Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Бюджет с «жесткой» начинкой

Разжует ли его страна? Об этом шла речь в Государственной Думе при обсуждении проекта федерального бюджета России на 2014-2016 годы в первом чтении

31.10.2013 15:56

Бюджет с «жесткой» начинкой
 

Председатель Госдумы Сергей Нарышкин («Еди­ная Россия») еще накануне пленарного заседания заявил парламентским журналистам: «Это будет первый бюджет, построенный на программно-це­левом принципе. Но вывод, который делает профильный Комитет по бюджету и налогам состоит в том, что такой программный характер или методология работы над про­граммами отработаны не до конца, и здесь предстоит и пра­вительству, и министерствам много работы. Безусловно, депутаты будут настаивать на полном выполнении соци­альных обязательств государства, на обеспечении финанси­рования решений и проектов, которые содержатся в майских Указах Прези­дента. Приоритетами для депутатского корпуса является и обеспечение эконо­мического роста, повышения эффек­тивности бюджетных расходов». И про­гнозировал «достаточно жесткий раз­говор, потому что бюджет сложный».

«» (243 депутата) проголосо­вали члены «Единой России»,

«ПРОТИВ» (142) — фракция КПРФ и большинство депутатов «Справедливой России», воздержались — 3.

Фракция ЛДПР уклонилась от участия в голосовании…

Оппозиция в оценках представлен­ного проекта Основного финансового закона была более резкой, назвав его «бюджетом дефолта» и «бюджетом вы­живания». И в самом деле, бюджет, сформированный с дефицитом на все три года, предусматривает ряд нововведений, явно не по­пулярных и способных вызвать социальное напряжение в обществе. Так, в 2014 году доходы, согласно проекту, со­ставят 13,57 триллиона рублей, а расходы — 13,96 триллио­на. Превышение расходов над доходами, то есть дефицит, планируется в 389,6 миллиарда рублей (0,5 процента ВВП). В 2015 году цифры соответственно: 14,564 триллиона, 15,361 триллиона и 796,6 миллиарда рублей (1 процент ВВП). В 2016 году: 15,906 триллиона, 16,392 триллиона и 486,5 мил­лиарда рублей (0,6 процента ВВП).

Инфляция в следующем году предполагается на уровне 5 процентов, а в 2015 и 2016 годах прогнозируется ее сниже­ние на полпроцента. При этом проект бюджета сформиро­ван, исходя из рассчитанной по бюджетным правилам сред­негодовой цены на нефть в 93 доллара за баррель в 2014 году и 95 долларов — в 2015-2016 годах. Для самого доллара «коридор» на трехлетку обозначен от 33,4 до 34,9 рубля.

При формировании бюджета-2014 принято решение не индексировать в течение года зарплаты государственным служащим и военным, а также на 5 процентов сократить расходы по всем статьям, кроме социальных, и полученные средства распределить на выполнение социальных обяза­тельств. Но даже при такой экономии дефицит казны ока­зывается выше, чем предполагалось год назад: 0,5 вместо 0,2 процента от ВВП. Для финансирования дефицита допуска­ются заимствования. Внутренние займы в 2014 году могут составить до 808,7 миллиарда рублей, в 2015 году — до 1,147 триллиона, в 2016 году — до 1,24 триллиона рублей. Пла­нируется, что государственный внеш­ний долг увеличится с 12 процентов ВВП в 2013 году до 14,3 — в 2016 году.

Таким образом, государственный внутренний долг по государственным гарантиям в 2016 году увеличится по сравнению с нынешним в 1,6 раза, а государственный внешний долг по та­ким же гарантиям — в 1,3 раза. Расхо­ды на обслуживание госдолга увели­чатся с 408,4 миллиарда рублей в 2013 году до 568,6 миллиарда в 2016 году, то есть в 1,4 раза. В представленном заключении Счетной палаты отмечается, что расходы на обслуживание госдолга существенно превы­сят общий объем бюджетных ассигнований, направляемых в 2016 году на ЖКХ и охрану окружающей среды, культуру и кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации и здравоохранение.

Чтобы выполнить обязательства по расходам, правитель­ство в 2015 году полностью откажется от перечисления в Резервный фонд дополнительных нефтегазовых доходов. В 2014 году часть этих доходов будет израсходована, а к пол­ному перечислению дополнительных доходов в Резервный фонд предполагается вернуться в 2016 году.

Объясняя причины столь нерадостной картины, министр финансов России Антон Силуанов в своем докладе в Госдуме отметил: «Экономический рост с почти 5 процентов в 2012 году сократился до 1,2 процента в 2013-м… Период повышения сырьевых цен на глобальных рынках окончен. Цены на промышленные металлы снижаются второй год подряд. Цены на нефть также не растут, доходы компаний не увеличиваются. Прежняя модель роста экономики, по­строенная на благоприятной внешнеэкономической конъ­юнктуре, прошла. Возможности для дополнительного на­ращивания бюджетных расходов исчерпаны».

