Сенаторы предлагают отменить открепительные и упростить сбор подписей на выборах
Андрей Клишас и Анатолий Широков внесли в Госдуму законопроекты по совершенствованию выборного законодательства
Сенаторы Андрей Клишас и Анатолий Широков внесли в Госдуму ряд законопроектов, в которых предлагается либерализация подхода к назначению наблюдателей, отказ от открепительных удостоверений, разукрупнение избирательных участков и упрощение требований к сбору подписей в поддержку кандидата.
«Основная задача вносимых изменений — повышение доверия общества к избирательным процедурам, в результате которых формируется государственная власть», — сказал журналистам председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.
«Доверие общества к выборам — основная задача, которую мы пытаемся решить. В целом, подход, который мы закладываем, — это доверие к нашему избирателю. С одной стороны презумпция доверия, презумпция добросовестности избирателей, с другой — при нарушении процедур вводится административная ответственность», — добавил сенатор.
Изменения вносятся в законы «О выборах Президента Российской Федерации» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Андрей Клишас отметил плодотворную совместную работу с Центральной избирательной комиссией и надеется на поддержку законопроектов в Госдуме.
Доверие общества к выборам — основная задача, которую мы пытаемся решить. В целом, подход, который мы закладываем, — это доверие к нашему избирателю.
Назначить наблюдателя будет проще
Отдельные изменения в закон о выборах Президента РФ основаны на внедрённых на последних думских выборах механизмах, которые показали эффективность. По мнению сенаторов, с внесением изменений подход к назначению наблюдателей станет либеральнее. Так, исключается требование о заблаговременном направлении в избирательную комиссию списка наблюдателей и об обязательном направлении наблюдателя только на один избирательный участок.
Такой подход позволит значительно увеличить количество наблюдателей и обеспечить максимальную открытость и гласность работы избирательных комиссий, уверены в Совфеде. Чем больше наблюдателей, тем больше возможностей обеспечить контроль за голосованием, подсчетом голосов избирателей, полагают сенаторы.
Наблюдатели вправе работать как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени. Им обеспечат свободный доступ в помещения, где проводятся голосование и подсчёт голосов.
«Мы пришли к выводу, что на выборах президента некоторым кандидатам, наверное, сложно будет обеспечить это требование закона. И если не будет хватать наблюдателей у кандидата, они могут переходить с одного участка на другой», — рассказала секретарь Центризбиркома Майя Гришина.
Вместо открепительного — заявление
От открепительных удостоверений Клишас и Широков предлагают отказаться, но дать возможность проголосовать по заявлению, поданному в устанавливаемом порядке. Граждане, которых в день голосования не будет по месту регистрации, вправе не позднее трёх дней до даты голосования по телефону или в виде электронного обращения подать заявку на голосование по месту нахождения в создаваемый ЦИК России Центр обработки обращений. Если гражданин подаст более одной заявки, все повторные отклонят.
Отмену открепительных удостоверений Гришина назвала очень нужной мерой, но отметила, что это потребует огромной проработки со стороны ЦИК, которому придётся обеспечить действенный и прозрачный механизм включения граждан в списки.
«Многие россияне работают в Москве, других крупных городах, а зарегистрированы в иных местах. Например, в Москве работают граждане из Сибири, Дальнего Востока, всех регионов. И для них ехать домой за открепительным дорого и неудобно», — пояснила Гришина. По её словам, в ЦИК часто обращаются граждане, которые проживают и работают в другом городе уже много лет, и у них нет ни времени ни средств, чтобы поехать по месту прописки и поучить открепительное. Для такой категории институт открепительных вообще был неприменим.
За повторное голосование — штрафовать
За злоупотребление правами, недобросовестные действия устанавливается административная ответственность. За неоднократное голосование одного и того же лица, а также за организацию такого голосования устанавливается штраф в 30 тысяч рублей. Также увеличиваются размеры штрафа за выдачу избирательного бюллетеня в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненного избирательного бюллетеня, а также за получение такого бюллетеня с 3,5 тысяч рублей до 30 тысяч рублей. Ответственность за неоднократное административное правонарушение составит 50 тысяч рублей.
