Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Время строить Северный широтный ход

Эта полярная магистраль существенно облегчит транспортную доступность для отраслей производства и населения Ямала

27.01.2017 14:28

Автор: Людмила Глазкова

Время строить Северный широтный ход
Фото пресс-службы Совета Федерации

На своём заседании Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации 26 января поддержал необходимость создания Северного широтного хода (СШХ). Акцент на реализацию этого проекта сделан в госпрограмме социально-экономического развития Арктической зоны РФ на период до 2020 года. Он сформирует стратегически важный полигон, дополняющий Транссибирскую магистраль с потенциалом выхода к Арктике.

Учим географию не по учебникам, а по проектам 

Северный широтный ход обеспечит полуострову Ямал постоянную связь с Большой землёй, соединив Северную и Свердловскую железные дороги. Полярная магистраль Обская—Салехард—Надым—Пангоды—Новый Уренгой—Коротчаево протяжённостью 707 километров откроет выход к Северному морскому пути и арктическим шельфам.

На территорию Ямало-Ненецкого автономного округа приходится треть всех проектов Арктической зоны. И не удивительно. Здесь открыто 236 месторождений нефти и газа. Общий разведанный объём газа (44, 5 триллиона кубометров) составляет почти 90 процентов, нефти (почти 5 миллиардов тонн) — около 17 процентов от всех российских запасов, плюс без малого весь национальный запас газового конденсата.

«Сегодня центры добычи смещаются в новые перспективные районы на север, — рассказывает заместитель губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов. — Все прогнозы положительные. По нефтянке ожидается удвоение, то же по газовому конденсату. Для содействия добыче требуется создать новую, в первую очередь железнодорожную инфраструктуру».

Удорожание работы крупнейших месторождений Западной Сибири во второй половине прошлого века в результате опоздания строительства железных дорог, по оценкам экспертов, вылилось почти в 200 миллиардов долларов в современных ценах.

«Соответственно, наша большая задача — опять не опоздать, чтобы вновь возводимые и осваиваемые месторождения не страдали от неэффективно выстроенной логистики, — подчеркнул он. — В эту проблему сейчас упираются все вопросы крупнейших российских и зарубежных инвесторов. Сокращение маршрутов доставки грузов и снижение транспортных издержек благоприятно скажутся в дальнейшем, в том числе и на развитии в округе переработки».

В рамках проекта планируется построить мост через реки Обь и Надым с подходами в районе Салехарда, железнодорожную линию Салехард-Надым, модернизировать участки Надым-Пангоды и Пангоды-Новый Уренгой-Коротчаево. Для ЯНАО проект принесёт ещё и новые рабочие места, даст мультипликационный эффект в строительной сфере. На значимость Северного широтного хода обращается внимание также в стратегиях развития Ханты-Мансийского автономного округа и Хабаровского края.

Северный широтный ход не конкурент Северному морскому пути

Не путать: первое — это «железка», а второе — вода. Кстати, для информации, каждый десятый рубль в налоговых поступлениях федерального бюджета — ямальский. Поэтому синхронизация ввода здесь в эксплуатацию новых производств и создания инфраструктуры приобретает государственное звучание. Новый инвестиционный проект обеспечит взаимоувязку энергетической и транспортной инфраструктуры объектов добывающей и перерабатывающей промышленности в рамках единой арктической транспортной системы.

Проект сложный, многолетний. Его подготовка шла непросто, менялись потенциальные участники. На финишную черту вышли трое — РЖД, администрация ЯНАО и Газпром. В ближайшее время будет сформирована концессия с проектной компанией на сумму 100 миллиардов рублей при общей стоимости проекта 236 миллиардов. Концессионер построит мост через Обь с подходами, ещё один через Надым, участок Салехард-Надым.

Округ, кстати, намерен в рамках государственно-частного партнёрства продолжить новую железнодорожную линию Бованенково-Сабетта, а она обеспечит выход железнодорожной инфраструктуры Северного широтного пути к Северному морскому пути (СМП).

В этой связи председатель Совета по Арктике и Антарктике, член Совета Федерации Вячеслав Штыров уже ставит вопрос об увязке Северного широтного пути и Северного морского пути с распределением грузовой базы: «Очень важно всё гармонично распределить. Специализация СШХ — грузоперевозки нефтегазовых компаний. Прогнозируемый объём 24 миллиона тонн — это нефть, газовый конденсат, широкая фракция лёгких углеводородов. На Северный морской путь остаётся часть нефти и сжиженный газ.

СМП, несмотря на все мечтания, состоится лишь, если мы откажемся от традиционного пути — проводки караванов. Он заработает только тогда, когда будет представлять собой нечто вроде Суэцкого канала, действующего в режиме непрерывности. А для этого нужно, чтобы раз в полтора суток по нему уходил газовоз. Грузовую базу для непрерывного движения судов как раз даст Ямал. А ориентирование Северного морского пути и Северного широтного хода на разную номенклатуру грузов не сделает их конкурентами и даст толчок развитию транспортной системы и экономики в целом».

Газпром ждёт «отмашки» от РЖД

- Доля Газпрома в реализации проекта составляет 5-6 процентов и участие его обусловлено исторически тем, что в зоне строительства предусмотрено реконструировать принадлежащую ему железнодорожную ветку, — объясняет заместитель генерального директора ООО «Газпромтранс» по производству и капстроительству Илья Козлов. — Мы уже в течение последних пятнадцати лет участвуем в обсуждении проекта, но только в последние полгода он вышел на стадию, когда можно спрогнозировать реальность его осуществления. Это связано с тем, что у проекта появился собственник, заинтересованное лицо — РЖД. Мы готовы и ждём «отмашки» от него.

Отправной точкой для своего участия Газпром предполагает принятие нормативного правового акта, который даст старт реализации проекта. После этого корпорация собирается приступить к прединвестиционному исследованию. Этот момент вызвал замечание сенатора Вячеслава Штырова. «У вас телега впереди лошади, — сказал он. — Совершенно неправильно — приступать к прединвестиционному исследованию лишь вслед за принятием Правительством решения. Такая работа выполняется до, а не после».

Формат концессии позволяет максимально снизить затраты государства. Её конструкция ещё определяется. Кстати, правительство Ямало-Ненецкого округа не исключает для себя возвращения к рассмотрению в качестве её возможного участника.

Старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов сообщил, что концессионер за счёт своих и привлечённых средств построит концессионный участок и получит его в пользование на 35 лет. Сейчас предстоит определиться со сроками окупаемости. Ведь чем они длиннее, тем выгоднее для пользователей тариф и наоборот. Поэтому нужно найти баланс интересов для обеих сторон.

Участники заседания Совета отметили отсутствие вопросов, связанных с нормативной базой по проекту. Общее мнение: оказать ему организационную и информационную поддержку. Северный широтный ход предложено рассматривать не только как проект для Арктической зоны, но и как элемент общего развития железнодорожной транспортной системы РФ. Так что запоминайте аббревиатуру СШХ.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 12608