Для чего Лукашенко «открыл» Белоруссию

Эффект указа белорусского президента об отмене виз для краткосрочного пребывания граждан 80 стран пока не предсказуем

Для чего Лукашенко «открыл» Белоруссию Фото: РИА Новости

Александр Лукашенко 9 января подписал Указ № 8 «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан», которым вводится безвизовый въезд для граждан 80 государств в Белоруссию на срок не более 5 суток через Национальный аэропорт Минск.

Указ распространяется на 39 стран Европы, включая весь Евросоюз, а также Бразилию, Индонезию, США, Японию и множество других стран. Подчеркнём, что безвизовый въезд действует только для прилетевших в главные «воздушные ворота» страны — минский аэропорт.

Документ вступит в силу через месяц после опубликования, то есть, может быть, уже 10 февраля. На момент выхода этого материала текст указа не был опубликован. С 1 июля 2012 года единственным источником официального опубликования правовых актов является Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь — основной государственный интернет-ресурс в области права и правовой информатизации. Датой официального опубликования правового акта считается дата его размещения на портале.

Главное — шенгенская виза

Весьма интересно, что согласно указу, «для граждан Вьетнама, Гаити, Гамбии, Гондураса, Индии, Китая, Ливана, Намибии, Самоа обязательным дополнительным требованием является наличие в документе для выезда за границу действительной многократной визы государств ЕС или Шенгенской зоны с отметкой о въезде на их территорию, а также авиабилетов с подтверждением в них вылета из Национального аэропорта Минск в течение 5 дней с даты въезда». 

Иначе говоря, граждане этих стран считаются «годными» для безвизового въезда, только если получили многократную шенгенскую визу и уже «открыли» её. Здесь можно было бы порассуждать об отдаче Белоруссией части своего суверенитета. Но не будем углубляться столь далеко во внутренние дела пусть и исключительно близкого и союзного, но независимого государства.

Что потеряли? Что приобретут?

На сегодня консульские сборы за выдачу белорусских виз гражданам большинства стран, включая большинство стран Евросоюза, составляют 60 евро. Для граждан Латвии, Литвы, Польши, Эстонии и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории этих государств, стоимость однократной визы — 25 евро, двукратной — 35 евро и многократной — 60 евро. Существуют также однократные групповые визы для туристических групп, которые стоят всего 10 евро за одного человека.

В 2014 году белорусские дипломатические представительства и консульские учреждения выдали визы более 381 тысяче иностранных граждан (более свежими данными не располагаем). При этом большинство виз выдаётся в упрощённом порядке, а свыше 63 тысяч иностранных граждан получили белорусские визы бесплатно. Умножив 320 тысяч на приблизительную среднюю цену визы в 50 евро (реально она ниже), получаем не более 16 миллионов евро визовых сборов. То есть с учётом операционных затрат и затрат на функционирование консульских учреждений выгода невелика. А если предположить, что число посещающих страну иностранцев из освобождённых от виз стран дойдёт до 500 тысяч в год и каждый из них в среднем потратит в гостиницах, общепите, при покупках, в агроусадьбах, музеях и так далее хотя бы по 300 евро, то только НДС с этих трат составит 30 миллионов евро. И это — не считая притока валюты в страну и кумулятивного эффекта от роста экономической активности.

Экономика рулит. Но и не без политики

По крайней мере, именно на такой финансовый эффект надеются белорусские власти. Плюс политическая заявка на демонстрацию большей открытости, стремления к культурному обмену, желание показать страну максимальному числу иностранцев. Пока основной контингент въезжающих в Белоруссию — это граждане России (без пограничного контроля в рамках Союзного государства) и Украины (с паспортным пограничным контролем во всех пунктах пропуска).

Понятно, что основная целевая аудитория нововведения — граждане ЕС, с тремя странами которого (Польшей, Литвой и Латвией) Белоруссия непосредственно граничит примерно третью длины своих рубежей. Власти исходят из того, что 5 дней для знакомства с частью достопримечательностей страны или, например, для небольшого байдарочного, велосипедного или иного путешествия хватит. Но намекнули, что при удаче нововведения временные рамки и число пунктов безвизового пропуска будут расширять.

В Белоруссии, безусловно, есть что посмотреть и есть где с пользой провести время. При правильной рекламе и развитии туристической инфраструктуры туризм может дать до трети бюджета со временем.

Сейчас таких пунктов безвизового пропуска с Евросоюзом уже действует два: на Августовском канале в Гродненской области (для водных туристов) и для туристов в Беловежской Пуще (после Второй мировой войны поделённой между Белоруссией и Польшей). При этом передвижение въезжающих ограничивалось по времени и географически — близлежащими районами. Там этим предложением за прошлый год воспользовались несколько тысяч туристов. Что же касается Минска — то, кроме того, что это столица, это ещё и географический центр страны, и центр её коммуникаций.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич полагает, что данный указ — «экономически сильное решение». «В Белоруссии, безусловно, есть что посмотреть и есть где с пользой провести время. При правильной рекламе и развитии туристической инфраструктуры туризм может дать до трети бюджета со временем. Многое в стране было сделано в плане туристической инфраструктуры к чемпионату мира по хоккею 2014 года и ранее. Много гостиниц построено, ещё ряд достраиваются, и их надо окупать», — отметил сенатор. 

Добавим также, что указ ставит целью продвигать национальную авиакомпанию «Белавиа», которая всё более расширяет географию рейсов, но по ценам на перелёты намного дороже европейских авиадискаунтеров, таких как Рианэйр (Rianair) или Визэйр (Wizzair). Настолько дороже, что это побуждает тысячи белорусов вылетать по европейским маршрутам через аэропорты Вильнюса (шутливо именуется белорусами «Минск-3»), Каунаса, Риги и Варшавы. Заметим, что этими же аэропортами и авиакомпаниями для экономии активно пользуются и жители российской Калининградской области.

