Андрей Клишас: Россияне стали больше ссылаться на Конституцию

Год назад были одобрены поправки в Основной закон страны

02.07.2021 00:00

Автор: Дмитрий Литвинов

Андрей Клишас: Россияне стали больше ссылаться на Конституцию
  © Тимур Ханов / ПГ

В прошлом году Президентом России были инициированы масштабные изменения в Конституцию страны, которые затем были одобрены большинством россиян в ходе общероссийского голосования и вступили в силу 4 июля 2020 года. О значении поправок в Основной закон и работе, которую в свете их принятия проводят сенаторы, «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

Внимание — регионам

- Андрей Александрович, какую работу Совет Федерации проводил в течение года с момента принятия на общероссийском голосовании поправок к Конституции?

- Весенний парламентский сезон был весьма значимым, а завершившая работу Госдума 7-го созыва, несомненно, войдет в историю, поскольку при ней была проведена масштабная конституционная реформа. Совет Федерации продолжает функционировать, в этом особенность палаты регионов — она никогда не прекращает свою работу.

Во многом важнейшим содержанием этой сессии стала реализация конституционных поправок. Совместно с Государственной Думой мы продолжали вносить необходимые изменения в действующие законы. Принято несколько десятков законов. Так, закреплено верховенство Конституции над решениями международных организаций и судов, а также новые требования к кандидатам на выборные должности. Было исполнено все, что касается вопросов, связанных с социальным блоком поправок.

Сегодня Совет законодателей предложил нам вместе с парламентами субъектов сконцентрироваться на работе по внесению изменений в региональные законы, потому что Конституция предусматривает и это, например, по вопросам совместного ведения. Кроме того, требуются изменения большого количества подзаконных актов, и это следующий шаг в работе, которая продолжится в течение этого года. Рабочая группа по поправкам к Конституции, продолжающая свою деятельность, мои коллеги и я оказываем необходимое содействие региональным парламентам.

Также уверен, что новая Госдума, которая будет избрана в сентябре, не менее активно включится в эту работу.

Согласно принятым общенародным голосованием 1 июля 2020 года поправкам в Основной закон, у Совета Федерации появилось много новых полномочий, в том числе кадровых. При необходимости комитеты палаты регионов могут работать летом, также могут проводиться выездные заседания, совещания и так далее. Все это наша текущая повестка, поэтому лето — не период отпусков для сенаторов, продолжающих работать в своих регионах.

Совет Европы слышит Россию

- Что означает обеспечение верховенства Конституции РФ над решениями международных организаций и судов?

- Более важно, что это не означает. А не означает это в первую очередь то, что наша страна не намерена в дальнейшем исполнять свои международные обязательства. Российская Федерация является ответственным участником всей системы международных соглашений, а принцип верховенства Конституции никоим образом не предполагает освобождения от этих обязательств.

Мы продолжаем следовать всем признанным нормам международного права и всем подписанным и ратифицированным соглашениям.

Другое дело, что в последние годы наша страна сталкивается с тем, что в результате толкования ряда положений международных конвенций, в частности того, что дает Европейский суд по правам человека, Российской Федерации в императивном порядке пытаются навязать соблюдение тех правил, под которыми наша страна никогда не подписывалась. Этого не будет.

Мы четко сформулировали, в том числе в отраслевом законодательстве, что Россия будет исполнять только те положения, которые не противоречат нашей Конституции. И в конечном счете ответить на вопрос, соответствуют ли новые положения, которые появляются в результате толкования международных конвенций, нашей Конституции, может только Конституционный суд. В законодательстве четко прописано, что последнее слово в данных вопросах остается за ним.

Читайте также:

• Генпрокуратура получила право представлять Россию в международных судах • Чиновников с двойным гражданством попросят на выход • Топ-10 законов 2020 года, о которых больше всего писали СМИ

- Насколько правомерно заключение Венецианской комиссии Совета Европы по исполнению Конституции РФ?

- Венецианская комиссия анализирует поправки к Конституции. Мы по этому вопросу с ней работаем. Несколько месяцев назад было принято промежуточное заключение.

