Аксаков оценил законопроект о долговых обязательствах регионов и муниципалитетов
Предложенные Правительством поправки в Бюджетный кодекс, которые регулируют долговые обязательства регионов и муниципальных образований, наведут порядок при формировании обязательств муниципалитетов перед кредиторами и снизят их активность, иногда крайне необоснованную. Об этом заявил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
17 декабря Правительство внесло в Госдуму поправки в Бюджетный кодекс, которые совершенствуют правовое регулирование отношений в сфере государственных и муниципальных заимствований, управления государственным и муниципальным долгом, а также государственными финансовыми активами Российской Федерации. В частности, поправки устанавливают систему оценки долговой устойчивости регионов и муниципальных образований.
В зависимости от состояния долговой устойчивости Минфин либо региональный финансовый орган будут обязаны классифицировать регионы и муниципалитеты по группам риска: заёмщики с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости. Классификация по группам риска станет основанием для предъявления требований различной степени «жёсткости».
Так, регионы и муниципальные образования с высоким уровнем долговой устойчивости будут освобождены от необходимости согласования с Минфином программ государственных и муниципальных заимствований и гарантий. На тех, кого отнесут к группе заёмщиков со средним уровнем долговой устойчивости, будет налагаться обязанность согласования программ государственных и муниципальных заимствований и гарантий с соответствующим финансовым органом, а также представления в этот орган проекта основных направлений долговой политики.
А субъекты Федерации и муниципальные образования, отнесённые к группе заёмщиков с низким уровнем долговой устойчивости, будут вправе осуществлять рыночные заимствования только в целях рефинансирования долга. Помимо обязанности согласования программ заимствований, гарантий и представления проекта основных направлений долговой политики, они будут также обязаны утверждать и реализовывать план восстановления платежеспособности.
«Очевидно, что эти меры наведут порядок при формировании обязательств муниципалитетов перед кредиторами и снизят их активность, иногда крайне необоснованную, при привлечении средств для решения каких-то вопросов, — считает председатель думского Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — Но при этом надо понимать, что зачастую муниципальные органы власти обращаются за заимствованиями в целях решения важнейших социальных задач — например, выплат заработной платы и других социальных обязательств. То есть порядок надо наводить. И очевидно, что этот закон необходимо поддержать для того, чтобы не возникало злоупотреблений и непрофессиональных действий со стороны руководителей муниципалитетов и региональных органов власти».
Кроме того, законопроект предлагает ужесточить для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ограничение объёма расходов на обслуживание долга. Действующее ограничение в размере 15 процентов является завышенным и едва ли в состоянии заранее сигнализировать об опасном увеличении рисков утраты платёжеспособности региона, считают разработчики документа.
По их мнению, российская практика однозначно показывает, что у подавляющего числа субъектов РФ, столкнувшихся с серьёзными трудностями с исполнением долговых обязательств, значение данного показателя существенно ниже установленного ограничения. В соответствии с мировой практикой предельное значение показателя предлагается установить на уровне 10 процентов.
Также документ предусматривает ограничение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию долга на уровне до 20 процентов общего объёма налоговых и неналоговых доходов бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
«Реализовывать эту норму нужно очень постепенно — не чохом, не одноразово, а растянуть во времени, — считает Анатолий Аксаков. — Потому что некоторые муниципалитеты и субъекты Федерации уже имеют эти обязательства, и их необходимо выполнять. Резко отказаться от их выполнения невозможно. И если даже возможно, это будет болезненно для субъектов».
Глава Комитета по финансовому рынку убеждён, что предложенные Правительством меры необходимы, однако недостаточны для того, чтобы решить задачу финансовой обеспеченности региональных и муниципальных органов власти.
«Хорошо, когда ты получаешь большие доходы и можешь привлекать в том числе и заёмные средства для решения своих задач. Но тут возникает ситуация, когда тот, кто более развит, будет ещё более развит, поскольку он за счёт дополнительных источников сможет обеспечить инвестиционный процесс у себя в субъекте и таким образом наращивать свой доходный потенциал. А те, кто не имеет таких возможностей, очевидно, не смогут использовать дополнительный потенциал для решения инвестиционных задач. И, соответственно, может возникнуть «консервация отсталости» из-за того, что бюджетных источников нет, а внебюджетные источники привлекать нельзя», — разъяснил «Парламентской газете» Аксаков.
По мнению законодателя, в данном случае искусство Минфина заключается в том, чтобы видеть, насколько эффективно используются средства субъектами Федерации и муниципалитетами, и регулировать долговую нагрузку соответственным образом.
«Если сегодня расходы муниципалитетов и регионов являются затратными, завтра они могут обернуться большими доходами, увеличивающими доходный потенциал региона и муниципалитета. Вот этот момент Минфин должен учитывать при формулировании своих предложений. Потому что мы, с одной стороны, призываем регионы к тому, чтобы они были рачительными и экономными. А с другой стороны, мы же требуем от них, чтобы они были инвестиционно привлекательными, чтобы они наращивали свой доходный потенциал. А как его наращивать, если не инвестировать — в том числе за счёт заёмных средств?» — задался риторическим вопросом парламентарий.