День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Ольга Казакова: Каждое 9 Мая перечитываем письма моего деда с фронта

вчераПосольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

вчера«Как Запорожье встретит День Победы»

Бюджет seqvestro

Депутаты Госдумы приступили к рассмотрению правительственных поправок в федеральный бюджет на 2015-2017 годы

28.03.2015 15:56

Бюджет seqvestro
 
Правительство, по мнению аналитиков, представи­ло фактически новый вариант бюджета-2015, чего ранее никогда не было. Даже в 2009 году Основной финансовый закон страны уточняли, но в таком объеме не пересматривали. Впрочем, «РФ сегодня» еще в прошлом году прогнозировал подобное развитие событий по итогам обсуждения думцами проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы («Бюджет трудный и тяжелый», № 20, 2014). Одобренный в первом чтении, он уже тогда фактически сра­зу потерял актуальность. Буквально в тот же день Минфин устами своего руководителя озвучил положения запасного бюджета, который предусматривал 10-процентное сокраще­ние расходов. При этом речь шла не о пересмотре докумен­та, а о его адаптации к новым экономическим условиям.
 
 «Исключительность нынешней ситуации в том, что Пра­вительство воспользовалось правом, предусмотренным Бюджетным кодексом. А он наделяет его прерогативой при серьезном снижении доходов вносить изменения в показа­тели основного года трехлетнего бюджета, в данном случае 2015 года, — отметил председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров. — Это вовсе не значит, что не будут корректироваться два последующих года. Мы сегод­ня не имеем точного прогноза по этому периоду, и в этой ситуации рассматривать изменения в бюджет 2016-2017 годов неразумно. Еще одна особенность представленного документа заключается в том, что все обновления главного финансового закона страны станут денежным обеспечени­ем антикризисных задач».
 
Каковы основные параметры и цифры представленного документа, которые характеризуют его с точки зрения ис­полнения? Так, если закон о федеральном бюджете предпо­лагал доходы в сумме 15 триллионов 82 миллиарда рублей, то нынешний законопроект исходит из того, что они соста­вят 12 триллионов 539 миллиардов. То есть снижение дохода казны предполагается в размере, превышающем 2,5 трил­лиона рублей, а это составляет 2,3 процента ВВП. Из них порядка 2 триллиона рублей приходится на нефтегазовые и чуть больше 500 миллиардов — на иные доходы.
 
Расходы сокращаются с 15,5 триллиона до 15 триллионов 215 миллиардов рублей, то есть всего на 298 миллиардов ру­блей, или 0,8 процента ВВП. Таким образом, дефицит бюдже­та составит 2,68 триллиона рублей, хотя видим, что расходы сокращаются почти в 10 раз меньше, чем доходы бюджета. Совершенно очевидно возникает вопрос об источниках его покрытия. Естественно, основным здесь является Резерв­ный фонд, который изначально создавался для того, чтобы в случае падения цен на нефть мы могли взять средства и направить их на покрытие бюджетного дефицита.
 
«В своих расчетах Правительство исходит из того, что цена на нефть снижается. Напомню, в законе о федераль­ном бюджете она предусматривалась на уровне 100 дол­ларов, сейчас закладывается 50, то есть планируется ее снижение фактически в два раза, — уточнил Андрей Мака­ров. — Сегодня средняя цена несколько выше. Равно как и прогноз, который дают крупнейшие игроки на этом рынке, превышает правительственные параметры. Однако в дан­ном случае можно говорить о том, что такой консерватив­ный подход является достаточно обоснованным. Скачки, которые мы наблюдаем буквально каждый день в ту или иную сторону, весьма значительны и достигают 3-4 про­центов. Естественно, в такой ситуации мы должны исхо­дить из консервативного прогноза».
 
Если цены упадут до 20 долларов, чем грозят западные эксперты, то, по мнению аналитиков, бюджет не спасет даже Резервный фонд. Такая перспектива в очередной раз показала ахиллесову пяту отечественной экономики — ее гипертрофированную зависимость от экспорта углеводоро­дов. После событий на Украине европейцы взяли курс на уменьшение энергетической зависимости от России, чего не наблюдалось даже в годы холодной войны. Способствует тому и сланцевая революция, которая пока убеждает в том, что на быстрый рост отечественной экономики рассчиты­вать пока не приходится.
 
Если говорить о цене на газ, то законом предусматрива­лось, что в среднем по году она составит почти 290 долларов. Уточненная позиция предполагает 207,5 доллара, то есть сни­жается на 81,7 доллара. При этом за основу расчетов берется курс доллара в 61,5 рубля. Сокращается и ВВП — более чем на 4 триллиона рублей. Вместо изначально предполагаемого роста в размере 1,2 процента, правительство сегодня закла­дывает снижение ВВП на 3 процента. Как видим, разница со­ставляет 4,2 процента. Инфляция, которая предполагалась в размере 5,5 процента, сейчас исчисляется в 12,2 процента. По оценке экспертов, она уже составляет 16 процентов. В заяв­лении по итогам заседания совета директоров Центробанка отмечается: за счет девальвации рубля повысится конкурен­тоспособность российских товаров. Таким образом, можно предполагать, что чистый экспорт внесет положительный вклад в темпы роста выпуска продукции, импорт же будет сдерживаться слабым внутренним спросом.
 