По большинству позиций у нас налажен достаточно конструктивный и профессиональный диалог. Мы подробно ответили на несколько десятков вопросов, заданных экспертами, чтобы содержание конституционной реформы было понятно нашим коллегам в Европе.

Промежуточное заключение уже отражает многие наши позиции, но остаются разногласия в оценке значения ряда поправок, и Венецианская комиссия в начале июля планировала еще раз рассмотреть этот вопрос и принять окончательное заключение.

Российская сторона, как и раньше, примет участие в этой работе, и в итоге, думаю, будет подготовлено взвешенное заключение. Это не значит, что будут приняты все наши позиции. У нас своя правовая система, мы расставляем свои акценты. Кроме того, специфика нашего языка и законодательства — все это накладывает определенный отпечаток на текст заключения.

Существуют определенные расхождения, но по базовым вопросам, я уверен, это будет качественное заключение, которое отразит многие наши подходы.

Второстепенных поправок не существует

- Какие поправки, с вашей точки зрения, являются наиболее значимыми?

- Конституция регулирует важнейшие общественные отношения, поэтому там нет важных или менее значимых разделов. Мы видим, что многие вопросы, например, социальный блок поправок, вопросы суверенитета, актуальны постоянно.

В социальном блоке изменений парламент принял все необходимые законы, и сегодня люди активно ссылаются в этих вопросах на Конституцию. Они чувствуют себя более уверенно, когда есть соответствующие конституционные положения. Это и пенсии, и вопросы доступности социальной инфраструктуры, и обеспеченность медицинской помощью. Оказалось, что это вопросы отнюдь не конъюнктурные.

Так, во время весенней сессии я посещал ряд субъектов, в том числе отдаленных, и могу сказать, что всюду идет вакцинация, всюду доступна вакцина. Главное — это желание людей прививаться. Региональные правительства обеспечивают доступность здравоохранения, а вакцинация — одна из самых актуальных сегодня тем.

Как председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, не могу не отметить, что всю весеннюю сессию мы активно работали над регламентом о прохождении прокурорами, назначаемыми в субъекты, специальной процедуры в Совете Федерации. Сегодня мы рассматриваем их кандидатуры и представляем заключения по итогам таких консультаций председателю палаты, который в свою очередь информирует о результатах проведения этих консультаций президента. Эта работа происходит регулярно.

- При обсуждении поправок много спорили об изменениях, связанных с исторической памятью и верой…

- Сегодня принимается много законодательных положений, направленных на защиту исторической правды и исторической памяти, и это достаточно актуальные вопросы.

На повестке дня стоит и вопрос защиты традиционных религий. Посмотрите, что происходит во многих европейских странах — они также развивают это законодательство и применяют законы, связанные с уважением к религиозным конфессиям. Общество должно согласиться принять ограничения, связанные с защитой чувств верующих.  

​Пять Конституций было принято за всю историю России​

  1. Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.
  2. Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР).
  3. Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года.
  4. Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года.
  5. Пятая Конституция принята 12 июня 1993 года по результатам народного голосования.

​Что изменилось в основном законе страны​

Социальный блок

В основу конституционного устройства России положен принцип социального государства. В этой связи социальный блок закономерно стал одним из наиболее значимых и объемных направлений конституционных поправок.

Среди внесенных в этой связи конституционных поправок можно особенно выделить обеспечение государством гарантии минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума, гарантии обязательного социального страхования, адресной социальной поддержки граждан и индексации социальных пособий и иных социальных выплат. Существенное внимание было уделено вопросам пенсионного обеспечения, в частности, закреплена индексация пенсий не реже одного раза в год, а также определены принципы функционирования всей системы пенсионного обеспечения, среди которых принципы всеобщности, справедливости и солидарности поколений.

Указанные изменения, внесенные в Конституцию, призваны предоставить дополнительные гарантии реализации конституционных прав граждан и создать необходимые условия для обеспечения повышения качества их жизни.

