Голоса избирателей уже скоро вырастут в цене

Госдума предлагает увеличить финансирование политических партий, получивших на выборах более трёх процентов голосов

Голоса избирателей уже скоро вырастут в цене

Фото: Интерпресс

Лидеры четырёх парламентских фракций подготовили законопроект, в соответствии с которым партии будут ежегодно получать от государства не 110 рублей, как сейчас, а 152 рубля за один голос, отданный в их пользу на выборах.

Каждый голос оценят в 152 рубля

Изменения предлагается внести в статью 33 Закона «О политических партиях». В соответствии с этим законом, политическая партия имеет право на получение бюджетных средств, если федеральный список её кандидатов на выборах депутатов Госдумы получил по результатам выборов не менее трёх процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.

Сейчас действует норма, в соответствии с которой каждая партия, набравшая на выборах больше трёх процентов голосов, получают ежегодно 110 рублей за каждый поданный за неё голос. По словам заместителя председателя Госдумы, руководителя фракции «Единая Россия» Владимира Васильева, сложилась ситуация, когда многие партии набрали меньше голосов, чем раньше.

«В результате КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР получили меньше средств», – пояснил Васильев. Предлагается повысить финансирование со 110 до 152 рублей за один голос. Вице-спикер подчеркнул, что общее финансирование партий не увеличивается, а даже сокращается на 42 миллиона рублей. Но при этом существенно увеличивается сумма средств на содержание партий. Например, ЛДПР получит дополнительно 40 миллионов рублей.

Авторы законопроекта отмечают, что государственное финансирование партий обеспечивает стабильность политической системы и направлено на снижение зависимости самих партий от частных жертвователей. Существующая система делает финансирование партий более прозрачным, а также позволяет усилить их взаимодействие с избирателями.

Изменения в Закон «О политических партиях» необходимы в первую очередь для оказания государственной поддержки тем организациям, представительство которых в Госдуме сократилось. У них есть возможность вернуть своё финансовое положение на прежний уровень. А вот благосостояние «Единой России» явно повысится, учитывая рекордное количество отданных за неё голосов избирателей.

Подарок государства политической системе

По словам председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, депутата от КПРФ Сергея Гаврилова, законопроект очень важен с точки зрения укрепления демократических основ государства, политической системы и общей стратегии развития России как правового и демократического государства.

«Это исключительно демократичный законопроект, поддерживающий интересы парламентского меньшинства и всех слоёв российского общества, снижающий риски внешнего вмешательства в деятельность партий», – сказал Гаврилов.  

По мнению первого зампреда комитета, депутата от ЛДПР Ивана Сухарева, немаловажно, что расходы на содержание партий в целом снижаются по сравнению с 2016 годом. Фракция поддержит инициативу.

«Этот законопроект – подарок государства политической системе», – считает член комитета, коммунист Николай Иванов. Он вспомнил Древнюю Грецию, где города-полисы оплачивали гражданам участие в слушаниях и голосование на выборах. «Я не призываю платить за участие в выборах населению, но то, что сегодня законопроект позволяет партиям существовать в комфортных финансовых условиях, заслуживает поддержки и одобрения», – резюмировал он.

А как у них?

В мире существует четыре основных метода прямого государственного финансирования политических партий. В одних странах средства направляют в зависимости от количества голосов, полученных партией на национальных (парламентских и президентских) или муниципальных выборах, в других – распределяют в равных долях на все зарегистрированные политические партии. В некоторых государствах сочетают два этих способа.

Четвёртый метод – финансирование в зависимости от числа голосов и числа мест в парламенте. В этом случае часть денег выделяется в соответствии с количеством полученных голосов, а часть идёт на финансирование политических партий, которые прошли в парламент.

Впервые государство взяло на себя обязательство по финансированию политических партий в Уругвае в 1928 году. В Великобритании, где основы современной избирательной системы были заложены Биллем о правах в 1689 году, статус британских политических партий был закреплён в законодательстве только в 1990 году. Зарегистрированная политическая партия в Англии может получать пожертвования свыше 200 фунтов стерлингов только от «допустимых финансирующих субъектов». Государство партии не финансирует.

Французское законодательство предусматривает разделение государственного финансирования политических партий на две части – в зависимости от полученного числа голосов в первом туре выборов в Национальное собрание и в зависимости от числа мест в парламенте. За каждый полученный партиями голос им ежегодно начисляется 1,63 евро.

Во Франции действует ограничение по доходам политических партий, полученных за счёт взносов от юридических лиц  – они должны составлять не более 10 процентов от общего объёма предельных расходов партии на выборах. Интересно, что во Франции в 2000 году вступил в действие закон о штрафах для партий, не соблюдающих принцип паритета мужчин и женщин при выдвижении кандидатов на выборы. Женщин выдвигается гораздо меньше, чем мужчин, так что большинство французских партий недополучают государственное финансирование. 

Правовое регулирование государственного финансирования политических партий в середине 90-х годов было закреплено в 45 странах Африки, а также в 17 бывших социалистических странах, в том числе в Латвии, Литве, Польше, Сербии. В большинстве этих стран партии получают субсидии от государства.

Эти субсидии распределяются  пропорционально количеству мандатов, полученных партиями на парламентских выборах. Установлены и другие источники финансирования – членские взносы, отказы по завещаниям, пожертвования, доходы от собственной деятельности. При этом предусмотрены ограничения в использовании этих источников финансирования. Например, в Бенине и Конго частные средства не могут превышать 20 процентов от партийного бюджета.

Просмотров 3681

29.11.2016 17:30