Впрочем, Минфин не теряет бодрости духа и намерен «работать над повышением эффективности бюджетных расходов, над улучшением инвестиционного климата». В качестве одного из шагов к тому предложил «решить во­прос о заморозке тарифов для естественных монополий». Суть министерской идеи сводится к тому, чтобы тарифы на газ, электричество и грузовые железнодорожные пере­возки для промышленности заморозить на 2014 год, а в последующие два года повышать их на инфляцию преды­дущего года. Тарифы же для населения в течение трех лет будут индексироваться по формуле «инфляция минус», то есть на уровне инфляции предыдущего года с понижающим коэффициентом 0,7.

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития, в сред­нем по стране индексация тарифов на газ и электроэнер­гию для населения, а также тарифов на теплоэнергию, во­доснабжение и водоотведение для всех категорий потре­бителей в 2014 году составит 4,2 процента, в 2015-м — 3,3, в 2016-м — 3,4 процента. Как уверены эксперты, половинча­тое решение правительства с разным подходом к тарифам для производства и населения разгонит инфляцию выше предполагаемого ориентира в 4,5 процента на 2014 год.

Еще одна предложенная мера: экспортную пошлину на нефть понизить, а НДПИ — повысить. Правда, она сразу же вызвала неодобрение экономистов, которые предрекли резкий взлет цен на бензин. Неоднозначную реакцию вы­звало и правительственное решение передать все пенсион­ные накопления россиян за 2014 год (а это 244 миллиарда рублей) в распределительную систему обязательного пен­сионного страхования. В результате появляется возмож­ность сэкономить на трансферте из федерального бюджета на баланс бюджета Пенсионного фонда, а экономия, как утверждает глава Минфина Антон Силуанов, пойдет в ан­тикризисный резерв бюджета. Будущим пенсионерам эти средства зачтутся в будущем неким коэффициентом в пен­сионной формуле, хотя они предпочитают, чтобы ежемесяч­ные отчисления работодателей уже сейчас приумножали их будущее пенсионное обеспечение.

Как считает бывший министр финансов Алексей Кудрин, этот «сверхнеудачный шаг правительства ухудшает инве­стиционный климат и подрывает доверие к сектору пенси­онных накоплений». Проект бюджета России на 2014-2016 годы, по его мнению, «самый противоречивый за многие годы, где растут две статьи — «обороны» и «госдолга», а па­дают образование и здравоохранение… Поэтому говорить, что он настроен на будущее, не приходится».

Антон Силуанов особо заострил внимание на том, что бюджет впервые сформирован в программной структуре расходов. Это, по его мнению, позволяет направлять деньги на решение конкретных задач в рамках государственных программ, а не распределять по ведомствам, и тем самым увязывать объемы финансирования с целями, которые ста­вит перед собой государство.

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова (она пришла в Госдуму в черном костюме, в чем журналисты увидели некий подтекст) жестко раскритиковала представ­ленный трехлетний бюджет. Он, по ее словам, является «до­кументом жестким» как с точки зрения основных параме­тров, так и тех рисков, которые существуют для его испол­нения. Именно поэтому «на первое место выходит вопрос достоверности и обоснованности тех показателей, которые в бюджет заложены». А они, считает Татьяна Голикова, из­лишне оптимистичны, не учитывают системных рисков.

С первыми результатами промахов власти россияне мо­гут столкнуться уже с 1 января 2014 года, когда может рез­ко ухудшиться качество и доступность медицинских услуг, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, предупредила она. Это связано с тем, что действующим законодательством предусматривается перевод финансирования расходов на здравоохранение из федерального бюджета в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), механизмы чего не созданы, и нет понимания, как будет осуществляться перевод расходов.

Татьяна Голикова разбила, можно сказать, вдребезги «программную структуру расходов» сформированного бюд­жета, о чем трепетно рассказывал министр финансов. Зако­нопроект, по ее словам, затронул 39 госпрограмм. «Представ­ленные паспорта пяти из них вообще не содержат объемы ассигнований, которые распределены по годам планируемо­го бюджетного периода, — отметила она. — Анализ паспор­тов 34 программ, имеющих разбивку по годам в сравнении с законопроектом, показывает, что бюджетные ассигнования и то, что предусмотрено в паспортах программ, полностью расходится. Согласно представленным паспортам програм­мы планируют достижения 360 показателей, а в пояснитель­ной записке к бюджету обращается внимание, что их — 222». К тому же, государственными программами в 2014 году ох­вачено только 58,5 процента бюджетных расходов, в 2015 и 2016 годах идет снижение — 56, и 54,9 процента. Вывод на виду — государственные программы следует доработать прежде всего с точки зрения эффективности.

Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Ан­дрей Макаров («Единая Россия») выразил надежду, что программы будут доработаны к январю 2014 года. Как и многие депутаты, он признал слабость правительственно­го финансового документа, особенно в части прогнозов по доходам и сбору налогов. «Нельзя закладывать в бюджете такие средства, такие цифры повышения НДС или повы­шения прибыли, как они заложены сейчас. Простите, но когда темпы роста НДС в пять раз превышают темпы роста экономики даже по прогнозу, надо быть Андерсеном, что­бы в это поверить», — иронично заявил он. Тем не менее, глава профильного комитета призвал думских коллег стать «андерсенами» и принять в первом чтении документ, до­работав, ко второму.

Заместитель Председателя Госдумы, руководитель фрак­ции «Единая Россия» Владимир Васильев сообщил о моти­вах, которые побудили его коллег поддержать проект бюд­жета. Главный из них — пример США, где из-за позиции парламента финансирование государственных программ пришлось на время остановить. В той экономической си­туации, которая сложилась в нашей стране, мы не можем идти на такой шаг, сказал депутат. И подчеркнул: «единороссы» будут тщательно готовиться ко второму чтению, чтобы получить ответы на все возникшие вопросы. Граж­дане должны понимать, констатировал он, у нас такого, как в США, не будет, наше государство будет выполнять свои обязательства постоянно.

Но оппозиция призывам «партии власти» не вняла. Ли­дер фракции КПРФ Геннадий Зюганов воспринимает пред­ставленный трехлетний финансовый план как «самый пар­шивый бюджет, который был за последние десять лет». А главным его недостатком назвал недостаточное выделение средств на развитие реального сектора экономики. «Ни про­мышленность, ни сельское хозяйство, ни базовые отрасли. Казалось бы, заявили проблему модернизации. Для модер­низации, инноваций нужно развивать станкостроение, элек­тронику, приборостроение, энергетику. Почти ни копейки не выделяется на эти цели. Поддерживается автопром, и то точечно, для того, чтобы не забунтовали крупные коллекти­вы», — возмутился он. Настораживает Геннадия Андреевича и планируемый рост государственного долга, который, по его словам, на 1 октября уже превышает наши золотова­лютные резервы почти на 200 миллиардов долларов.

Коммунисты подготовили предложения по пересмотру доходной части бюджета. По их мнению необходимо наци­онализировать минерально-сырьевую базу страны, ввести госмонополию на водку и спиртосодержащую продукцию, увеличить 9-процентный налог на дивиденды. «У нас даже подоходный налог 13 процентов, а олигархи платят за свои дивиденды всего лишь 9, что не приемлемо», — заметил ли­дер коммунистов. Как подсчитали депутаты фракции КПРФ, только за счет этих предложений бюджет страны увеличит­ся в два раза.

«Бюджетом дефолта» назвал правительственный зако­нопроект глава Комитета ГД по охране здоровья Сергей Калашников (ЛДПР). «Нам представлен просто нереальный бюджет. Он сверстан, исходя из планируемого роста ВВП на уровне 3 процентов. Пока его рост по итогам первого полу­годия составляет 1,5 процента. Но даже если рост будет 1,8 процента, как планируется, то это все равно не 3 процента, а гораздо меньше. То есть план бюджетных поступлений явно завышен. Это «хотелки», но на этих «хотелках» стоит фонд оплаты труда, а фонд оплаты труда — это доходы всех вне­бюджетных фондов. Значит, не будет пенсий, не будет меди­цины, не будет социального страхования», — возмутился он.

Депутат «Справедливой России» Оксана Дмитриева, пер­вый заместитель Председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, находит, что представленный проект основного финансового документа страны пока не «бюджет дефолта», а «бюджет плачевных итогов». Она обратила внимание на то, что, вкладывая деньги в Резервный фонд и «чужую эко­номику», государство создает искусственный тормоз эко­номического роста. По ее мнению, недопустимо одновре­менно вкладывать российские деньги под низкие проценты в «чужую экономику» и осуществлять заимствования под высокие проценты, потому что за счет этого происходит «раскрутка пирамиды долга». Эсеры недовольны и явным занижением прогнозов по цене на нефть. «По нашим оцен­кам, она будет колебаться в районе 110 долларов за бар­рель и по доходам будет на 400 миллиардов рублей больше, чем закладывает правительство», — констатировал руково­дитель фракции Сергей Миронов. Депутаты «Справедливой России» традиционно подготовили альтернативный бюджет, но ни один из них пока не удостоился серьезного прави­тельственного внимания…

Вместе с бюджетом депутаты приняли и постановление палаты, обязывающее правительство обеспечить комплексный анализ и доработку государственных программ и согласовать обязательные требования к структуре программ с целевыми направлениями расходов бюджета России. Кабинету министров также рекомендовано разработать критерии и методики ежегодной оценки эффективности расходов федерального бюджета в разрезе как госпрограмм, так и непрограммных направлений расходов.

Павел Анохин. © РИА НОВОСТИ
 
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 5128