Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Новое перемирие в Сирии отличается от предыдущих

Вероятность полноценного прекращения огня высока, считает сотрудник Института Востоковедения РАН Борис Долгов

30.12.2016 15:20

Автор: Иван Антонов

Новое перемирие в Сирии отличается от предыдущих
 

О значении достигнутого в Сирии перемирия в интервью «Парламентской газете» рассказал старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.

- Борис Васильевич, скажите, пожалуйста, что означает достижение договорённостей о перемирии в Сирии для урегулирования конфликта в этой стране?

- Я думаю, что в случае выполнения этих договорённостей можно будет добиться прекращения огня между войсками Башара Асада и значительной части вооружённой оппозиции. Поэтому в целом можно охарактеризовать это соглашение как важный шаг в направлении решения сирийского конфликта путём политического диалога.

Однако сразу следует оговориться, что само перемирие вряд ли означает полное прекращение боевых действий. И главным вопросом остаётся — насколько оно будет способствовать политическому процессу, не станет ли возможностью для вооружённых группировок усилить свои ряды за счёт привлечения новых боевиков, пополнения военной техникой, как это было, увы, уже не раз.

К тому же необходимо понимать, что в число примирившихся сторон не включены радикальные группировки, прежде всего, «Исламское государство» (ИГ, террористическая организация, запрещённая в России). Поэтому с ними война продолжится.

- Чем обеспечится выполнение достигнутых договорённостей, кто, проще говоря, будет нести ответственность за соблюдение перемирия?

- Известно, что эти договорённости зафиксированы в ряде документов. Первый касается прекращения огня, который подписали сирийская сторона и лидеры семи группировок вооружённой оппозиции, включая Сирийскую свободную армию. Второй предполагает осуществление контроля за реализацией этих договорённостей и ведение мониторинга их выполнения. Гарантами этих соглашений выступают Россия и Турция.

Наша страна является гарантом прекращения огня со стороны сирийской правительственной армии, Турция же выполняет аналогичную функцию, но применительно к упомянутым вооружённым группировкам, на которые она имеет существенное влияние, ведь их отдельные части базируются на турецкой территории.

- Какие силы могут гипотетически вмешаться в перемирие с целью его срыва?

- Необходимо помнить, что вне поля достигнутых договорённостей находится ИГ, которое, очевидно, продолжит боевые действия. Кроме того, нельзя исключать, что сорвать перемирие могут попытаться и те группировки, которые не подписали соглашение, а такие существуют. Допускаю также провокации и со стороны заключивших договор отрядов, ведь это не армейские подразделения, подчиняющиеся единому командованию. Есть организации, объединяющие до 80 различных групп, у каждой из которых есть свой командир, поэтому какая-то несогласованность действий вполне вероятна.

В силу этих обстоятельств ситуацию с перемирием нужно отслеживать крайне тщательно, своевременно пресекая любые попытки сорвать режим прекращения огня со стороны отдельных враждующих элементов.

- При благоприятном раскладе, в случае реализации перемирия, на каких дальнейших шагах необходимо будет сконцентрироваться в первую очередь?

- В одном из подписанных сторонами документов упоминается обязанность сторон приступить к политическому процессу урегулирования. Речь идёт о переговорах, которые, как ожидается, пройдут в Астане. Предполагается, что в ходе них будут созданы предпосылки для полного прекращения огня в Сирии и перехода к мирному решению кризиса.

Вместе с тем, пока до конца не ясно, кто станет участниками политического процесса урегулирования. Будут ли привлечены представители вооружённых группировок, подписавших соглашение, либо речь идёт только о политической оппозиции, действующей как за рубежом, так и внутри Сирии. При этом и среди них нет единства, а существуют несколько групп, которые декларируют разные подходы. Например, некоторые в качестве условия для начала переговоров выдвигают требование ухода Башара Асада.

- Борис Васильевич, как вы считаете, насколько устойчивым и эффективным будет перемирие в этот раз?

- Это, наверное, не только важнейший вопрос, но и самый сложный. Я вижу два варианта. Первый — прекращение огня перейдёт в полную остановку боевых действий и начнётся политический процесс. Второй — менее позитивный — достигнутые соглашения будут использованы вооружёнными группировками для того, чтобы восстановить силы, пополнить свои ряды и, усилившись таким образом, возобновить войну с целью свержения Башара Асада.

Вероятность того, что на сей раз перемирие окажется полноценным и приведёт к полному прекращению огня, весьма высока. В пользу этого говорит тот факт, что сейчас такой влиятельный игрок, как Турция, демонстрирует готовность способствовать выполнению всех достигнутых договорённостей.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 4317