Правительство, по мнению аналитиков, представило фактически новый вариант бюджета-2015, чего ранее никогда не было. Даже в 2009 году Основной финансовый закон страны уточняли, но в таком объеме не пересматривали. Впрочем, «РФ сегодня» еще в прошлом году прогнозировал подобное развитие событий по итогам обсуждения думцами проекта федерального бюджета на 2015-2017 годы («Бюджет трудный и тяжелый», № 20, 2014). Одобренный в первом чтении, он уже тогда фактически сразу потерял актуальность. Буквально в тот же день Минфин устами своего руководителя озвучил положения запасного бюджета, который предусматривал 10-процентное сокращение расходов. При этом речь шла не о пересмотре документа, а о его адаптации к новым экономическим условиям.
«Исключительность нынешней ситуации в том, что Правительство воспользовалось правом, предусмотренным Бюджетным кодексом. А он наделяет его прерогативой при серьезном снижении доходов вносить изменения в показатели основного года трехлетнего бюджета, в данном случае 2015 года, — отметил председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров. — Это вовсе не значит, что не будут корректироваться два последующих года. Мы сегодня не имеем точного прогноза по этому периоду, и в этой ситуации рассматривать изменения в бюджет 2016-2017 годов неразумно. Еще одна особенность представленного документа заключается в том, что все обновления главного финансового закона страны станут денежным обеспечением антикризисных задач».
Каковы основные параметры и цифры представленного документа, которые характеризуют его с точки зрения исполнения? Так, если закон о федеральном бюджете предполагал доходы в сумме 15 триллионов 82 миллиарда рублей, то нынешний законопроект исходит из того, что они составят 12 триллионов 539 миллиардов. То есть снижение дохода казны предполагается в размере, превышающем 2,5 триллиона рублей, а это составляет 2,3 процента ВВП. Из них порядка 2 триллиона рублей приходится на нефтегазовые и чуть больше 500 миллиардов — на иные доходы.
Расходы сокращаются с 15,5 триллиона до 15 триллионов 215 миллиардов рублей, то есть всего на 298 миллиардов рублей, или 0,8 процента ВВП. Таким образом, дефицит бюджета составит 2,68 триллиона рублей, хотя видим, что расходы сокращаются почти в 10 раз меньше, чем доходы бюджета. Совершенно очевидно возникает вопрос об источниках его покрытия. Естественно, основным здесь является Резервный фонд, который изначально создавался для того, чтобы в случае падения цен на нефть мы могли взять средства и направить их на покрытие бюджетного дефицита.
«В своих расчетах Правительство исходит из того, что цена на нефть снижается. Напомню, в законе о федеральном бюджете она предусматривалась на уровне 100 долларов, сейчас закладывается 50, то есть планируется ее снижение фактически в два раза, — уточнил Андрей Макаров. — Сегодня средняя цена несколько выше. Равно как и прогноз, который дают крупнейшие игроки на этом рынке, превышает правительственные параметры. Однако в данном случае можно говорить о том, что такой консервативный подход является достаточно обоснованным. Скачки, которые мы наблюдаем буквально каждый день в ту или иную сторону, весьма значительны и достигают 3-4 процентов. Естественно, в такой ситуации мы должны исходить из консервативного прогноза».
Если цены упадут до 20 долларов, чем грозят западные эксперты, то, по мнению аналитиков, бюджет не спасет даже Резервный фонд. Такая перспектива в очередной раз показала ахиллесову пяту отечественной экономики — ее гипертрофированную зависимость от экспорта углеводородов. После событий на Украине европейцы взяли курс на уменьшение энергетической зависимости от России, чего не наблюдалось даже в годы холодной войны. Способствует тому и сланцевая революция, которая пока убеждает в том, что на быстрый рост отечественной экономики рассчитывать пока не приходится.
Если говорить о цене на газ, то законом предусматривалось, что в среднем по году она составит почти 290 долларов. Уточненная позиция предполагает 207,5 доллара, то есть снижается на 81,7 доллара. При этом за основу расчетов берется курс доллара в 61,5 рубля. Сокращается и ВВП — более чем на 4 триллиона рублей. Вместо изначально предполагаемого роста в размере 1,2 процента, правительство сегодня закладывает снижение ВВП на 3 процента. Как видим, разница составляет 4,2 процента. Инфляция, которая предполагалась в размере 5,5 процента, сейчас исчисляется в 12,2 процента. По оценке экспертов, она уже составляет 16 процентов. В заявлении по итогам заседания совета директоров Центробанка отмечается: за счет девальвации рубля повысится конкурентоспособность российских товаров. Таким образом, можно предполагать, что чистый экспорт внесет положительный вклад в темпы роста выпуска продукции, импорт же будет сдерживаться слабым внутренним спросом.