Появятся ли проблемы у России?

От Национального аэропорта Минск до Смоленска — менее 300 километров, которые по четырёхполосной трассе Брест-Москва можно преодолеть, не нарушая скоростного режима, за 2,5 часа. Чуть больше времени займёт перемещение до Смоленска через Оршу, откуда электричкой можно добраться до российской пограничной станции Красное и далее до Смоленска. Менее 350 километров от Минска до российской границы в районе города Невель в Псковской области. Откуда менее 530 километров до Санкт-Петербурга.

Понятно, что возможность для гражданина любой из 80 стран посетить с какими-либо целями Москву, Смоленск, Санкт-Петербург, Брянск, а в принципе и почти любой российский населённый пункт, не имея российской визы, является не гипотетической, а абсолютно реальной. Много ли людей захотят воспользоваться этой возможностью? Строить предположения трудно, но, вероятно, таких будет отнюдь не единицы. Сегодня российские пограничники проводят выборочный пограничный контроль на дорогах, пересекающих границу России и Белоруссии.

Можно пройти пешком. Ни колючей проволоки, ни контрольно-следовой полосы между Россией и Белоруссией (как и внутри Евросоюза).

Международных пунктов пропуска на этой границе нет. То есть даже самый добропорядочный иностранец, имеющий российскую визу, или гражданин «безвизовой» страны, желающий зафиксировать свой въезд в Россию, этого сделать не сможет. Поэтому на пункте пересечения границы Редьки-Красное (на трассе М1 Брест-Минск-Москва) грузин, поляков и других граждан Евросоюза и иных стран попросту разворачивают, требуя пересечения российской границы с Латвией или Украиной. Конечно, можно проскочить границу на машине с российскими или белорусскими номерами, но есть риск попасть под выборочный контроль. Или под паспортный контроль на российской территории с риском штрафа и депортации с запретом на долгие годы въезда в Россию. Можно пройти пешком. Ни колючей проволоки, ни контрольно-следовой полосы между Россией и Белоруссией (как и внутри Евросоюза). Естественно, безвизовый режим с 80 странами в минском аэропорту расширяет круг лиц, потенциально могущих пойти на незаконный переход границы.

Франц Клинцевич полагает, что решение руководства Белоруссии «может создать определённые трудности для России, связанные с отсутствием внутри Союзного государства пограничного контроля». Он полагает, что вопросы безвизового въезда и миграционного контроля неизбежно снова встанут в повестку Парламентского Собрания Союзного государства Беларуси и России.

Договариваться придётся

Отметим здесь важную деталь. На начало 2016 года безвизовый въезд в Россию был установлен для граждан 106 государств и ещё с 24 странами велись переговоры о взаимном безвизовом въезде граждан. Список «безвизовых» стран России и Белоруссии значительно совпадает, но не идентичен. Скажем, гражданам Грузии визы в Россию нужны, а в Белоруссию — нет. Ну и с какого-то февраля разницей будет как минимум весь Евросоюз и США.

Может ли иностранец, прибывший в Россию без визы, аналогичным образом съездить в Белоруссию? Очевидно, да. Правда, особого беспокойства по этому поводу официальный Минск пока не высказывал.

Уже много лет разрешён безвизовый въезд в Россию иностранным гражданам-туристам, находящимся в качестве пассажиров на борту круизных судов, прибывающих в Российскую Федерацию через морские и речные порты, если стоянка круизного судна в российском порту не превышает 72 часов. Такой порядок установлен статьёй 25.11 Закона о въезде и выезде и Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан — пассажиров круизных судов, утверждённом Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 532.

Вопросов и деталей много, и их придётся скрупулёзно обсуждать представителям уполномоченных органов и депутатам двух стран.

Такие иностранные граждане могут находиться без виз на территории РФ в течение трёх суток в случае проживания на борту круизного судна. Понятно, что тем самым допускается и безвизовый сход на берег участников круиза. Но участник круиза, не имеющий визы, может находиться только в пределах территории, определённой для посещения групповой туристической программой. Однако в реальности уверены ли мы, что никогда никто из пассажиров круизных лайнеров не ночевал за эти годы где-то вне привёзшего его судна?

Вопросов и деталей много, и их придётся скрупулёзно обсуждать представителям уполномоченных органов и депутатам двух стран. Наиболее очевидные темы — максимальная синхронизация безвизового пространства и введение единой визы Союзного государства. В синхронизации баз «невъездных» иностранцев прогресс уже достигнут. Но неизбежна дискуссия о распределении доходов от выдачи виз, распределении операционных расходов между консульскими учреждениями двух стран и множестве других деталей.

«Это абсолютно внутреннее дело Белоруссии, и, конечно, существует здесь аспект именно нашего Союзного государства. Но мы убеждены, что здесь все необходимые режимы были приняты во внимание при принятии такого решения», — прокомментировал белорусское визовое нововведение пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. В ответ на вопрос о российских мерах он отметил: «Естественно, при принятии таких решений, безусловно, отстраивается весь процесс таким образом, чтобы исключить проецирование такого безвизового режима уже на нашу границу».

На вопрос, согласовывалось ли решение с российской стороной, Дмитрий Песков ответил: «Я не могу вам сказать, когда и как, но, безусловно [согласовывалось], поскольку наши соответствующие службы находятся в постоянной, ежедневной координации, в том числе и в рамках Союзного государства, поэтому здесь никаких сомнений быть не должно».



Автор: Леонид Горяинов

Просмотров 27254

10.01.2017

Популярно в соцсетях