Все о пенсиях в России

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

два дня назадВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

17.04.2024Спасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Анастасия Муталенко: губернаторы избавляются от БМВ

ОНФ бросает вызов организованным хищениям при госзакупках

25.11.2016 15:02

Автор: Юрий Урсов

Анастасия Муталенко: губернаторы избавляются от БМВ
  © Владимир Афанасьев/ПГ

Общероссийский народный фронт провёл «Форум действий», на котором одним из главных достижений был назван проект «За честные закупки». Куратор проекта Анастасия Муталенко рассказывает, как действует механизм контроля за эффективностью госрасходов, какие у «фронтовиков» есть вопросы к экс-министру Улюкаеву и в чём она не согласна с Алексеем Кудриным.

-Анастасия Александровна, миллиарды рублей сохранил госказне ваш проект «За честные закупки». Как это удалось сделать?

-В основе нашей работы – бескорыстная деятельность 11 тысяч активистов в регионах. Всё достаточно просто: если ты неравнодушный человек и видишь, к примеру, что строительство, скажем, турбазы – ширма для хищений, то тебе прямой путь к нам. Мы, получая соответствующую информацию, подключаем экспертов и формируем инициативу – комплекс документов по вероятным хищениям или другим злоупотреблениям, который направляем и власти, и правоохранительным органам. Среди свежих результатов: к примеру, удалось предотвратить покупки предметов роскоши и услуг на 20 миллиардов рублей. Это шикарные корпоративы, люксовые иномарки для местных органов власти и тому подобное. Кстати, по нашим инициативам принято решение ограничить полутора миллионами рублей стоимость персональных авто для региональных руководителей, и два с половиной – для федеральных чиновников. Лексусов и БМВ теперь в гаражах администраций не должно быть. 

В ОНФ назвали сферы с наибольшими злоупотреблениями при госзакупках

-Но ОНФ – общественная организация, возможностей повлиять на сомнительные решения по бюджетным тратам не так много…

-Да, это так. Однако наш лидер – Президент России, и это многое меняет, на наши рекомендации чиновники реагируют довольно действенно, ведь информация о нарушениях и злоупотреблениях может дойти до Президента, а он объявит, так сказать, шах тому или иному руководителю, а то и мат. Конечно, сообщаем мы и в правоохранительные органы, но там очень часто такие дела и расследования вязнут, особенно в регионах.

-Может быть, причина в том, что в законодательстве нет юридических новелл, предусматривающих, скажем, ответственность за срыв плановых показателей и неэффективное расходование средств бюджета?

-Есть такая проблема: юридически можно наказать только за нецелевое использование средств, а за то, к примеру, что в землю зарыты миллиарды бюджетных рублей, наказать трудно или невозможно. Улюкаеву вменяют взятку в 2 миллиона долларов, а за то, что в бытность его министром были приняты непродуманные инвестиционные решения, которые привели к потерям для бюджета сотен миллионов долларов, никто ответственности не несёт. А за такими действиями, как показывает опыт, очень часто стоят организованные масштабные хищения. Борьба с коррупцией должна быть системной, как и сама коррупция, гражданскую позицию и действия наших активистов хорошо бы подкреплять законодательно.

-Но ведь есть и вполне конкретные статьи уголовного кодекса, наказывающие за халатность, превышение полномочий, коммерческий подкуп…

-Да есть. Но наша практика показывает, что правоохранительные органы не всегда горят особым желанием применять эти статьи, вероятно, в силу того, что они допускают двойные толкования в наших случаях: можно вменить уголовное нарушение, а можно – и арбитражно-гражданское. Приведу пример: в республике Алтай получили миллиард казённых рублей в рамках развития туристического кластера Особой экономической зоны. Планировали вырыть и обустроить искусственное озеро, а вокруг него разбить парк развлечений, нашли и частного инвестора на три миллиарда рублей. Итог – пятьюстами миллионов бюджетных рублей генподрядчик, рискну предположить, «отблагодарил» лоббистов, которые помогли получить подряд, а на оставшиеся полмиллиарда соорудил некий полуфабрикат, денег на полноценное, в соответствии с технологией, строительство не хватило. Кое-как изобразили видимость завершённого объекта.

