Система безопасности в Европе деградировала из-за строительства однополярного мира
На конференции в Вене спикер Совета Федерации призвала создать антитеррористический комитет в ОБСЕ
Россия констатирует деградацию системы безопасности в Европе и в мире в целом и предлагает конкретные шаги по укреплению доверия со странами ОБСЕ. Об этом заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая с докладом на конференции по безопасности в Вене 23 марта.
Европе не нужна новая гонка вооружений
Форум в столице Австрии был организован Парламентской ассамблеей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — после избрания на пост спикера организации уроженки Австрии Кристины Муттонен отношения ПА ОБСЕ с Россией стали налаживаться. «Нам очень хотелось бы, чтобы ОБСЕ восстановила свою лидирующую и независимую роль в вопросах европейской безопасности», — заявил глава международного комитета Совета Федерации Константин Косачев накануне визита делегации российских сенаторов в Вену. И с сожалением заметил, что ОБСЕ пока не играет ключевую роль в сфере сотрудничества по евробезопасности. Вместо этого значительную часть этих функций пытаются брать на себя Евросоюз и НАТО.
Несмотря на назревшие проблемы, приведшие к деградации системы безопасности и в Европе, и во всём мире, в России не ставят под сомнение необходимость ОБСЕ, политическую важность и практическую значимость её деятельности. На это обратила внимание спикер Совета Федерации, член Совета безопасности России Валентина Матвиенко, которая стала основным докладчиком на конференции в Вене.
Продвижение в решении проблем общеевропейской безопасности может стать реальностью даже в самых сложных условиях.
Форум этот призван был показать женский взгляд на проблемы безопасности. Валентина Матвиенко прежде всего отметила, что Европа, в которой загорался огонь двух мировых войн, извлекла уроки из истории. Одним из свидетельств она назвала создание ОБСЕ. «Продвижение в решении проблем общеевропейской безопасности может стать реальностью даже в самых сложных условиях. Мы, в России, считаем, что главная причина кризисного состояния безопасности в Европе — это политика, проводимая нашими западными партнёрами после распада Советского Союза», — завила она.По её мнению, это событие было воспринято рядом государств «как большая геополитическая удача», которая «устраняет» Россию из числа влиятельных держав, открывает перед Западом возможность строительства однополярного мира при игнорировании сложившихся десятилетиями норм международного права. «Именно такой подход и открыл дорогу к постепенной деградации системы безопасности в Европе и в мире в целом», — уверена Валентина Матвиенко.
В знаменитой Парижской хартии, принятой в 1990 году, государства — члены ОБСЕ провозгласили: «Безопасность неделима, и безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех остальных». То же самое в своей знаменитой «мюнхенской речи» в 2007-м заявил Владимир Путин, а через год Россия выступила с инициативой заключения Договора о европейской безопасности. «Мы предлагали, предлагаем и сейчас создать единое неделимое пространство безопасности в Евро-Атлантике. Это позволило бы наконец покончить с наследием холодной войны. Однако проект договора фактически заморожен, и не по вине нашей страны», — напомнила коллегам Валентина Матвиенко.
Сейчас, по её мнению, Европа вместо объединительных проектов потакает расширению НАТО и появлению на континенте американских систем ПРО. Это фактически запускает процесс новой гонки вооружений, никому в Европе ненужной. «В итоге мы получили отсутствие чётко выстроенной, эффективно работающей системы безопасности в Европе. Такое положение не отвечает интересам ни европейских государств, ни всего международного сообщества, — завила Валентина Матвиенко.
«Как в такой атмосфере строить доверие?»
Упомянула она и о войне информационной. Последний пример «демонизации» России — 20 марта в конгрессе США было заявлено, что американские спецслужбы не нашли доказательств российского вмешательства в выборы американского президента. Но уже несколько месяцев об этом говорится как о непреложном факте, запущенная информационная машина продолжает фабриковать новые страшилки. «Ну и как мы в такой атмосфере можем строить доверие?» — этот вопрос спикера Совета Федерации прозвучал в той же тональности, что и вопрос Президента России: «Вы хоть понимаете теперь, что вы наделали, господа?» — в сентябре прошлого года на Генассамблее ООН.
В России уверены — без честных ответов на вопросы по трагедии на Украине ни о какой архитектуре евробезопасности говорить сложно.
Скрытое и открытое противоборство в Европе, которое мы наблюдали последние 15 лет, закончилось в 2014 году тяжелейшим украинским кризисом. Сейчас на Украине действует самая большая за всю историю наблюдательная миссия ОБСЕ в Европе — Валентина Матвиенко подтвердила, что в России «с надеждой смотрят на деятельность ОБСЕ по урегулированию украинского кризиса через механизмы Контактной группы и Специальной мониторинговой миссии». Объективный взгляд нужен, по её убеждению, и в оценке крымского вопроса. 97% граждан Крыма проголосовали за воссоединение с Россией. «Косово, где даже не было референдума, Запад признал, а в вопросе воссоединения Крыма с Россией постоянно применяются двойные стандарты», — заметила она.В России уверены — без честных ответов на вопросы по трагедии на Украине ни о какой архитектуре евробезопасности говорить сложно. Европа молчит в ответ на героизацию Киевом пособников Гитлера, на то, что расстрел людей на майдане и чудовищное преступление в Одессе в Доме профсоюзов никак не расследуются, а мирные жители Донбасса опять обстреливаются ВСУ — всё это привело к кризису доверия, без которого невозможно любое сотрудничество.
Между тем Москва предлагает варианты решения этой проблемы. Возможные шаги здесь, как заявила российский спикер, просматриваются отчётливо — собираются Совет Россия — НАТО, конференция ОБСЕ по безопасности. «Давайте без пропаганды, без политизации посмотреть, какие силы у кого и где размещены — и всё станет предельно ясно. Появится основа, на которой можно договариваться и строить будущую архитектуру безопасности, учитывающую интересы всех — от Атлантического до Тихого океанов», — отметила она. В России считают, что пора возвращать атмосферу взаимного доверия. «Мы выступаем за гармонизацию интеграционных процессов, идущих в Европе. Для этого необходим диалог между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом. Он был бы важен не только в экономическом, но и в политическом отношении. Сегодня этот проект становится всё более актуальным», — заявила председатель Совета Федерации.
Фундамент для дальнейшей работы, по её словам, — международное право, в основе которого должны лежать востребованные механизмы ООН и ОБСЕ. В числе российских инициатив спикер Совета Федерации выделила предложение о создании на базе ПА ОБСЕ комитета по противодействию терроризму. «Его деятельность могла бы содействовать сближению подходов государств — участников в борьбе с террористической угрозой, координации их действий на данном направлении», — считает она.
Также, по её мнению, полностью сохраняет свою актуальность формирование общего экономического и гуманитарного пространства. «Без решения этой задачи проект единой и безопасной Европы нельзя считать полностью реализованным, — отметила российский спикер. — Без России выстроить систему европейской безопасности невозможно — нравится это кому-то или нет».