Покрывать дефицит федеральной казны предполагается из Резервного фонда. И если в соответствии с законом о бюджете он должен был равняться 3,5 триллиона рублей, то, согласно правительственному законопроекту, объем Ре­зервного фонда в 2015 году составит порядка 4 триллионов 945 миллиардов рублей. Разница — 1 триллион 446 милли­ардов рублей, но она в основном происходит, по мнению аналитиков, за счет изменения курса рубля. Предлагается использовать средства Резервного фонда в размере 3 трил­лионов рублей. Не остался в стороне и Фонд национального благососто­яния. Так, его объем на начало года составлял 3 трилли­она 189 миллиардов рублей, а в соответствии с проектом фактически составляет 4 триллиона 388 миллиардов. Мы видим рост Фонда национального благосостояния по тем же причинам на 1 триллион 200 миллиардов рублей. Как предполагаем, на конец года объем Фонда национального благосостояния вырастет примерно на 1,5 триллиона ру­блей по сравнению с объемом, который запланирован в действующем бюджете.
 
Обсуждение правительственных изменений в бюджете-2015 еще до первого чтения в парламенте приняло жест­кий, напряженный характер, где у каждой политической силы, у каждой социальной группы свой интерес, своя правда. За­меститель министра образования и науки РФ Александр Повалко, например, озабочен тем, как бы на фоне «сокращения финансирования для вузов», в том числе лимитов бюджетных обязательств, «люди не вышли на улицы». Студенты и в самом деле народ горячий, мобильный. Впрочем, стипендии им со­кращаться не будут, значит, есть надежда, что все обойдется.
 
Еще один зампред Госдумы Сергей Железняк не доволен тем, что господдержка социально ориентированных НКО в 2015 году может быть сокращена наполовину. «Отсече­ние некоммерческих организаций от возможности получить государ­ственное финансирование может вынужденно увести часть из них в сферу интересов иностранных государств», — предостерег парла­ментарий.
 
А вот депутаты Комитета по де­лам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, судя по заявлению его председа­теля Леонида Слуцкого, готовы на сокращение половины своей зарплаты, лишь бы секвестирование бюджетных расходов пагубно не сказалось на госпрограмме по переселению со­отечественников из-за рубежа. «В прошлом году в Россию вернулись 106 тысяч наших соотечественников. Это почти в два раза больше, чем планировалось на 2014 год, — отме­тил депутат. — Надо сделать все, чтобы этот нарастающий поток не прервался. Россия, несмотря на трудности и запад­ное давление, все равно остается Родиной для русских, куда они могут всегда вернуться, привезти своих детей, чтобы следующие поколения их семей жили в родном Отечестве, во славу России».
 
«В ближайшие дни нам предстоит принять поправки в бюджет, которые сокращают доходы бюджета на 2,5 трил­лиона рублей. И для России наступает испытание: правда ли мы являемся социальным государством? — задался во­просом зампредседателя Госдумы Андрей Исаев, куриру­ющий в палате социальные вопросы. — Отрадно, что рас­ходы раздела «Социальная поддержка» возрастают на 5 процентов. С 1 февраля страховые трудовые пенсии граж­дан проиндексированы на 11,4 процента вместо заплани­рованных нами 7,5. Это ответ на вопрос — социальным ли государством является Российская Федерация. С 1 января вступил в силу принятый Закон «Об основах социального обслуживания населения». Он затрагивает интересы десят­ков миллионов людей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Это и одинокие пенсионеры, и инвалиды, много­детные и неполные семьи. Надо сказать, этот закон увели­чил количество тех, кто получил право получать социаль­ную помощь бесплатно, исходя из полутора прожиточных минимумов на душу населения по региону.
 
Этот закон впервые ввел такое понятие, как «социальное сопровождение», то есть предполагает не просто помощь людям, оказавшимся в тяжелой ситуации, но и вывод их из нее. Однако принятый закон — только закон об осно­вах. В дальнейшем субъекты Федерации принимали свои собственные законы, и сегодня важно промониторить, про­контролировать, как этот закон действует, как реализуется на практике?»
 
Представитель КПРФ Владимир Поздняков по-иному ви­дит ситуацию: «В новом варианте бюджета сокращаются расходы на национальную экономику — на 10,5 процента. Со­кращаются расходы на здравоохранение, образование, эколо­гию… Зарплаты бюджетникам и пенсии будут фактически за­морожены. Индексация социальных выплат и пособий на 5,5 процента — это просто смешно при галопирующем росте цен на продовольствие, оплаты ЖКХ и новых поборов в виде налога на собственность и отчислений на ка­питальный ремонт. Из Резервного фонда дополнительно потратят 3,17 триллиона рублей. И как обычно, на банковскую систему. 80 процен­тов средств на мероприятия анти­кризисной программы уйдет бан­кам — либо напрямую, либо через их клиентов. Посмотрите: даже по­мощь регионам идет не напрямую, а через банки, помощь селу — тоже через банки, равно как и промышленным предприятиям. По­чему же не напрямую? А потому, что на самом деле никакой антикризисной программы нет, просто есть хороший повод опять подкормить банки».
 
Нетрудно догадаться, что Правительство РФ, готовя поправки в бюджет-2015, исходило из поставленной Президентом России задачи: кризис надо не деньгами заливать, а гасить серьезными структурными переменами. «В этом плане очень важно понимать — законопроект о внесении изменений в казну является лишь пунктом той антикризисной программы, которую Правительство докладывало Государственной Думе. Как и то, что, принимая обновленный документ, мы сможем параллельно реализовать меры по законодательному обеспечению положений антикризисной программы, — констатировал Андрей Макаров. — Наша задача — соотнести с ней законопроект о бюджете, который является не только средством сокращения расходов, но и финансовым обеспечением задач, связанных с решением как социальных вопросов, так и дальнейшего развития Российского государства».
 
Павел Анохин
Читайте нас в Дзен
Просмотров 2803