Стороны конфликта на Донбассе повысили ставки до предела

К политическому, военному и дипломатическому тупику из-за блокад прибавился тупик хозяйственно-правовой. Украинским радикалам осталось перекрыть Днепр?

04.03.2017 14:39

Автор: Леонид Горяинов

Стороны конфликта на Донбассе повысили ставки до предела
Фото ТАСС

Введение администрациями ДНР и ЛНР внешнего управления на ведущих промышленных предприятиях этих территорий и блокада Украины в ответ на транспортную блокаду со стороны украинских радикалов пойдёт во вред обоим сторонам конфликта.

Одной из целей представленной как «антиблокадной» меры было направить налоги флагманов промышленности (список ДНР и ЛНР), до сих пор шедшие в украинский бюджет, на нужды самих непризнанных республик. Однако, коль скоро теперь сами республики грозятся по собственной инициативе перестать отгружать Украине уголь и другую продукцию, возникает вопрос: откуда эти налоговые поступлений возьмутся? «Сейчас пошел отсчет, каждый день — тот гвоздь, который вбивается в крышку гроба страны, которая называлась Украина. Максимум 60 дней — и государство практически перестанет существовать», — заявил 2 марта глава ДНР Александр Захарченко. Проверки этих слов осталось ждать не долго, но проблемы, связанные с блокадой и антиблокадой, неизбежно дадут о себе знать намного раньше.

Кому и как продать товар?

Руководство республик объявило о планах переориентировать поставки на Россию. Однако, что касается угля, то за последние 3-4 года в сопредельных районах Ростовской области России прекратили работу по причине банкротства и низкого спроса целый ряд крупных шахт, среди которых «Антрацит», «Гуковская», «Замчалово», «Ростовская». А, допустим, на российском Южном Урале (транспортное плечо от востока Украины — немногим более 1000 километров) — свой уголь куда лучшего качества.

Для нужд населения все последние годы в Ростовскую и Воронежскую области Украины преимущественно автотранспортом шёл тоненький ручеёк угля, однако он, даже если и слегка увеличится, не сделает коммерческой погоды. Везти промышленные объёмы угля из ДНР в ближайшие области России по сути некуда, именно из-за отсутствия спроса. Возникают и сложные юридические аспекты. Россия не признала официально ни ДНР, ни ЛНР, поэтому экспортировать любой продукт из них она может только как украинский. Понятно, что на багажники легковых автомобилей, где в обе стороны границу пересекают продовольствие, одежда, обувь, посуда, сигареты и прочее, эти юридические ограничения распространить не просто. Однако экспорт вагонами, даже при наличии спроса, крайне проблематичен в правовом смысле. Опять же потому, что Россией ДНР и ЛНР не признаны.

Официальные власти Украины сочли действия республик инспирированными Россией. Однако не привели никаких доказательств. Которых и быть не может, поскольку промышленные предприятия ДНР и ЛНР в сегодняшней обстановке объективно явятся обузой для любого инвестора. А в правовом отношении ими просто не возможно владеть и распоряжаться. В силу невозможности оформить эту собственность.

Откуда взять уголь?

2 марта после встречи с представителями металлургических предприятий Украины, её премьер-министр Владимир Гройсман посетовал: «Я проводил большую встречу с украинскими металлургами — это 17% промышленного производства страны, 25% валютной выручки, это прочная сфера нашей экономики. И когда просто перекрыли путь к украинским недрам (в ДНР и ЛНР — прим. ред.), сегодня металлурги говорят, что можно получить нужный им уголь из двух источников: это или Америка, или Россия». «Блокада загоняет предприятия к тому, чтобы покупать уголь в России», — добавил он.