«Система должна проверить заявку, что она не является фиктивной, поданной от другого лица и многократной - что здесь нет попытки на нескольких участках проголосовать и обеспечить возможность получить гражданину избирательный бюллетень на одном участке, который он выбрал», — пояснила Майя Гришина. - В любом случае мы исходим из презумпции добросовестности наших избирателей, но страховочные механизмы должны будем предусмотреть».
Избирательных участков будет больше
Ещё одно предложение сенаторов — разукрупнение избирательных участков для удобства избирателей. Максимальную численность избирателей на избирательном участке уменьшат до 1,5 тысяч человек. Решения об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума и (или) их границ должны приниматься вне периода избирательной кампании, а в исключительных случаях не позднее, чем за 70 дней до дня голосования. Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее, чем за 11 дней до дня голосования.
Разукрупнение участков — это долгосрочный процесс, отметила Гришина: с одной стороны, избирателям удобнее голосовать из раза в раз на одних и тех же участках, но в то же время подсчёт голосов меньшего числа избирателей происходит быстрее, да и члены комиссии устают меньше и совершают меньше ошибок, добавила она. Однако это не догма, а право региональных и местных властей. «Поэтому суть именно в том, что задан некий тренд, чтобы участки разукрупнялись, но исходя из местных условий и удобств для избирателей», — добавила представитель ЦИК.
Собирать подписи станет проще
Что касается сбора подписей, то упростят требования к указанию сведений об адресе места жительства избирателя при поддержке выдвижения кандидата. Так, адрес может не содержать каких-либо из указанных в законе реквизитов, в случае если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Это поможет исправить ситуацию, связанную с оформлением подписей в поддержку кандидатов, когда место жительства указывается по формальным основаниям. Например, когда не указывается муниципальный район, в котором расположен населенный пункт. О том, что процедуру сбора подписей необходимо упростить, на днях заявляла глава ЦИК Элла Памфилова.
«Для сбора подписей должен быть очень короткий и закрытый список претензий и требований, чтобы у административного ресурса было меньше поводов для выбраковки подписей», — прокомментировал вице-президент Центра политических технологий Борис Макаренко.
Веб-камеры и электронный бюллетень
Предлагаемые инициативы также направлены на максимальное применение веб-камер на избирательных участках и выведение изображения с них в Интернет и в Единый ситуационный центр. Предусматривается хранение видеозаписей. Исключение сделают для помещений в больницах и других медорганизациях, в местах содержания под стражей, иных местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами российской территории.
В рамках очередной избирательной компании внедрят современные технологии — в частности, QR-код.
При проведении выборов с применением комплекса для электронного голосования используется электронный бюллетень. Форма и текст электронного бюллетеня утверждаются ЦИК России не позднее, чем за 20 дней до дня голосования и должны соответствовать требованиям.
На всех заседаниях избиркома, а также при подсчёте голосов избирателей и работе с документами, вправе присутствовать представители СМИ. Закрепляются права представителей аккредитованных СМИ находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об уполномоченных лиц участковой избирательной комиссии. Законопроектом предлагается урегулировать и деятельность редакций сетевых изданий.
По мнению директора Международного института новейших государств Алексея Мартынова, новые поправки в отечественное избирательное законодательство улучшат прозрачность выборов как для наблюдателей, так и рядовых избирателей. «Это говорит о том, что избирательный процесс в нашей стране живой, система адекватно реагирует на запросы всех участников выборов, — пояснил эксперт. — В следующем году предстоят президентские выборы, думаю, к тому времени новеллы уже войдут в практику».
По его словам, отечественная избирательная система за 20 лет прошла путь, который в странах так называемой старой демократии проходили в течение двухсот лет. В динамике по некоторым позициям мы даже перегнали в развитии избирательных процедур многие европейские страны, которые почему-то продолжают считать эталонными в электоральных вопросах. «Это мнение разделяют в экспертном сообществе, в том числе, и в этих странах», — подчеркнул политолог.
Ещё материалы: Андрей Клишас, Анатолий Широков