В Совфеде будут вырабатывать единый подход к истории

В Совфеде будут вырабатывать единый подход к истории и революционным событиям 1917 года. Идею поддержала на пленарном заседании Валентина Матвиенко в ходе выступления директора Института российской истории РАН, профессора Юрия Петрова на тему «Великая российская революция 1917 года: уроки истории» в рамках «времени эксперта».
«Мы принимаем ваше предложение. Первый вице-спикер Николай Фёдоров продолжит дискуссию по этому вопросу сенаторами, чтобы мы нашли примирение всех сторон и дискуссия способствовала не конфронтации, а единому пониманию нашей истории», — отметила Матвиенко.
Петров в своём выступлении говорил о том, что и Февральская, и Октябрьская революции 1917 года — единый неделимый процесс.
«Таким образом, мы уходим от неконструктивного понимания истории, когда Февраль противопоставляют Октябрю», — пояснил историк, добавив, что февральские события долгое время находились в тени, а сейчас происходит обратный процесс — говорить именно о фазах единой революции, и задачи науки — дать рекомендации госвласти, как справляться с социальной напряжённостью в сложных исторических условиях, не допустив повторения революционных событий.
«Есть надежда, что споры о революции и Гражданской войне перестанут быть объектом политических расхождений и станут фактами истории, которые нельзя вычеркнуть», — заявил Петров.
Он напомнил, что российская революция так же, как в своё время и Великая французская революция, дала мощный импульс мировым переменами — в начале XX века Россия вышла на траекторию рыночного роста.
«В современной литературе широким потоком идут версии, которые всегда очень легко объясняют все процессы в обществе. Например: произошёл заговор с участием внутренних тёмных сил — либеральной оппозиции и с участием внешних сил — британского посольства и немецких денег для большевиков. Но эти версии не воспринимаются исторической общественностью. Это не слишком простые и убедительные объяснения того, что было в Петрограде сто лет назад», — подчеркнул глава Института истории.
По его словам, в Февральской революции преобладала стихия, при этом Временное правительство провело ряд реформ, изменив политическую систему. В частности, произошла амнистия политзаключённых, по которой на свободу вышел и Сталин, открылась свобода слова и печати.
По словам Петрова, тема революции 1917 года живёт и активно муссируется в обществе. Но в отличие от советских времён, когда господствовала единственно верная идеология в историографии, сейчас есть много подходов в оценках коллег-историков.
«Зачастую происходит игнорирование противоречащих фактов и погоня за сенсацией. И исторические представления формируются под влиянием неверных факторов», — считает историк.
Он просит не забывать о том, что за всеми этими спорами и дискуссиями нельзя упустить главного: изучение событий революции и Гражданской войны должно способствовать общественному примирению.
«Надо стремиться объяснить трагическую эпоху и извлечь из неё уроки, чтобы избежать повторения», — заключил глава Института истории РАН.

Ещё материалы: Валентина Матвиенко