Представитель Украины в подгруппе по безопасности Контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе Евгений Марчук на своей странице в Facebook написал: «Видно по всему, что скоро придется вводить особое состояние в ГП НАЭК «Энергоатом» и на всех атомных электростанциях Украины (почти 50% всей генерации электроэнергии), чтобы защитить их от блокировщиков. Ведь все они работают в большинстве на российских ТВЭЛ'ах (тепловыделяющие элементы активной зоны ядерного реактора, — прим. ред.) и отработанное ядерное топливо (гораздо опаснее, чем свежее) также за немалые средства отправляется на специальные хранилища в Россию». «Есть 100% основания для полного блокирования этих объектов, ведь все это ничто иное, как циничная торговля с агрессором. Вот только не знаю, как быть с Днепром, который также начинается недалеко от Москвы, где-то под Смоленском», — продолжил мрачно шутить Марчук.

Концентрация абсурда: тайные спирали

Казалось бы, эту цепочку нелепых, наносящих огромный взаимный ущерб действий следует прервать. И, по хорошему, это должен начать тот, на чьей территории этот абсурд начался, — государство Украина. Однако, складывается впечатление, что действующие власти страны, несмотря на громкие заявления, так и не решатся применить силу. «Кто-то очень хочет расшатать лодку, кому-то очень хочется с флагами походить по проспектам, выкрикивая: «Геть!». Почему? Потому что работать не умеют. Ничего, даже собачьей будки в жизни не построили, и призывают к дестабилизации в государстве», — заявил 3 марта Пётр Порошенко. «Власть не позволит этого сделать. Нам с такими не по пути», — подчеркнул он. Впрочем, никаких действий опять не последовало. Среди причин — боязнь третьего майдана и сплочения крайней националистической оппозиции с Юлией Тимошенко, поддержавшей «блокадников».

Но есть и другие причины. Большинство предприятий ДНР, где введено внешнее управление, так или иначе являются собственностью донецкого олигарха Рината Ахметова. Это не очень хорошо доказуемо, но много признаков того, что он 3 года назад, весной 2014 года, способствовал созданию ДНР для того, чтобы иметь возможность шантажировать постмайданные киевские власти. Которые не прочь были начать его раскулачивать как «кассу» Януковича и как экономическую опору.

Впрочем, дальнейшие события известны. Проект донецких республик, как часто бывает при разного рода революциях и восстаниях, начал жить своей жизнью, в том числе из-за угроз в отношении Донбасса национал-радикалов при полном молчании официальных украинских властей.

Теперь, с начала 2017 года возникла ситуация, когда с Ахметовым стало можно поквитаться не только Петру Порошенко, но и Игорю Коломойскому — многолетнему спонсору украинских национал-радикалов и их добровольческих формирований (чего он сам, кстати, и не скрывал). Возможно, именно это имел сегодня в виду Александр Захарченко, когда сказал, что «Порошенко просчитался, когда тайно ввел блокаду». «Он хотел обескровить ряд олигархов, а обескровил свою страну», — подчеркнул он.

Однако главная причина — в другом. В своём сознании правящие круги Украины  (вне зависимости от партийной принадлежности) уже давно де факто «отделили» отдельные районы Донецкой и Луганской областей от Украины. И ждут только какого-то толчка или удобного повода, чтобы сделать это документально. Конечно, они собираются сделать это «на временной основе», завернув такое решение в красивые юридические формулировки. Например, объявив-таки эти территории «оккупированными» или «мятежными». Намечается и хороший повод — предоставление наконец-то Евросоюзом безвизового режима для граждан Украины, имеющих антропометрические паспорта. Европейский парламент планирует рассмотреть этот вопрос 5 апреля. Теоретически этот режим может начать действовать с июня или июля этого года. При громе такой победы. Которая должна дать и «консолидацию», можно многое. И ну не может же «европейская Украина» предоставить донецко-луганским «коллаборантам» право кататься по Евросоюзу наравне с прочими гражданами страны?

В этом, политическом смысле, экономическое обострение на Донбассе сегодня может казаться очень выгодным украинской стороне. Вопрос в том, не просчитаются ли снова хитроумные стратеги. Так или иначе, с наступлением весны, конфликт на Донбассе вступил в новую сверхтурбулентную и малопредсказуемую фазу.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 4028