В России может появиться антикоррупционный кодекс

Региональные парламентарии предлагают систематизировать законодательство по борьбе со мздоимством

В России может появиться антикоррупционный кодекс Фото: Интерпресс

Тема противодействия коррупции станет одной из центральных на заседании Совета законодателей, которое пройдёт в Санкт-Петербурге 24 апреля. С предложением о создании единого антикоррупционного кодекса к коллегам намерен обратиться глава парламента Башкортостана Константин Толкачев, который возглавляет в Совете законодателей профильную комиссию. Так или иначе череда громких арестов чиновников последних месяцев как в Москве, так и в регионах говорит о том, что законы о противодействии мздоимству нуждаются в совершенствовании.

Актуальная повестка

Как стало известно «Парламентской газете», особое внимание на заседании спикеры двух палат парламента Вячеслав Володин и Валентина Матвиенко и депутаты заксобраний  планируют уделить ситуации в регионах. Повестку дня здесь, безусловно, определили последние громкие события с привлечением по всей стране к ответственности большого числа чиновников и должностных лиц за коррупционные преступления.

3,7 тысячи уголовных дел возбуждено в 2016 году по результатам антикоррупционных расследований
По данным Генпрокуратуры, в 2016 году выявлено более 300 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции. При этом не менее половины из них были совершены как раз на местах муниципальными чиновниками.

«В последнее время регионы получили большое количество полномочий, включая распределение бюджетных средств на здравоохранение, социалку, ЖКХ, транспорт и строительство дорог, — рассказал «Парламентской газете» председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества Кирилл Кабанов. - Соответственно, увеличивается количество коррупционных рисков и соблазнов».

По словам эксперта, низовая коррупция — самая чувствительная для граждан, поскольку она идёт «на контакте», обыватель видит её вживую. Обычный человек в своей жизни сталкивается в большей степени с региональными чиновниками. Поэтому и степень эффективности государства он воспринимает на уровне местных властей.

Необходимость кодификации назрела

Как рассказал «Парламентской газете» глава Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров, для эффективной борьбы с коррупционерами в России сформирована и постоянно совершенствуется уникальная правовая и технологическая основа.

«В стране действует более трёх тысяч федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, осуществляющих правовое регулирование в данной сфере», — пояснил он.

Вместе с тем распылённость антикоррупционных норм на разных уровнях мешает эффективно противодействовать продажным чиновникам, считает глава Комиссии Совета законодателей по вопросам законодательного обеспечения национальной безопасности и противодействию коррупции, глава парламента Республики Башкортостан Константин Толкачёв.

«Необходимо кодифицировать весь этот правовой массив, — заявил он «Парламентской газете». — Хочу предложить коллегам на Совете законодателей задуматься над созданием единого антикоррупционного кодекса».

Константин Толкачев также отметил, что одновременно в юридических вузах следует начать подготовку специалистов по антикоррупционному праву.

«Сегодня мы уже можем говорить о фактическом появлении новой отрасли юриспруденции — антикоррупционного права, имеющей свой особый предмет и метод правового регулирования», — подчеркнул он. Парламентарий призывает Минобрнауки скорее включить новый учебный предмет в образовательные программы и стандарты вузов, готовящих юристов, государственных и муниципальных служащих.


Как в России законодательно борются с коррупцией

В 1992 году введен запрет для чиновников заниматься предпринимательской или иной деятельностью, кроме научной, преподавательской или творческой, а также ряд других запретов. Кроме того, при назначении на руководящую должность требуется обязательное представление декларации о доходах, об имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.

С 1995 года госслужащие должны предоставлять в органы налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе. Однако эти сведения имели статус служебной тайны, а их проверка проводилась только налоговой службой.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН по противодействию коррупции, кроме статьи «О незаконном обогащении».

31 июля 2008 года утверждён первый План по противодействию коррупции. Он обновляется каждые два года. Позднее такие планы были приняты в 2010, 2012, 2014 и 2016 годах.

В декабре 2008 года подписан пакет из четырёх законов о противодействии коррупции, в том числе «О противодействии коррупции». Устанавливается обязанность госчиновников представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих и членов его семьи - супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Упрощается порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Установлен верхний предел стоимости подарка, который может быть преподнесён чиновнику. Введена антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов.

