Что получает в наследство новая Государственная Дума
250 законопроектов оставил «в наследство» седьмой Госдуме Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству
Новая редакция Кодекса об административных правонарушениях, завершение окончательного законодательного оформления возвращения в состав России Крыма и Севастополя, поправки в избирательное и миграционное законодательство и многие другие важные законопроекты уже ждут депутатов Государственной Думы седьмого созыва.
Это хороший вызов для ее старта, считает председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству шестой Госдумы Владимир Плигин
- Какие из более трех сотен принятых законов, которые вел ваш комитет, вы бы выделили как наиболее актуальные для развития страны и гражданского общества?
- Каждый из них сам по себе является важным, поскольку регулирует или распространяется на общественные отношения, а значит, затрагивает жизнь довольно большого числа людей. Наш комитет «вёл» проекты почти по двадцати направлениям законодательства (причем внутри них была еще и масса поднаправлений). И в каждом — свои важные инициативы, определяющие стратегическое развитие тех или иных институтов власти и общества.
Например, применительно к Государственной Думе — это изменения законодательства о формировании палаты и переход к смешанной системе ее избрания. Здесь можно также отметить совершенствование института уполномоченного по правам человека и предоставление ему дополнительных возможностей для влияния на общественные отношения и выстраивания четкого взаимодействия с уполномоченными по правам человека в субъектах РФ. Нельзя не отметить и большой законодательный блок, касающийся создания единого высшего судебного органа Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, вообще — деятельности судов, например, увеличение компетенции суда присяжных. Конечно же, затрагивались и вопросы, которые сейчас приобретают актуальное звучание, иногда — трагическое, связанные с урегулированием проблем миграции, института гражданства, проблем административной ответственности…
- В этой связи: почему шестая Дума так и не смогла принять новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), передав ее в седьмой созыв?
- Естественно, кодекс касается ответственности практически во всех областях нашей жизни. И поэтому документ привлек усиленное внимание общественности. А так как уже на предварительной стадии он был подвергнут достаточно серьезной критике, то было принято решение публично обсудить каждую статью. Проект этого комплексного, сложного нормативного акта объемом более чем тысяча шестьсот страниц был опубликован для широкого общественного обсуждения.
Перед нами стояла задача — найти компромисс, снять критику и устранить недостатки. И обсуждение позволило это сделать…
На сегодняшний день уже фактически завершается подготовка редакции кодекса, которая может быть принята депутатами Госдумы седьмого созыва.
- А какие еще из приоритетных законопроектов остаются в наследство новой Госдуме?
- В законодательном портфеле комитета остается около 250 законопроектов, которые лягут на столы нашим коллегам. Самый большой блок, конечно, связан с административной ответственностью. Есть предложения по избирательному, миграционному законодательству… В принципе — по всем направлениям деятельности нашего комитета. Уверен, это хороший вызов для новой Госдумы и для ее старта.
- Уже сейчас можно констатировать, что переход на смешанную систему в формировании Государственной Думы придаст новые оттенки в ее работе. При этом, надеюсь, будет реализован основной принцип, лежавший в основе этих нововведений: необходимость в усилении связи между избирателями и депутатами Госдумы, их представляющими. Что, в частности, смогут выполнить депутаты-одномандатники. Это, правда, не исключает и важной роли политических партий, также активно борющихся за голоса избирателей… Впрочем, все мы помним, что окончание выборов означает, по сути, начало новой избирательной кампании.
- Какие законотворческие тематики, по вашему мнению, будут актуальными в нынешнюю осеннюю сессию?
- Думаю, что актуальной будет работа по завершению окончательного законодательного оформления возвращения в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя, когда законодательство переходного периода себя уже исчерпает. Кстати, эта законотворческая работа вместе с президентом и Правительством России, без сомнения, является одним из главных достижений Госдумы шестого созыва.
Также вполне допускаю, что по итогам единого дня голосования и после анализа его результатов потребуется определенная корректировка избирательного блока. Причем это всегда очень важно, прежде всего, для формирования полноценных институтов гражданского общества.
Скорее всего, Госдума вернется и к совершенствованию миграционной политики.
- Владимир Николаевич, ваш комитет рассмотрел за прошлый созыв 1280 законодательных инициатив, из которых 373 стали законами. Это много или мало?
- То, что из всех внесенных законопроектов 373 стали федеральными законами, с моей точки зрения, является свидетельством достаточно высокого качества нашего законотворческого процесса.
Стоит подчеркнуть, что в текстах предлагаемых проектов зачастую обозначаются те проблемы, которые фигурируют и в других законопроектах. Это происходит еще и из-за того, что субъектами законодательных инициатив во многих случаях являются регионы Российской Федерации. Поэтому совпадения в актуальных проблематиках неизбежны. Конечно, среди столь большого объема законодательных инициатив были и недостаточно глубоко проработанные с юридико-технической точки зрения, не подготовленные по финансово-экономическому обоснованию или же по оценке последствий их принятия.
- Может быть, слишком много субъектов законодательной инициативы?
- Нет, уверен, что существующая конструкция, определенная Конституцией Российской Федерации и предоставляющая право законодательной инициативы достаточно широкому кругу авторов, полностью себя оправдывает.
Несомненно, что в периоды избирательных кампаний, например, перед единым днем голосования, это право некоторые используют и для того, чтобы обозначить проблему, так сказать, политического характера. При этом, оказывается, что вопрос или не требует законодательного решения, либо вообще уже решен. Однако политические акценты при этом выходят на первый план… В любом случае я бы оценил такую практику как негативную тенденцию.
- С законодательным популизмом ясно, а как — с несовершенством законотворческого исполнения?
- В Ежегодном отчете о состоянии российского законодательства за 2015 год мы проанализировали проблемы, связанные с несовершенством законодательной инициативы. Все должны понимать, что в тексте законопроекта должен присутствовать обдуманный, взвешенный, точно оценивающийся предмет инициативы, отношения, которые, собственно, нужно урегулировать, и последствия такого регулирования. Да, у некоторых иногда это не получается…
Хочется напомнить, что общая задача всех авторов законодательных инициатив состоит и в том, чтобы излишне не загружать законодательство. Не стоит, наверное, объяснять, что при рассмотрении каждого внесенного законопроекта привлекается весьма широкий круг ученых, экспертов, специалистов различных министерств и ведомств, органов власти и общественных организаций. Этот процесс требует большого времени, которое при ненадлежащем законодательном исполнении могло быть использовано более рационально.
В этой связи в том же отчете мы привели высказывание одного из известных отечественных юристов прошлого Иосифа Викентьевича Михайловского о том, что законодательный процесс нельзя засорять излишними инициативами, поскольку это может приостановить работу столь важнейшего государственного органа, каким является законодательная власть.