Покрывать дефицит федеральной казны предполагается из Резервного фонда. И если в соответствии с законом о бюджете он должен был равняться 3,5 триллиона рублей, то, согласно правительственному законопроекту, объем Резервного фонда в 2015 году составит порядка 4 триллионов 945 миллиардов рублей. Разница — 1 триллион 446 миллиардов рублей, но она в основном происходит, по мнению аналитиков, за счет изменения курса рубля. Предлагается использовать средства Резервного фонда в размере 3 триллионов рублей. Не остался в стороне и Фонд национального благосостояния. Так, его объем на начало года составлял 3 триллиона 189 миллиардов рублей, а в соответствии с проектом фактически составляет 4 триллиона 388 миллиардов. Мы видим рост Фонда национального благосостояния по тем же причинам на 1 триллион 200 миллиардов рублей. Как предполагаем, на конец года объем Фонда национального благосостояния вырастет примерно на 1,5 триллиона рублей по сравнению с объемом, который запланирован в действующем бюджете.
Обсуждение правительственных изменений в бюджете-2015 еще до первого чтения в парламенте приняло жесткий, напряженный характер, где у каждой политической силы, у каждой социальной группы свой интерес, своя правда. Заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко, например, озабочен тем, как бы на фоне «сокращения финансирования для вузов», в том числе лимитов бюджетных обязательств, «люди не вышли на улицы». Студенты и в самом деле народ горячий, мобильный. Впрочем, стипендии им сокращаться не будут, значит, есть надежда, что все обойдется.
Еще один зампред Госдумы Сергей Железняк не доволен тем, что господдержка социально ориентированных НКО в 2015 году может быть сокращена наполовину. «Отсечение некоммерческих организаций от возможности получить государственное финансирование может вынужденно увести часть из них в сферу интересов иностранных государств», — предостерег парламентарий.
А вот депутаты Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, судя по заявлению его председателя Леонида Слуцкого, готовы на сокращение половины своей зарплаты, лишь бы секвестирование бюджетных расходов пагубно не сказалось на госпрограмме по переселению соотечественников из-за рубежа. «В прошлом году в Россию вернулись 106 тысяч наших соотечественников. Это почти в два раза больше, чем планировалось на 2014 год, — отметил депутат. — Надо сделать все, чтобы этот нарастающий поток не прервался. Россия, несмотря на трудности и западное давление, все равно остается Родиной для русских, куда они могут всегда вернуться, привезти своих детей, чтобы следующие поколения их семей жили в родном Отечестве, во славу России».
«В ближайшие дни нам предстоит принять поправки в бюджет, которые сокращают доходы бюджета на 2,5 триллиона рублей. И для России наступает испытание: правда ли мы являемся социальным государством? — задался вопросом зампредседателя Госдумы Андрей Исаев, курирующий в палате социальные вопросы. — Отрадно, что расходы раздела «Социальная поддержка» возрастают на 5 процентов. С 1 февраля страховые трудовые пенсии граждан проиндексированы на 11,4 процента вместо запланированных нами 7,5. Это ответ на вопрос — социальным ли государством является Российская Федерация. С 1 января вступил в силу принятый Закон «Об основах социального обслуживания населения». Он затрагивает интересы десятков миллионов людей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Это и одинокие пенсионеры, и инвалиды, многодетные и неполные семьи. Надо сказать, этот закон увеличил количество тех, кто получил право получать социальную помощь бесплатно, исходя из полутора прожиточных минимумов на душу населения по региону.
Этот закон впервые ввел такое понятие, как «социальное сопровождение», то есть предполагает не просто помощь людям, оказавшимся в тяжелой ситуации, но и вывод их из нее. Однако принятый закон — только закон об основах. В дальнейшем субъекты Федерации принимали свои собственные законы, и сегодня важно промониторить, проконтролировать, как этот закон действует, как реализуется на практике?»
Представитель КПРФ Владимир Поздняков по-иному видит ситуацию: «В новом варианте бюджета сокращаются расходы на национальную экономику — на 10,5 процента. Сокращаются расходы на здравоохранение, образование, экологию… Зарплаты бюджетникам и пенсии будут фактически заморожены. Индексация социальных выплат и пособий на 5,5 процента — это просто смешно при галопирующем росте цен на продовольствие, оплаты ЖКХ и новых поборов в виде налога на собственность и отчислений на капитальный ремонт. Из Резервного фонда дополнительно потратят 3,17 триллиона рублей. И как обычно, на банковскую систему. 80 процентов средств на мероприятия антикризисной программы уйдет банкам — либо напрямую, либо через их клиентов. Посмотрите: даже помощь регионам идет не напрямую, а через банки, помощь селу — тоже через банки, равно как и промышленным предприятиям. Почему же не напрямую? А потому, что на самом деле никакой антикризисной программы нет, просто есть хороший повод опять подкормить банки».
Нетрудно догадаться, что Правительство РФ, готовя поправки в бюджет-2015, исходило из поставленной Президентом России задачи: кризис надо не деньгами заливать, а гасить серьезными структурными переменами. «В этом плане очень важно понимать — законопроект о внесении изменений в казну является лишь пунктом той антикризисной программы, которую Правительство докладывало Государственной Думе. Как и то, что, принимая обновленный документ, мы сможем параллельно реализовать меры по законодательному обеспечению положений антикризисной программы, — констатировал Андрей Макаров. — Наша задача — соотнести с ней законопроект о бюджете, который является не только средством сокращения расходов, но и финансовым обеспечением задач, связанных с решением как социальных вопросов, так и дальнейшего развития Российского государства».