Цифровое неравенство

Очередное пленарное заседание Совета Федерации прошло в интернет-дискуссии.

06.04.2013 15:56

Автор: Николай Дорофеев

Цифровое неравенство
Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров / Фото Игоря Самохвалова “РФ-СЕГОДНЯ»

Глобальные компьютерные сети оказались в центре вни­мания сенаторов потому, что этой теме были посвящены два центральных события — открытие нового сайта Со­вета Федерации и «правительственный час», в ходе кото­рого министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров (на фото) рассказал о государственной политике в области СМИ и правовом регулировании отно­шений в информационно-коммуникационной сети «Ин­тернет» в России.

Надо полагать, что эти два события сошлись на одном пленарном заседании далеко не случайно. О том, что у верхней палаты парламента появится новый «продвину­тый» сайт, мы слышали уже давно и ждали его появления. Результатом, по мнению Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, стала реализация общественного запроса на прозрачность и открытость власти. Ведь граж­дане хотят получать исчерпывающую информацию о дея­тельности сенаторов, и она должна быть понятна людям. Валентина Матвиенко полагает, что новый сайт отвечает этим задачам. Но любой сайт — это всего лишь оболочка, которую надо заполнить информацией, интересной и жи­вой. Причем интересным сайт должен быть не только про­фессиональным экспертам или политологам, но и обыч­ным гражданам. Сделать это удастся только с помощью самих сенаторов, каждый из которых будет рассказывать о своей работе и о деятельности палаты в целом. Такая воз­можность у членов Совета Федерации есть. И, судя по их выступлениям после презентации в палате интернет-сайта, сенаторы готовы в полной мере воспользоваться в своей работе открывающимися возможностями, ведь современ­ные технологии сделали его действительно интерактивным и мультимедийным. Теперь они могут вести блоги, высту­пать с видеокомментариями, вовлекать граждан в обсужде­ния законопроектов и других важнейших тем.
 
По оценке же министра, это один из немногих сайтов во всей системе органов госвласти России. И даже если срав­нить его с аналогичными структурами в других странах, он действительно выглядит современно.
 
Такое внимание к сайту Совета Федерации и вообще к Интернету вполне объяснимо. Сегодня в России, по раз­ным оценкам, аудитория этой глобальной компьютерной сети по разным оценкам насчитывает до 70 миллионов че­ловек — без малого половина населения страны. Интернет стал важнейшим средством информации и коммуникации и, по большому счету, за ним будущее в этих сферах нашей жизни. А может быть, и не только в этих. Уже сейчас чистый вклад интернет-экономики в валовой продукт страны оценивается в два процента.
 
Наверное, тем и объясняется интерес, который сенаторы проявили к встрече с министром связи и массовых комму­никаций Николаем Никифоровым. Хотя надо признать, что говорил он с сенаторами не только на темы Интернета, да и многих членов Совета Федерации волновали другие вопро­сы, находящиеся в ведении Минкомсвязи.
 
Так, министр рассказал сенаторам, что сегодня совре­менные средства массовой информации и массовых комму­никаций — динамичная, развивающаяся отрасль экономи­ки. Объем телевизионного рынка страны в прошлом году составил около 200 миллиардов рублей, оценка печатной продукции — около 60 миллиардов. Активно растущий медиасегмент интернет-индустрии, по его оценкам, вырос до 50 миллиардов рублей. Исходя из этого и с учетом ключе­вой роли медиаиндустрии для современного информаци­онного общества, государственная политика в этой сфере должна быть ориентирована на то, чтобы обеспечить кон­курентоспособность на глобальном информационном про­странстве. А задача эта непростая.
 
Потому что, по словам министра, сегодня мы живем в ус­ловиях все более возрастающей конкуренции на информа­ционном рынке, и зачастую отечественным компаниям при­ходится конкурировать с крупными международными хол­дингами. Как им выживать в такой ситуации, если, считает он, попытки защититься в этой борьбе протекционистскими нерыночными методами заведомо неэффективны, посколь­ку информация попадает к потребителю через массу раз­личных каналов. В этой ситуации выигрышная стратегия  - стимулировать российских производителей к созданию ка­чественного и конкурентоспособного содержания информа­ционных и коммуникационных услуг… Но это глобальный взгляд на ситуацию и, возможно, министр, занимающийся стратегическим развитием отрасли, имеет на него право.
 
Сенаторов, знающих ситуацию в своих регионах, волно­вали более конкретные темы, далекие от международной конкуренции. И вопросы поэтому к министру были пред­метные, раскрывающие истинное положение дел. Одним из ключевых, в частности, был вопрос члена Комитета по бюд­жету и финансовым рынкам Олега Казаковцева, которого интересовало, каким образом планируется устранить циф­ровое неравенство между селом и городом? И ведь действи­тельно, ситуация разительно контрастная. Города и город­ские поселения на сто процентов обеспечены доступом к услугам подвижной связи и сети «Интернет». В сельской же местности этот показатель в два раза ниже. Низкий процент проникновения на село современных информационных и коммуникационных связей объясняется коммерческой не­привлекательностью. Возможно, и так. Но разве сельским жителям от этого легче?
 
Не только сельским, признался министр. Проблемы ис­пытывают и многие города, где до сих пор нет волоконно-оптических линий связи. В них нет ни быстрого Интернета, ни качественной связи, да и с сотовой связью проблемы. С учетом того, что государство не должно за бюджетные сред­ства осуществлять капитальное строительство линий связи, считает Николай Никифоров, выход из сложившейся ситу­ации нужно искать в нетрадиционных формах. Например, государство должно выступить крупным заказчиком услуг связи на конкурентной основе, услуг сети «Интернет» по передаче данных в проблемные населенные пункты. Ис­точники финансирования, сообщил министр, уже ищутся в действующей государственной программе «Информаци­онное общество», планируется направить на это средства Фонда универсальных услуг связи. Министр полагает, что это станет хорошим стимулом для того, чтобы бизнес при­шел в проблемные с точки зрения коммуникационных свя­зей регионы.
 
Начинать тут надо со школ, считает министр. В свое вре­мя Россия уже совершила прорыв, когда в рамках реализа­ции национального проекта все школы были подключены к сети «Интернет». Теперь нужно ставить новую задачу: обе­спечить подключение по волоконно-оптическим линиям связи всех школ с численностью учащихся более 500 чело­век. И далее постепенно, шаг за шагом, эту планку снижать. Конечно, это обойдется недешево, но по мере наличия бюд­жетных возможностей это обязательно нужно делать.
 
К устранению же информационного неравенства в не­больших населенных пунктах или на селе вполне можно привлечь малый бизнес. Как полагает Николай Никифоров, частные предприниматели на местах готовы брать на себя миссию операторов связи. Если дотянуть канал связи до по­чтового отделения или до какого-то другого объекта госинфраструктуры (таковыми должны быть отделения «Почты России»), они продолжат его в дома, организуют техниче­ское обслуживание.
 
В этом отношении малый бизнес нужно поддержать, мо­жет быть, даже законодательно. В сфере связи, заявил Ни­колай Никифоров, не должно быть монополизма. От себя добавим — если мы действительно хотим ликвидировать цифровое неравенство.
 
 

 

Читайте нас в Telegram
Просмотров 7637