Новые требования к кандидату в президенты

В результате конституционной реформы существенным образом трансформировался институт президента, в особенности в части предъявления требований к кандидатам на замещение этой должности. В соответствии с обновленным текстом Конституции кандидат на соответствующую должность должен постоянно проживать на территории России не менее 25 лет, не иметь на момент избрания или когда-либо ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Определение подобных требований обусловлено особым правовым статусом Президента РФ и его ролью во всей политической системе страны. Избрание на должность главы государства, на которого возложены основные обязанности по охране государственного суверенитета, лица, обладающего или обладавшего ранее связью с иностранным государством в какой бы то ни было форме, может таить в себе угрозу для государства и его интересов, а равно с этим ставит под сомнение беспристрастность и независимость осуществления таким лицом соответствующих полномочий.

О суверенитете

Россия последовательно обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности государства. Одной из наиболее значимых поправок в данном контексте стала поправка о безусловной недопустимости отчуждения территории Российского государства, направленная на закрепление в Конституции РФ принципа защиты государственного суверенитета и территориальной целостности. Во исполнение соответствующего конституционного положения были внесены необходимые изменения в действующее законодательство, связанные с определением административной и уголовной ответственности за совершение действий, направленных на нарушение установленного конституционного запрета отчуждения территории России.

Наряду с этим важным направлением обеспечения защиты государственного суверенитета и национальной идентичности России стала конституционализация уже сложившейся практики по проверке Конституционным судом возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании международных договоров России.

О роли Госсовета

Наряду с закреплением в Конституции положений о Совете безопасности и Администрации Президента обновленным текстом Конституции предусматривается включение с систему государственных органов Государственного совета, деятельность которого будет направлена на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Во исполнение соответствующих конституционных положений статус данного конституционного государственного органа определен принятым федеральным законом.

Государственный совет должен стать важным элементом в реализации национальных проектов и программ, а также объективным арбитром при решении вопросов, возникающих между регионами и федеральным Правительством.

Усиление роли Госдумы

Конституционные поправки ознаменовали новый этап развития политической системы России. Принимая во внимание общественный запрос на укрепление представительных институтов, был существенным образом пересмотрен принцип разделения властей и системы сдержек и противовесов.

Одним из наиболее значимых вопросов в этой связи стала трансформация взаимоотношений президента и Федерального Собрания в вопросах формирования Правительства. Так, Государственная Дума наделена полномочиями по утверждению по представлению президента кандидатуры председателя Правительства, утверждению по представлению председателя Правительства кандидатур заместителей председателя Правительства и федеральных министров, за исключением министров силового блока.

Усиление роли Совета Федерации

Не менее значимым конституционным изменениям подвергся и правовой статус Совета Федерации. В результате конституционных поправок палата регионов была наделена полномочиями по проведению консультаций по предложенным президентом кандидатурам на должность прокуроров субъектов РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), отнесенных к так называемым министрам силового блока, прекращению по представлению президента полномочий судей Конституционного суда, Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступков, порочащих честь и достоинство судьи. Наряду с этим к ведению палаты регионов отнесено заслушивание ежегодных докладов генпрокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране.

Все это призвано обеспечить повышение роли Совета Федерации в системе органов государственной власти Российской Федерации, расширение сферы его участия в политической жизни государства и осуществлении контроля за деятельностью исполнительной власти.

Новые требования к публичным должностным лицам

На конституционном уровне получили закрепление требования о запрете лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и ряд иных должностей, связанных с реализаций функций публичного управления, иметь гражданство иностранного государства или статус, предоставляющий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, а также открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках. Введение такого конституционного положения обусловлено необходимостью укрепления государственного суверенитета, создания дополнительных гарантий ограничения возможности присутствия иностранного элемента при реализации государственных полномочий.

Защита исторической правды и семьи

Отражение в тексте Конституции положений о защите исторической правды, детей и семьи обусловлено их особой значимостью для российского общества и государства. Указанные конституционные ценности должны выступать и уже сейчас выступают основными ориентирами при проведении государственной политики, равно как и обеспечиваться необходимыми правовыми гарантиями их защиты со стороны государства.

Власть — в регионы

В соответствии с обновленным текстом Конституции устанавливается возможность переноса места постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти из Москвы в другой город на основании федерального конституционного закона. Введение подобного положения обусловлено необходимостью обеспечить возможность децентрализации системы управления, создать условия для появления новых потенциальных центров роста городских агломераций.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 30355