В мае 2009 года подписан ещё один пакет антикоррупционных указов. Был расширен список чиновников и членов их семей, которые обязаны подавать декларации о доходах. А также установлен порядок размещения сведений о доходах на официальных сайтах федеральных и региональных госорганов и предоставления этих сведений общероссийским СМИ для опубликования.

В мае 2011 года принят закон о введении кратных штрафов за взятки и коммерческий подкуп.

С 1 января 2013 года российские чиновники обязаны отчитываться не только о доходах, но и о расходах, включая расходы жен и несовершеннолетних детей.

С 19 августа 2013 года чиновникам запрещено иметь счета или другие активы за границей. Запрет распространяется на членов их семей (супругов и несовершеннолетних детей), а также на кандидатов, претендующих на выборные должности.

9 марта 2015 года внесены поправки в Уголовный, Уголовно-исполнительный и Уголовно-процессуальный кодексы, которыми снижаются минимальные штрафы за получение и дачу взятки.

В ноябре 2015 года в силу вступил закон, предусматривающий досрочное лишение мандатов членов Федерального Собрания РФ, если они или члены их семей не предоставили в срок декларации о доходах.

В июле 2016 года в Уголовный кодекс РФ были внесены изменения, согласно которым установлена ответственность за дачу взятки через третьих лиц. Кроме того, введена новая статья 291.2 («Мелкое взяточничество»). 


А как у них

В Америке коррупцию легко найти, но сложно доказать

Согласно федеральному Своду законов США, в котором мздоимству посвящена отдельная глава «Подкуп, незаконные доходы и конфликт интересов», в стране установлена уголовная ответственность за предложение, обещание и дачу взятки должностному лицу в обмен на совершение им незаконных действий. Важно отметить, что подкуп может осуществляться как в материальном, так и в нематериальном виде.

Отдельно оговаривается, что взяткой считается как получение выгоды для себя, так и для третьих лиц, то есть «пассивный подкуп».

В законодательстве Соединённых Штатов существует норма, описывающая и такое распространённое в мире и в России явление, как «конфликт интересов». Американский чиновник не допускается к участию в разрешении дела, в котором он, его супруг или супруга, либо несовершеннолетний ребёнок имеют финансовый интерес.

Наказание за мздоимство в США предусмотрено весьма суровое — в виде штрафа, сумма которого исчисляется тройным размером взятки, или лишения свободы до 15 лет. По решению суда и то и другое наказание могут совмещаться.

Помимо федерального законодательства, в США серьёзную роль играют законы в каждом штате и, возможно, ещё более существенную — судебные решения по конкретным делам. Согласно сложившейся практике, местные нормы должны в целом соответствовать общегосударственным. Однако процесс их сопряжения и толкования крайне сложен и под силу только квалифицированным юристам или, что более эффективно, группе юристов.

В силу этого огромную роль в судебном процессе играют адвокаты, защищающие интересы подозреваемых в коррупции перед судьёй, которому предстоит выносить приговор. Юристы, тонко разбирающиеся в перипетиях местного законодательства и способные находить нужные лазейки, вполне могут вывести клиента из-под угрозы уголовного наказания, за что, кстати, и получают громадные гонорары.

Китай: за взятку в сто тысяч юаней могут и расстрелять

Как известно, в этой стране без особых церемоний обходятся с чиновниками, использующими должностное положение в целях личного обогащения. Для тех, кто своими действиями нанёс существенный вред государству, предусмотрена даже смертная казнь.

Согласно статье 382 Уголовного кодекса КНР (УК), «присвоение, воровство, получение мошенническим путём или незаконное завладение иными способами общественным имуществом государственными служащими с использованием своих служебных преимуществ расцениваются как коррупция».

Наказание за коррупцию привязано к объёмам взятки. В соответствии со статьёй 383 УК «индивидуальная коррупция в размере свыше 100 тысяч юаней (около 1 миллиона рублей по нынешнему курсу) наказывается лишением свободы на срок свыше 10 лет или бессрочным лишением свободы с конфискацией имущества или без таковой; при особо отягчающих обстоятельствах — смертной казнью и конфискацией имущества».

А если речь идёт о меньших суммах, например, от 50 до 100 тысяч юаней, то преступнику грозит тюрьма сроком от пяти лет до бессрочного заключения с конфискацией имущества.



Автор: Геннадий Мельник

Просмотров 2449

19.04.2017

Популярно в соцсетях