Лекарство от страха законодательной инициативы

Эксперты считают, что новый Центр законотворчества при Госдуме поможет регионам и депутатам-одномандатникам преодолеть неуверенность

27.01.2017 16:03

Автор: Никита Вятчанин

Лекарство от страха законодательной инициативы
 

Новый Центр законотворчестве при Госдуме, который планируют создать на базе Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, должен помочь депутатам всех уровней активнее выступать с инициативами. Главное, чтобы новый  центр не дублировал работу правовых управлений  парламентов, таково мнение экспертов «Парламентской газеты».

Регионам помогут избавиться от «фобии»

Один из первых вопросов, которые возникли в контексте заявления спикера Вячеслава Володина о создании при Госдуме Центра законотворчества (его он сделал 24 января), — не будет ли новая структура дублировать уже существующие в думском аппарате? Есть же, например, правовое управление, которое анализирует законы на юридическое соответствие.

Новый центр, как пояснил политолог Алексей Мартынов, займётся несколько иным направлением: если правовое управление проводит правовую экспертизу законодательных инициатив, то в новом центре соберутся специалисты, которые прежде всего будут помогать более качественно готовить инициативу на этапе внесения в Госдуму.

«Тем самым будет сокращаться время работы над законами в каждом из трёх чтений — грамотно сформулированный закон не требует больших изменений. В этом смысл создания Центра законотворчества, который становится очередным шагом по оптимизации работы парламента, курс на которую Госдума взяла ещё осенью», — отметил политолог.

Одни из тех, кому новый центр будет помогать в первую очередь, — региональные парламенты. Мартынов считает, что заксобрания на местах обладают правом федеральной закинициативы, но не многие этим правом пользуются. При этом политолог заметил, что основной причиной является неуверенность властей в субъектах РФ: «Кто-то считает, что уровень подготовки в его регионе недостаточен. Центр законотворчества способен снять такую неуверенность или даже «фобию» с регионов».

Между тем возвращение в парламент депутатов-одномандатников, которые держат пульс на жизни территорий, должно, по идее, восполнить пробелы в законотворческих нюансах местных парламентариев. Однако мнение экспертов нового центра в данной ситуации будет также не менее важным, как взгляд специалиста, не погруженного в интересы тех или иных региональных групп.

Централизовать подготовку законов вряд ли удастся

Многие законопроекты с мест требуют серьёзной оценки и доработки до внесения в Госдуму, а из-за недостаточной проработки инициатива не имеет больших шансов на прохождение. Депутат Мосгордумы Андрей Клычков (КПРФ) уверен — помощь депутатам здесь нужна. «В некоторых регионах выделяют на такую работу средства, но таких территорий — единицы. И если будет работать единый, не ангажированный никем центр законотворчества, это станет серьёзным подспорьем», — считает он.

С другой стороны, депутат Мосгордумы «слабо представляет необходимый штат сотрудников, которые смогли бы обеспечить сопровождение всех инициатив и из регионов, и от депутатов Госдумы». Не стоит сбрасывать со счетов и то, что при каждом региональном парламенте существуют управления, которые должны готовить законы, в том числе для несения в Госдуму.

«Если Центр законотворчества будет дополнительной площадкой, будет реально помогать — хорошо. Если  же это будет структура, которая дублирует правовые управления, то возникает вопрос о целесообразности дополнительной траты денежных средств на создание центра», — пояснил Клычков.

Для того чтобы парламент имел влияние, он должен усиливать экспертное обеспечение. Но нужны ли для этого «бэк-офисы»? Эксперты считают, что если  нижняя палата хочет становиться реальным центром закинициативы, то для этого необходимы собственные экспертные возможности. Аналогичного мнения придерживается политолог Михаил Ремизов. По его словам, идея дать депутатам экспертную поддержку представляется интересной с точки зрения активизации парламентариев.

«Существующие структуры больше работают на ключевые фракции, руководство комитетов, — констатировал он. — А депутаты-одномандатники нуждаются в помощи. При этом нельзя складывать ответственность за подготовку законов с самих регионов, разные группы которых представляют те же одномандатники. Эти группы интересов, по идее, должны стремиться к тому, чтобы предлагать качественные законопроекты».

По словам Ремизова, вряд ли удастся полностью централизовать подготовку законопроектов перед внесением в Госдуму. «Интересы групп, которые вносят инициативы, могут быть разновекторными, противоположными друг другу. И те депутаты с мест, которые хотят быть активными и представлять в законодательном поле свои регионы, должны быть заинтересованы в создании центров компетенции и в субъектах федерации», — считает политолог.

Просмотров 1847