Все о пенсиях в России

вчераРоссиянам напомнили, какой будет пенсия без стажа работы

два дня назадРоссиянам напомнили, что перерыв в работе не влияет на страховой стаж для пенсии

два дня назадДепутат Гаврилов предложил освободить от НДФЛ пенсии работающих пенсионеров

Узбекистан избрал главу государства

На внеочередных президентских выборах в этой среднеазиатской республике уверенно победил Шавкат Мирзиёев

Узбекистан избрал главу государства
Премьер-министр Узбекистана, исполняющий обязанности президента Узбекистана Шавкат Мирзиеев во время голосования на 132-м избирательном участке на досрочных выборах президента Узбекистана. Фото Валерия Шарифулина, ТАСС

Внеочередные выборы президента Узбекистана, состоявшиеся 4 декабря, были назначены в связи со смертью главы государства Ислама Каримова 2 сентября.

Каримов являлся первым и бессменным президентом страны с 1991 года. В связи с его кончиной парламент Узбекистана 8 сентября временно возложил обязанности главы государства на премьер-министра Шавката Мирзиёева.

Выборы проходили в праздничной атмосфере: возле избирательных участков звучала национальная музыка, проезд на общественном транспорте в этот день был бесплатным. Люди приходили голосовать целыми семьями, голосование проходило организованно, без нарушений порядка. По данным Центральной избирательной комиссии Узбекистана, явка составила 87,83%. Наблюдатели отмечали, что выборы в Узбекистане могли бы послужить примером и образцом для других государств.

Претендовали на высший государственный пост Узбекистана четыре политика, официально зарегистрированные от действующих в республике партий. Это исполняющий обязанности президента, премьер-министр страны Шавкат Мирзиёев, представляющий Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическую партию Узбекистана; заместитель председателя Законодательной палаты Олий Мажлиса Хотамжон Кетмонов, руководитель фракции Народно-демократической партии Узбекистана в парламенте; экономист, вице-спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса, Сарвар Отамуратов, руководитель фракции Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение»); заместитель председателя Законодательной палаты Олий Мажлиса Наримон Умаров, руководитель фракции Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат».

В списки избирателей были включены 21 миллион 435 тысяч человек. Процесс голосования контролировали более 600 наблюдателей из зарубежных государств и международных организаций, в том числе от Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, СНГ, Шанхайской организации сотрудничества, Всемирной ассоциации избирательных органов, Организации исламского сотрудничества.

Подсчёт голосов завершился 5 декабря. По данным ЦИК, на выборах главы республики победил Шавкат Мирзиёев, получивший поддержку 88,61% избирателей, за него было отдано 15 млн 966 тысяч 724 голоса.

Президент России Владимир Путин поздравил Шавката Мирзиёева с убедительной победой на выборах главы Узбекистана.

Дмитрий Александров
Дмитрий Александров Руководитель Центра центральноазиатских исследований Российского института стратегических исследований Победа Шавката Мирзиёева на президентских выборах в Узбекистане, на мой взгляд, является вполне закономерной. Его лидерство, как кандидата, было очевидно сразу. Также можно отметить наличие у него большого политического и управленческого опыта. Он хорошо знаком с хозяйственной ситуацией в стране, изнутри изучил государственную систему Узбекистана, более того, в своё время внёс вклад в её формирование.

Шавкат Мирзиёев – человек из команды Ислама Каримова, поэтому является продолжателем внутри- и внешнеполитического курса первого президента Узбекистана. Предпринятые им шаги в период пребывания в должности исполняющего обязанности главы государства позволяют говорить о сохранении преемственности в политике Ташкента.

Что касается практических аспектов выполнения Шавкатом Мирзиёевым своих обязанностей как руководителя государства, то можно отметить, что узбекская политическая система была достаточно хорошо отстроена ещё при Исламе Каримове. Поэтому каких-либо серьёзных проблем, связанных с реализацией властных полномочий новым президентом, я не предвижу и особых сюрпризов в этом плане не прогнозирую.

В качестве возможных рисков можно назвать экстремистское подполье, однако оно в результате эффективных действий узбекских правоохранительных органов находится в упадке. В последние месяцы мы не слышали о каких-либо существенных инцидентах с их участием, и, скорее всего, эта тенденция будет только укрепляться.

Если говорить о реакции крупнейших мировых игроков на результаты выборов в Узбекистане, то они, как представляется, вполне ими удовлетворены. Ни Россия, ни Китай, ни США не выражают недовольства по поводу фигуры Шавката Мирзиёева. Скорее, наоборот – у него имидж уравновешенного политика, способного сохранить порядок и устойчивость власти в этой крупнейшей среднеазиатской стране. Поэтому так получилось, что в нынешних условиях все – и внешние игроки, и силы внутри государства заинтересованы в стабильности и согласятся работать с новым президентом.

Можно напомнить, что в новейшей истории Узбекистана, в середине 2000-х были эпизоды, когда американцы и их союзники, прежде всего Великобритания, пытались разыграть исламистскую карту и с помощью радикалов дестабилизировать узбекскую политическую систему. Но в силу того, что эти попытки (например, события в Андижане) оказались безрезультатными, Запад, по всей видимости, пока будет воздерживаться от повторных агрессивных шагов в этом направлении.

Константин Косачев
Константин Косачев Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Выборы нового президента Узбекистана прошли без эксцессов и без нарушений, что отметили многочисленные (более 500) наблюдатели из разных стран. Шавкат Мирзиеев набрал абсолютное большинство голосов и победил.

Ведущие мировые и региональные игроки, разумеется, имели и имеют собственные интересы в отношении этого важнейшего центрально-азиатского государства, однако, полагаю, все сходились в одном: необходимо было избежать дестабилизации обстановки в Узбекистане, лишившемся своего многолетнего лидера. Судя по всему, властям республики это удалось. Дальше начинается следующий этап, и, конечно же, всех волнует, в каком направлении двинется новая команда в Ташкенте.

Нас, конечно же, интересуют возможные новации во внешней политике Узбекистана. Осмелюсь утверждать, что резких шагов не будет. Ташкент при Каримове придерживался позиции равноудаленности от различных центров силы – такая линия скорее всего будет продолжена и новыми властями, хотя все ожидают несколько большей открытости Узбекистана вовне.

Полагаю, что возможно дальнейшее сближение с Россией в сфере безопасности, что подтверждает подписанный недавно договор о военно-техническом сотрудничестве с нашей страной. Скорее всего усилится взаимодействие по линии ОДКБ – к тому есть объективные предпосылки и потребности.

Узбекистану отводится важная роль и в реализации китайского проекта Экономического пояса Шелкового пути, а, значит, он может сыграть значительную роль в сопряжении двух интеграционных проектов – китайского и евразийского.

Хотелось бы надеяться, что наметится и долгожданная нормализация отношений Узбекистана с соседним Таджикистаном, где сейчас началось строительство спорной Рогунской ГЭС. Пока жесткой реакции из Ташкента нет (при Каримове она последовала бы незамедлительно). Однако это не значит, что ее не будет в будущем. Тем не менее, некоторые признаки улучшения налицо – так, с начала будущего года предполагается возобновить железнодорожное и авиасообщение между Ташкентом и Душанбе, оживились дипломатические контакты. Хотелось бы, чтобы в отношениях двух соседей появилось больше прагматизма и воли к решению проблем, а не к превращению их в своего рода идефикс. Россия, разумеется, заинтересована в этом и готова содействовать диалогу в меру своих возможностей.
И конечно же для Узбекистана всегда открыты двери во всех интеграционных структурах с участием России – в любом формате.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 4051