Торжественное открытие, заполняют озеро водой в присутствии руководителей и на их глазах эта вода уходит в почву, денег на специальную гидроизолирующую плёнку не хватило!

Понятно, что частный инвестор тут же убежал, отказавшись от своих планов. Так и стоит этот полуфабрикат как монумент непрофессионализма и коррупции. Местная прокуратура, куда мы обратились с соответствующим запросом и документами, возбуждать уголовное дело отказалась. Мотив любопытный – это не наша компетенция, деньги-то выделены из федерального бюджета, пусть Москва и разбирается. И подобных историй с туристическими кластерами достаточно: в Благовещенске построили набережную, которая ведёт в никуда, в Бурятии тоже устроили набережную, попутно решив за счёт федеральных денег местные проблемы с водозабором и так далее… Региональные власти выбивают ресурсы, для видимости сооружают туристические объекты, расходуют деньги на свои, может быть, и вполне оправданные и необходимые цели. И остановить такое финансирование очень трудно, слишком много заинтересованных людей в Москве и на местах. Только вмешательство президента Путина, к примеру, позволило на три года заморозить финансирование Особых экономических зон, передав финансовую заботу об объектах, уже сооружённых за счёт федерального бюджета, региональным властям.

- Вероятно, кто-то упрекнёт меня за такую аналогию, но скажу, что в истории нашей страны был набор статей "за вредительство», он весьма точно описывал состав таких преступлений, в том числе и описанных вами…

-Да, есть тема, чтобы обсудить и в Федеральном Собрании, и нашими уважаемыми академиками-правоведами. И не ограничиваться регионами, но и проанализировать действия многих госкомпаний. Почему, например, при существенных провалах в финансово-хозяйственной деятельности в Газпроме ощутимо повышают выплаты членам правления, до фантастических сумм – миллиард и более рублей в год на одного такого члена? Мы не можем напрямую работать с госкомпаниями, хотя пытаемся разобраться в их деятельности через Правительство и депутатов, сотрудничающих с ОНФ. И конечно, учитываем наши возможности информировать президента напрямую. Приведу ещё один пример: не секрет, что строительство – очень коррупционноёмкая отрасль. Воруют там, например, так: в траншею закапывают дешёвую трубу, а в отчётах пишут, что использовали дорогую. Сегодня есть прекрасный способ проверить, что там положили на самом деле: сфотографируйте все этапы работ и приложите к финансовым документам. Мы предложили сделать это обязательной нормой, но получили отказ. Вернее, не отказ, а формулировку в соответствующем законе сделать такой порядок необязательным, а рекомендательным. Понятно, что к таким рекомендациям прислушиваться не будут.

- Да, строительную «мафию» даже комиссару Катаньи не удалось победить…

- Потому что он действовал в одиночку. Был бы нашим активистом – победил бы непременно.

- Незадолго до вашего «Форума действий» проходили заседания другого Форума, Общероссийского гражданского, во главе с Алексеем Кудриным, известным нашим экономистом. Цели там тоже были декларированы социальные: необходимость вкладываться в «человеческий капитал», заниматься экологией и так далее. Но были и апокалиптические выводы: страна переживает глубочайший системный кризис, Правительство не способно управлять экономикой…

- Кое в чём можно согласиться, времена непростые. Но можно лежать на диване и воевать через Интернет по принципу всё плохо и «пора валить», а можно пытаться что-то сделать, переломить ситуацию. У нас в ОНФ предпочитают действовать, никто за нас ничего делать не будет. Результаты есть, 227 миллиардов рублей только по проекту, который я курирую, сохранены для бюджета, а можно сделать и больше, обеспечить эффективное расходование триллионов рублей, коль скоро госуправленцы не в состоянии свести до минимума коррупцию, привести в адекватное состояние любителей пошиковать за государственный счёт, проверить, насколько эффективны рекомендации по преодолению экономического кризиса многочисленных научно-исследовательских университетов и центров, получающих обильное финансирование из бюджета и так далее. Но без широкой, всенародной, извините за пафос, поддержки, этого не удастся сделать.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 11640