Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров / Фото Игоря Самохвалова “РФ-СЕГОДНЯ»
Глобальные компьютерные сети оказались в центре внимания сенаторов потому, что этой теме были посвящены два центральных события — открытие нового сайта Совета Федерации и «правительственный час», в ходе которого министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров (на фото) рассказал о государственной политике в области СМИ и правовом регулировании отношений в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в России.
Надо полагать, что эти два события сошлись на одном пленарном заседании далеко не случайно. О том, что у верхней палаты парламента появится новый «продвинутый» сайт, мы слышали уже давно и ждали его появления. Результатом, по мнению Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, стала реализация общественного запроса на прозрачность и открытость власти. Ведь граждане хотят получать исчерпывающую информацию о деятельности сенаторов, и она должна быть понятна людям. Валентина Матвиенко полагает, что новый сайт отвечает этим задачам. Но любой сайт — это всего лишь оболочка, которую надо заполнить информацией, интересной и живой. Причем интересным сайт должен быть не только профессиональным экспертам или политологам, но и обычным гражданам. Сделать это удастся только с помощью самих сенаторов, каждый из которых будет рассказывать о своей работе и о деятельности палаты в целом. Такая возможность у членов Совета Федерации есть. И, судя по их выступлениям после презентации в палате интернет-сайта, сенаторы готовы в полной мере воспользоваться в своей работе открывающимися возможностями, ведь современные технологии сделали его действительно интерактивным и мультимедийным. Теперь они могут вести блоги, выступать с видеокомментариями, вовлекать граждан в обсуждения законопроектов и других важнейших тем.
По оценке же министра, это один из немногих сайтов во всей системе органов госвласти России. И даже если сравнить его с аналогичными структурами в других странах, он действительно выглядит современно.
Такое внимание к сайту Совета Федерации и вообще к Интернету вполне объяснимо. Сегодня в России, по разным оценкам, аудитория этой глобальной компьютерной сети по разным оценкам насчитывает до 70 миллионов человек — без малого половина населения страны. Интернет стал важнейшим средством информации и коммуникации и, по большому счету, за ним будущее в этих сферах нашей жизни. А может быть, и не только в этих. Уже сейчас чистый вклад интернет-экономики в валовой продукт страны оценивается в два процента.
Наверное, тем и объясняется интерес, который сенаторы проявили к встрече с министром связи и массовых коммуникаций Николаем Никифоровым. Хотя надо признать, что говорил он с сенаторами не только на темы Интернета, да и многих членов Совета Федерации волновали другие вопросы, находящиеся в ведении Минкомсвязи.
Так, министр рассказал сенаторам, что сегодня современные средства массовой информации и массовых коммуникаций — динамичная, развивающаяся отрасль экономики. Объем телевизионного рынка страны в прошлом году составил около 200 миллиардов рублей, оценка печатной продукции — около 60 миллиардов. Активно растущий медиасегмент интернет-индустрии, по его оценкам, вырос до 50 миллиардов рублей. Исходя из этого и с учетом ключевой роли медиаиндустрии для современного информационного общества, государственная политика в этой сфере должна быть ориентирована на то, чтобы обеспечить конкурентоспособность на глобальном информационном пространстве. А задача эта непростая.
Потому что, по словам министра, сегодня мы живем в условиях все более возрастающей конкуренции на информационном рынке, и зачастую отечественным компаниям приходится конкурировать с крупными международными холдингами. Как им выживать в такой ситуации, если, считает он, попытки защититься в этой борьбе протекционистскими нерыночными методами заведомо неэффективны, поскольку информация попадает к потребителю через массу различных каналов. В этой ситуации выигрышная стратегия - стимулировать российских производителей к созданию качественного и конкурентоспособного содержания информационных и коммуникационных услуг… Но это глобальный взгляд на ситуацию и, возможно, министр, занимающийся стратегическим развитием отрасли, имеет на него право.
Сенаторов, знающих ситуацию в своих регионах, волновали более конкретные темы, далекие от международной конкуренции. И вопросы поэтому к министру были предметные, раскрывающие истинное положение дел. Одним из ключевых, в частности, был вопрос члена Комитета по бюджету и финансовым рынкам Олега Казаковцева, которого интересовало, каким образом планируется устранить цифровое неравенство между селом и городом? И ведь действительно, ситуация разительно контрастная. Города и городские поселения на сто процентов обеспечены доступом к услугам подвижной связи и сети «Интернет». В сельской же местности этот показатель в два раза ниже. Низкий процент проникновения на село современных информационных и коммуникационных связей объясняется коммерческой непривлекательностью. Возможно, и так. Но разве сельским жителям от этого легче?
Не только сельским, признался министр. Проблемы испытывают и многие города, где до сих пор нет волоконно-оптических линий связи. В них нет ни быстрого Интернета, ни качественной связи, да и с сотовой связью проблемы. С учетом того, что государство не должно за бюджетные средства осуществлять капитальное строительство линий связи, считает Николай Никифоров, выход из сложившейся ситуации нужно искать в нетрадиционных формах. Например, государство должно выступить крупным заказчиком услуг связи на конкурентной основе, услуг сети «Интернет» по передаче данных в проблемные населенные пункты. Источники финансирования, сообщил министр, уже ищутся в действующей государственной программе «Информационное общество», планируется направить на это средства Фонда универсальных услуг связи. Министр полагает, что это станет хорошим стимулом для того, чтобы бизнес пришел в проблемные с точки зрения коммуникационных связей регионы.
Начинать тут надо со школ, считает министр. В свое время Россия уже совершила прорыв, когда в рамках реализации национального проекта все школы были подключены к сети «Интернет». Теперь нужно ставить новую задачу: обеспечить подключение по волоконно-оптическим линиям связи всех школ с численностью учащихся более 500 человек. И далее постепенно, шаг за шагом, эту планку снижать. Конечно, это обойдется недешево, но по мере наличия бюджетных возможностей это обязательно нужно делать.
К устранению же информационного неравенства в небольших населенных пунктах или на селе вполне можно привлечь малый бизнес. Как полагает Николай Никифоров, частные предприниматели на местах готовы брать на себя миссию операторов связи. Если дотянуть канал связи до почтового отделения или до какого-то другого объекта госинфраструктуры (таковыми должны быть отделения «Почты России»), они продолжат его в дома, организуют техническое обслуживание.
В этом отношении малый бизнес нужно поддержать, может быть, даже законодательно. В сфере связи, заявил Николай Никифоров, не должно быть монополизма. От себя добавим — если мы действительно хотим ликвидировать цифровое неравенство.