Теракт в «Крокус Сити Холле»

14:09Еще один пострадавший в «Крокус Сити Холле» умер в больнице

13:42Reuters: В Таджикистане задержали девять человек по делу о теракте в «Крокусе»

12:58Горелкин: После «Крокуса» зарубежные IT-площадки повели себя «омерзительно»

Четыре новых региона входят в научно-образовательное пространство России

14.02.2023 15:31

Во вторник, 14 февраля, Государственной Думой был принят во втором и третьем чтениях законопроект № 271063-8, раскрывающий особенности интеграции Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в научное и образовательное пространство России. Отдельное (специальное) урегулирование данных отношений предусмотрено однотипными нормами части 15 статьи 31 каждого федерального конституционного закона о принятии в состав Российской Федерации Донецкой и Луганской народных республик и Запорожской области, а также в части 13 статьи 31 соответствующего закона, касающегося Херсонской области.

В течение небольшого промежутка времени с момента принятия законопроекта в первом чтении (24 января) Комитетом Государственной Думы по науке и высшему образованию была организована масштабная работа с участием уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, депутатов, сенаторов, представителей вновь образованных субъектов Российской Федерации, членов профессиональных и экспертных сообществ по скрупулезному анализу и совершенствованию законопроекта.

Поправки, рекомендованные комитетом к принятию и поддержанные Государственной Думой, затронули 10 из 13 первоначальных статей законопроекта и дополнили его двумя новыми статьями, в результате чего текст законопроекта увеличился более чем на 20 процентов. Разумеется, дело отнюдь не в количественных показателях. Хотя надо понимать, что буквально за каждой вновь появившейся или измененной текстовой единицей законопроекта стоят напряженные дискуссии, согласования, компромиссы.

Комитет тщательно взвешивал на весах правовой и социальной эффективности и целесообразности последствия и риски предлагаемых и возможных альтернативных решений, в том числе с точки зрения разумного соотношения законодательного и подзаконного регулирования. И исходил при этом из того, что сферы науки и образования являются не просто приоритетными, но и в значительной степени определяющими, базовыми для успешности всего комплекса интеграционных процессов в целом. Научно-образовательная интеграция отнюдь не сводится к стандартизации правил и процедур, а имеет важное, прежде всего мировоззренческое, воспитательное измерение. Ее главный смысл состоит в обеспечении безусловного идейно-ценностного единства нашей большой нации, основанной на общности представлений о традиционных духовно-нравственных ценностях российской государственности и стратегических приоритетах ее суверенного развития.

В этой связи внесенные в законопроект поправки направлены на создание наиболее благоприятных условий для успешного прохождения переходного периода, чтобы, как отметил Президент Российской Федерации В. Путин, люди почувствовали преимущества жизни в России и скорейшим образом вросли в нашу действительность.

Важнейшие поправки могут быть относительно условно сгруппированы в три основных блока: «Забота», «Комфорт», «Безопасность».

К поправкам первого блока «Забота» стоит отнести те положения, которые обеспечивают разумную стабильность, предсказуемость и необходимые дополнительные гарантии для жителей вновь образованных субъектов Российской Федерации. Здесь нужно обозначить прежде всего:

- возможность для всех детей из вновь образованных субъектов Российской Федерации, включая и тех, кто продолжает обучение за пределами этих территорий, самим выбрать форму итоговой аттестации и, соответственно, сдавать ли им ЕГЭ, а также корреспондирующую этому обязанность всех вузов (независимо от региона расположения) принять на обучение указанных лиц по результатам вступительных испытаний или ЕГЭ;

- возможность для демобилизованных из Донецкой и Луганской народных республик продолжить получение среднего профессионального или высшего образования путем перехода с платного обучения на бесплатное в той же образовательной организации.

Поправки второго блока «Комфорт» включают меры, касающиеся в первую очередь удобства организационно-технической адаптации сфер науки и образования вновь образованных субъектов Российской Федерации к требованиям российского правопорядка.

В этом блоке стоит выделить, в частности:

- закрепление координирующих функций по подтверждению документов, необходимых для реализации академических и трудовых прав и получения мер социальной поддержки, за Минпросвещения России и Минобрнауки России;

- прямое законодательное урегулирование роли вузовских и научных организаций-кураторов, призванных осуществлять организационную и материально-техническую поддержку во вновь образованных субъектах Российской Федерации;

- обеспечение более полного спектра соответствия образования за счет приравнивания интернатуры в Луганской Народной Республике, существовавшей в 2018-2020 годах, к российской ординатуре.

Наконец, поправки третьего блока «Безопасность» связаны с обеспечением правового режима единства управления и противодействия угрозам деструктивного внешнего влияния.

В частности, здесь нужно выделить:

- установление на время переходного периода специального порядка наделения полномочиями руководителя государственной (муниципальной) образовательной организации, руководителя государственной (муниципальной) научной организации путем назначения учредителем соответствующей организации на срок до пяти лет. Нужно подчеркнуть, что речь идет в данном случае не о проявлении недоверия, а о создании адекватных стоящим задачам административно-управленческих условий для безусловной реализации целей государственной политики на соответствующих территориях;

- введение обязанности для иностранных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения своих филиалов на территориях вновь образованных субъектов Российской Федерации, полностью прекратить указанную деятельность не позднее 1 июля 2023 года. Стоит отметить, что это вполне естественное императивное требование, направленное на защиту важнейших конституционных ценностей российской государственности, сопровождается введением дополнительных гарантий для обучающихся в таких организациях. Все они, будучи отчисленными, получают право на зачисление для продолжения обучения по соответствующим образовательным программам на бесплатной основе.

Таким образом, принятый Государственной Думой закон закладывает необходимые правовые основы для скорейшего реального воплощения единства научного и образовательного пространства применительно к вновь образованным субъектам Российской Федерации и является важным фактором развития интеллектуального и духовного сплочения общероссийской нации.