Бюджет с «жесткой» начинкой
Разжует ли его страна? Об этом шла речь в Государственной Думе при обсуждении проекта федерального бюджета России на 2014-2016 годы в первом чтении
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин («Единая Россия») еще накануне пленарного заседания заявил парламентским журналистам: «Это будет первый бюджет, построенный на программно-целевом принципе. Но вывод, который делает профильный Комитет по бюджету и налогам состоит в том, что такой программный характер или методология работы над программами отработаны не до конца, и здесь предстоит и правительству, и министерствам много работы. Безусловно, депутаты будут настаивать на полном выполнении социальных обязательств государства, на обеспечении финансирования решений и проектов, которые содержатся в майских Указах Президента. Приоритетами для депутатского корпуса является и обеспечение экономического роста, повышения эффективности бюджетных расходов». И прогнозировал «достаточно жесткий разговор, потому что бюджет сложный».
«3А» (243 депутата) проголосовали члены «Единой России», «ПРОТИВ» (142) — фракция КПРФ и большинство депутатов «Справедливой России», воздержались — 3. Фракция ЛДПР уклонилась от участия в голосовании… |
Оппозиция в оценках представленного проекта Основного финансового закона была более резкой, назвав его «бюджетом дефолта» и «бюджетом выживания». И в самом деле, бюджет, сформированный с дефицитом на все три года, предусматривает ряд нововведений, явно не популярных и способных вызвать социальное напряжение в обществе. Так, в 2014 году доходы, согласно проекту, составят 13,57 триллиона рублей, а расходы — 13,96 триллиона. Превышение расходов над доходами, то есть дефицит, планируется в 389,6 миллиарда рублей (0,5 процента ВВП). В 2015 году цифры соответственно: 14,564 триллиона, 15,361 триллиона и 796,6 миллиарда рублей (1 процент ВВП). В 2016 году: 15,906 триллиона, 16,392 триллиона и 486,5 миллиарда рублей (0,6 процента ВВП).
Инфляция в следующем году предполагается на уровне 5 процентов, а в 2015 и 2016 годах прогнозируется ее снижение на полпроцента. При этом проект бюджета сформирован, исходя из рассчитанной по бюджетным правилам среднегодовой цены на нефть в 93 доллара за баррель в 2014 году и 95 долларов — в 2015-2016 годах. Для самого доллара «коридор» на трехлетку обозначен от 33,4 до 34,9 рубля.
При формировании бюджета-2014 принято решение не индексировать в течение года зарплаты государственным служащим и военным, а также на 5 процентов сократить расходы по всем статьям, кроме социальных, и полученные средства распределить на выполнение социальных обязательств. Но даже при такой экономии дефицит казны оказывается выше, чем предполагалось год назад: 0,5 вместо 0,2 процента от ВВП. Для финансирования дефицита допускаются заимствования. Внутренние займы в 2014 году могут составить до 808,7 миллиарда рублей, в 2015 году — до 1,147 триллиона, в 2016 году — до 1,24 триллиона рублей. Планируется, что государственный внешний долг увеличится с 12 процентов ВВП в 2013 году до 14,3 — в 2016 году.
Таким образом, государственный внутренний долг по государственным гарантиям в 2016 году увеличится по сравнению с нынешним в 1,6 раза, а государственный внешний долг по таким же гарантиям — в 1,3 раза. Расходы на обслуживание госдолга увеличатся с 408,4 миллиарда рублей в 2013 году до 568,6 миллиарда в 2016 году, то есть в 1,4 раза. В представленном заключении Счетной палаты отмечается, что расходы на обслуживание госдолга существенно превысят общий объем бюджетных ассигнований, направляемых в 2016 году на ЖКХ и охрану окружающей среды, культуру и кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации и здравоохранение.
Чтобы выполнить обязательства по расходам, правительство в 2015 году полностью откажется от перечисления в Резервный фонд дополнительных нефтегазовых доходов. В 2014 году часть этих доходов будет израсходована, а к полному перечислению дополнительных доходов в Резервный фонд предполагается вернуться в 2016 году.
Объясняя причины столь нерадостной картины, министр финансов России Антон Силуанов в своем докладе в Госдуме отметил: «Экономический рост с почти 5 процентов в 2012 году сократился до 1,2 процента в 2013-м… Период повышения сырьевых цен на глобальных рынках окончен. Цены на промышленные металлы снижаются второй год подряд. Цены на нефть также не растут, доходы компаний не увеличиваются. Прежняя модель роста экономики, построенная на благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, прошла. Возможности для дополнительного наращивания бюджетных расходов исчерпаны».
