Made in Russia: русское — значит качественное

Такой российский бренд считают ключевым госструктуры, призванные развивать отечественный экспорт

Made in Russia: русское — значит качественное

Фото: РИА «Новости»

По прогнозам специалистов, в России ожидается мощный рост несырьевого экспорта. В Совете Федерации 25 апреля обсудили вопросы формирования системы господдержки экспорта.

Ставка на усиление протекционизма

Структура экспорта является величиной переменной, и сегодня его динамика для России является больше обнадёживающей. На это обратил внимание глава Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Наш экспорт растёт, и главными потребителями являются Евросоюз и Восточная Азия. Особое внимание уделяется несырьевому экспорту, здесь наиболее перспективный потребитель — огромный рынок стран Азии, где  растёт средний класс. Пример — Вьетнам, где несырьевая продукция из России превалирует над сырьевой.

Развитие экспорта, не основанного на продаже сырья,   подразумевает увеличение валютной выручки. Успехи же российского бизнеса на мировом рынке — это вклад в образ, репутацию и бренды нашей страны за рубежом. При этом, чтобы продвигать национальный продукт сегодня нужно быть более активным, чем ещё несколько лет назад. В Минэкономразвития утверждают, что на мировом рынке сделали ставку на усиление протекционизма. Стоит такая задача и перед Россией, пусть и период для её решения выбран непростой.

370 миллионов рублей заложено в бюджет Минпромторга РФ в 2017 году на субсидии по продвижению российских брендов за рубежом
Рост несырьевого экспорта планируется держать не ниже уровня семи процентов в год. До 2025 года планируется удвоить этот показатель.  Константин Косачев обратил внимание на информацию Минкомсвязи — за последние пять лет объём экспорта наших IT-технологий вырос вдвое и составил около семи миллиардов долларов. Это стало возможным благодаря, в том числе, принятию закона, установившего льготы для IT-компаний.

Между тем в Минэкономразвития просят сенаторов подключиться к работе над целым рядом законодательных поправок, которые  Госдума уже приняла в первом чтении. Среди них — законопроект, позволяющий микробизнесу, работающему на экспорт, оформлять не таможенную, а почтовую декларацию. Кстати, сегодня, как утверждают в Федеральной таможенной службе,  получить «добро» от таможни на экспортный продукт можно за 47 минут — именно столько в среднем требуется на оформление экспортной декларации через Интернет. При этом вместо четырёх документов, наши таможенники требуют лишь два

Между тем замминистра экономического развития Станислав Воскресенский призвал отойти от консервативного  подхода к работе в экспортной сфере. «Речь идёт о том, чтобы в России создавалась добавленная стоимость в несырьевом экспорте. Намного выгоднее быть лучше только в одном компоненте, чем продвигать готовый продукт»,  — считает замминистра.

Он также назвал ключевые меры по развитию экспорта в нашей стране: преодоление внутренних барьеров (таможня, валютное регулирование, налоговый режим) и внешних (торговые соглашения с  наиболее перспективными для несырьевого российского экспорта странами), создание системы нефинансовой поддержки экспорта. В МЭР отмечают:  понятие экспорта сегодня меняется, в его систему входит, например, создание и организация работы промышленных площадок на территории других стран.

«Мерседесы» катаются в русском масле

Между тем в Совете Федерации ставят вопрос о судьбе закона по поддержке экспорта в РФ. «Нас интересует судьба этого документа. В прошлом году были движения вокруг него, его даже внесли в Правительство. Но сейчас ни о каких планов по дальнейшему  продвижению документа нам не известно», — подчеркнул Константин Косачев.

В этой связи остро обсуждается  тема торговых представительств России за рубежом. По мнению парламентариев, торгпредства не ищут партнёров и не дают информацию о состоянии и потребностях рынка в той или иной стране. А, например, во многих странах Африки, которые все мировые экономисты позиционируют как наиболее перспективный рынок, российских представителей попросту нет. В профильном Минэкономразвития на это отвечают, что  задача сегодня стоит масштабнее  — наладить координацию всех правительственных и частных российских торговых домов и компаний за рубежом.

Такой работой должен заниматься специально созданный Российский экспортный центр — структура, которая не является государственной. Один из руководителей РЭЦ Игорь Шлёнский рассказал, что прогнозируется кратный рост увеличения несырьевого экспорта уже в к концу этого года. И сообщил об услуге, которая живо заинтересовала представителей российских регионов: сегодня, заполнив форму в РЭЦ, российскому предпринимателю можно через центр найти себе партнёров за рубежом. Услуга, что очень важно, бесплатная, и ею уже воспользовались более 500 компаний России. 

Кроме того, РЭЦ готов брать на себя расходы по получению сертификата международного образца для экспортёров из России. А ключевым брендом, который компания и госструктуры намерены продвигать по всему миру — Made in Ruissia. Это одновременно, как считают эксперты, и  «мессэдж» для иностранных потребителей. Вспомнили хорошую историю: в начале 20 века известная впоследствии на весь мир американская компания рекламировала свой бренд так «Наше автомобильное масло так же хорошо, как русское». Сейчас, спустя столетие, в России появилась компания, которая вернула нашу страну на мировой рынок автомобильного масла  — не все знают, что знаменитые «мерседесы» предпочитают заливать наше, российское масло.

5000 субъектов экспортной деятельности должно появиться к 2020 году в России — такая задача стоит перед Минэкономразвития РФ


Всё говорит о том, что потенциал есть, однако цепочка от продукта до его реализации на внешних рынках, безусловно, хромает. По мнению сенатора Сергея Калашникова, нужно использовать тот опыт, который уже есть у других стран и не изобретать велосипед. Так, у Китая в каждом уезде действует комиссия по экспорту — в неё может прийти любой предприниматель, и если его товар будет пригоден для внешних рынков, то все хлопоты и расходы по его продвижению комиссии берут на себя. В наших регионах также нужны такие отделения,  как и единая электронная биржа, способная оперативно отвечать на вопрос: где, в какой стране и что сейчас выгоднее всего продавать?

Сенатор Владимир Кравченко предложил создать межкластерные площадки, где регионы могли бы обмениваться удачными практиками экспортной деятельности. Затраты минимальные — вопрос в организационных и координационных ресурсах госструктур.

Для того чтобы предметно разобраться, как работает система поддержки экспорта на региональном уровне, сенаторы из международного комитета 25 мая проведут выездное заседание в Пермском крае. Этот регион имеет большой опыт работы на экспорт. Между тем замглавы комитета Андрей Климов отметил, что нашим парламентариям — и федеральным и региональным — не надо стесняться  брать пример с зарубежных коллег, которые на всех переговорах активно продвигают продукцию своих производителей. В частности, есть опыт Бельгии, где  количество экспортной продукции на одного жителя  в 10 раз больше чем в России. Есть опыт  Германии, чьи земли открывают собственные представительства в других странах. Парламентарий сообщил в этой связи о работе над рамочными проектами со странами АСЕАН — согласно им,  продукция наших предприятий  станет более конкурентной на азиатских рынках. 



Автор: Никита Вятчанин

Просмотров 2295

25.04.2017

Популярно в соцсетях