закрепить значительную часть существующих доплат, переведя их из числа стимулирующих в гарантированные компоненты оклада, в первую очередь выплат за стаж и категорию, и ввести целевые федеральные надбавки для начинающих работу специалистов и расширить условия программы «Земский учитель».
«В-четвертых, следует законодательно ограничить бюрократическую нагрузку, связанную с оценкой «эффективности», и сделать критерии стимулирующих выплат максимально прозрачными и коллективно одобренными. В качестве дополнительной меры поддержки можно рассмотреть инициативу о введении ежегодной поощрительной выплаты, так называемой 13-й зарплаты для педагогов», — полагает Панеш.
Читайте также:
• Педагогов для колледжей начнут готовить в вузах • Какие пособия и выплаты вырастут в 2026 году
Ещё материалы: Каплан Панеш