Впрочем, Минфин не теряет бодрости духа и намерен «работать над повышением эффективности бюджетных расходов, над улучшением инвестиционного климата». В качестве одного из шагов к тому предложил «решить вопрос о заморозке тарифов для естественных монополий». Суть министерской идеи сводится к тому, чтобы тарифы на газ, электричество и грузовые железнодорожные перевозки для промышленности заморозить на 2014 год, а в последующие два года повышать их на инфляцию предыдущего года. Тарифы же для населения в течение трех лет будут индексироваться по формуле «инфляция минус», то есть на уровне инфляции предыдущего года с понижающим коэффициентом 0,7.
В соответствии с прогнозом Минэкономразвития, в среднем по стране индексация тарифов на газ и электроэнергию для населения, а также тарифов на теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение для всех категорий потребителей в 2014 году составит 4,2 процента, в 2015-м — 3,3, в 2016-м — 3,4 процента. Как уверены эксперты, половинчатое решение правительства с разным подходом к тарифам для производства и населения разгонит инфляцию выше предполагаемого ориентира в 4,5 процента на 2014 год.
Еще одна предложенная мера: экспортную пошлину на нефть понизить, а НДПИ — повысить. Правда, она сразу же вызвала неодобрение экономистов, которые предрекли резкий взлет цен на бензин. Неоднозначную реакцию вызвало и правительственное решение передать все пенсионные накопления россиян за 2014 год (а это 244 миллиарда рублей) в распределительную систему обязательного пенсионного страхования. В результате появляется возможность сэкономить на трансферте из федерального бюджета на баланс бюджета Пенсионного фонда, а экономия, как утверждает глава Минфина Антон Силуанов, пойдет в антикризисный резерв бюджета. Будущим пенсионерам эти средства зачтутся в будущем неким коэффициентом в пенсионной формуле, хотя они предпочитают, чтобы ежемесячные отчисления работодателей уже сейчас приумножали их будущее пенсионное обеспечение.
Как считает бывший министр финансов Алексей Кудрин, этот «сверхнеудачный шаг правительства ухудшает инвестиционный климат и подрывает доверие к сектору пенсионных накоплений». Проект бюджета России на 2014-2016 годы, по его мнению, «самый противоречивый за многие годы, где растут две статьи — «обороны» и «госдолга», а падают образование и здравоохранение… Поэтому говорить, что он настроен на будущее, не приходится».
Антон Силуанов особо заострил внимание на том, что бюджет впервые сформирован в программной структуре расходов. Это, по его мнению, позволяет направлять деньги на решение конкретных задач в рамках государственных программ, а не распределять по ведомствам, и тем самым увязывать объемы финансирования с целями, которые ставит перед собой государство.
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова (она пришла в Госдуму в черном костюме, в чем журналисты увидели некий подтекст) жестко раскритиковала представленный трехлетний бюджет. Он, по ее словам, является «документом жестким» как с точки зрения основных параметров, так и тех рисков, которые существуют для его исполнения. Именно поэтому «на первое место выходит вопрос достоверности и обоснованности тех показателей, которые в бюджет заложены». А они, считает Татьяна Голикова, излишне оптимистичны, не учитывают системных рисков.
С первыми результатами промахов власти россияне могут столкнуться уже с 1 января 2014 года, когда может резко ухудшиться качество и доступность медицинских услуг, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, предупредила она. Это связано с тем, что действующим законодательством предусматривается перевод финансирования расходов на здравоохранение из федерального бюджета в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), механизмы чего не созданы, и нет понимания, как будет осуществляться перевод расходов.
Татьяна Голикова разбила, можно сказать, вдребезги «программную структуру расходов» сформированного бюджета, о чем трепетно рассказывал министр финансов. Законопроект, по ее словам, затронул 39 госпрограмм. «Представленные паспорта пяти из них вообще не содержат объемы ассигнований, которые распределены по годам планируемого бюджетного периода, — отметила она. — Анализ паспортов 34 программ, имеющих разбивку по годам в сравнении с законопроектом, показывает, что бюджетные ассигнования и то, что предусмотрено в паспортах программ, полностью расходится. Согласно представленным паспортам программы планируют достижения 360 показателей, а в пояснительной записке к бюджету обращается внимание, что их — 222». К тому же, государственными программами в 2014 году охвачено только 58,5 процента бюджетных расходов, в 2015 и 2016 годах идет снижение — 56, и 54,9 процента. Вывод на виду — государственные программы следует доработать прежде всего с точки зрения эффективности.
Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров («Единая Россия») выразил надежду, что программы будут доработаны к январю 2014 года. Как и многие депутаты, он признал слабость правительственного финансового документа, особенно в части прогнозов по доходам и сбору налогов. «Нельзя закладывать в бюджете такие средства, такие цифры повышения НДС или повышения прибыли, как они заложены сейчас. Простите, но когда темпы роста НДС в пять раз превышают темпы роста экономики даже по прогнозу, надо быть Андерсеном, чтобы в это поверить», — иронично заявил он. Тем не менее, глава профильного комитета призвал думских коллег стать «андерсенами» и принять в первом чтении документ, доработав, ко второму.
Заместитель Председателя Госдумы, руководитель фракции «Единая Россия» Владимир Васильев сообщил о мотивах, которые побудили его коллег поддержать проект бюджета. Главный из них — пример США, где из-за позиции парламента финансирование государственных программ пришлось на время остановить. В той экономической ситуации, которая сложилась в нашей стране, мы не можем идти на такой шаг, сказал депутат. И подчеркнул: «единороссы» будут тщательно готовиться ко второму чтению, чтобы получить ответы на все возникшие вопросы. Граждане должны понимать, констатировал он, у нас такого, как в США, не будет, наше государство будет выполнять свои обязательства постоянно.
Но оппозиция призывам «партии власти» не вняла. Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов воспринимает представленный трехлетний финансовый план как «самый паршивый бюджет, который был за последние десять лет». А главным его недостатком назвал недостаточное выделение средств на развитие реального сектора экономики. «Ни промышленность, ни сельское хозяйство, ни базовые отрасли. Казалось бы, заявили проблему модернизации. Для модернизации, инноваций нужно развивать станкостроение, электронику, приборостроение, энергетику. Почти ни копейки не выделяется на эти цели. Поддерживается автопром, и то точечно, для того, чтобы не забунтовали крупные коллективы», — возмутился он. Настораживает Геннадия Андреевича и планируемый рост государственного долга, который, по его словам, на 1 октября уже превышает наши золотовалютные резервы почти на 200 миллиардов долларов.
Коммунисты подготовили предложения по пересмотру доходной части бюджета. По их мнению необходимо национализировать минерально-сырьевую базу страны, ввести госмонополию на водку и спиртосодержащую продукцию, увеличить 9-процентный налог на дивиденды. «У нас даже подоходный налог 13 процентов, а олигархи платят за свои дивиденды всего лишь 9, что не приемлемо», — заметил лидер коммунистов. Как подсчитали депутаты фракции КПРФ, только за счет этих предложений бюджет страны увеличится в два раза.
«Бюджетом дефолта» назвал правительственный законопроект глава Комитета ГД по охране здоровья Сергей Калашников (ЛДПР). «Нам представлен просто нереальный бюджет. Он сверстан, исходя из планируемого роста ВВП на уровне 3 процентов. Пока его рост по итогам первого полугодия составляет 1,5 процента. Но даже если рост будет 1,8 процента, как планируется, то это все равно не 3 процента, а гораздо меньше. То есть план бюджетных поступлений явно завышен. Это «хотелки», но на этих «хотелках» стоит фонд оплаты труда, а фонд оплаты труда — это доходы всех внебюджетных фондов. Значит, не будет пенсий, не будет медицины, не будет социального страхования», — возмутился он.
Депутат «Справедливой России» Оксана Дмитриева, первый заместитель Председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, находит, что представленный проект основного финансового документа страны пока не «бюджет дефолта», а «бюджет плачевных итогов». Она обратила внимание на то, что, вкладывая деньги в Резервный фонд и «чужую экономику», государство создает искусственный тормоз экономического роста. По ее мнению, недопустимо одновременно вкладывать российские деньги под низкие проценты в «чужую экономику» и осуществлять заимствования под высокие проценты, потому что за счет этого происходит «раскрутка пирамиды долга». Эсеры недовольны и явным занижением прогнозов по цене на нефть. «По нашим оценкам, она будет колебаться в районе 110 долларов за баррель и по доходам будет на 400 миллиардов рублей больше, чем закладывает правительство», — констатировал руководитель фракции Сергей Миронов. Депутаты «Справедливой России» традиционно подготовили альтернативный бюджет, но ни один из них пока не удостоился серьезного правительственного внимания…
Вместе с бюджетом депутаты приняли и постановление палаты, обязывающее правительство обеспечить комплексный анализ и доработку государственных программ и согласовать обязательные требования к структуре программ с целевыми направлениями расходов бюджета России. Кабинету министров также рекомендовано разработать критерии и методики ежегодной оценки эффективности расходов федерального бюджета в разрезе как госпрограмм, так и непрограммных направлений расходов.