Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Историки СНГ еще не решили, были ли их страны колонией России

Академик Александр Чубарьян считает, что история продолжает использоваться как идеологическая наука, применяющаяся в политической практике

14.10.2016 14:17

Автор: Людмила Глазкова

Историки СНГ еще не решили, были ли их страны колонией России
Н. Каразин «Вступление русских войск в Самарканд»

Сложные вопросы межнациональных отношений ХХ века обсуждаются на работающей в Москве Международной школе молодых учёных-историков, организованной Институтом всеобщей истории (ИВИ) РАН и Минобрнауки РФ.

Что же всё-таки происходило 100 лет назад?

Форум собрал посланцев Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана. Руководитель школы, замдиректора ИВИ РАН, доктор исторических наук Виктор Ищенко рассказал, что проблематика лекций и дискуссионных «круглых столов» увязана с общей историей народов, входивших в состав СССР и Российской империи.

В Казахстане, Киргизии и Узбекистане в этом году отмечается 100-летие восстания в Туркестанском крае, причинами которого стали экономические и социальные проблемы. Непосредственным же поводом послужил указ Николая II от 1916 года о принудительном привлечении на тыловые работы в прифронтовых районах империи туземного инородческого населения в возрасте 19–43 лет, прежде освобождённого от воинской повинности. Мобилизации подлежало более полумиллиона человек.

Лекция на эту тему вызвала живой интерес аудитории и впоследствии вылилась в спор о так называемой «исторической политике» с различными интерпретациями самого факта нахождения среднеазиатских территорий в составе Российской империи. Главный полемический вопрос: считать колониальным или нет период их пребывания в составе царской, а затем советской России? «Думаю, после обсуждения у многих её участников сформировалось более историчное и объективное отношение к этим событиям и явлениям», – отметил руководитель школы. 

В число рассматриваемых сложных проблем включены также темы региональных особенностей нацстроительства на окраинах России во время и после завершения Первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 года, социально-экономических и этнических процессов на постсоветском пространстве.

Есть у революции начало, есть у революции конец

Очень много вопросов слушатели адресовали одному из авторов оригинальной концепции «истории Великой Российской революции 1917 года», профессору ИВИ РАН Александру Шубину, согласно которой она – вопреки известной песне – обрела начало и конец: с февраля 1917 по 1922 год. Процесс имел своим истоком февраль, октябрьский переворот, общественный раскол в виде Гражданской войны и перемирие.

Разделяет мысль о цикличности процесса революции и научный руководитель ИВИ РАН, академик Александр Чубарьян (который, кстати, 14 октября отмечает своё 85-летие). Выдающийся российский историк выступил перед интернациональной молодёжной аудиторией с приветственным словом. А позже рассказал обозревателю «Парламентской газеты» о новых вызовах, которые сегодня стоят перед исторической наукой.

– Они, во-первых, обусловлены принципиальными изменениями в подходе к всемирно-историческому знанию, – отметил Александр Чубарьян. – Накоплен громадный массив исторических фактов, который требуется осмыслить. Появляются междисциплинарные науки и новые интегральные самостоятельные дисциплины, что побуждает историков серьёзно переосмыслять методологические подходы.

Во-вторых, история продолжает использоваться как наука идеологическая, находящая применение в политической практике.



В-третьих, наступление информационной эпохи и появление, в частности, Интернета кардинально изменило систему образования, в том числе исторического, для всех ступеней школы и в нашей стране, и во всём мире. Новые источники информации и компьютеризация подходов вытесняют привычные старые формы обучения с помощью книг.

Задача историков – вернуть обществу понимание общих ценностей

Также академик РАН обратил внимание на то, что сегодня интенсифицируется понимание исторического процесса и роли самого историка в нём. Ведь исторические факты на пути к широкой публике проходят через разум, интересы, страсти самого учёного. Отсюда возрастание значения когнитивных наук, объединяющих теорию познания, психологию, нейрофизиологию, когнитивную лингвистику и теорию искусственного интеллекта.

Россия стремится не отстать от мирового тренда. В ней начали создаваться центры, проводящие комплексные исследования нейрохирургического порядка. Это позволяет изучать, как механизмы мозговой деятельности определяют репрезентацию и истолкование исторических фактов.

Ещё один вызов – необходимость понимания макро- и микроистории вследствие явного кризиса постмодернистских идей.

– Растёт популярность так называемой транснациональной истории. Она рассматривает историю разных континентов, стран, периодов в органическом единстве истории человечества. Национальные подходы и приоритеты сохраняют свою силу и значение, – подчеркнул Александр Чубарьян. – Они, как и культурная идентичность, даже в эпоху глобализации продолжают оставаться неотъемлемой сущностью каждого государства, народа и этноса.

В мир приходят новые поколения. Теперешнюю молодежь называют «цифровой генерацией». Кто-то называет её бездуховной, сосредоточенной на потребительских ценностях. Я так не считаю. Это просто другое поколение. И тут возникает вопрос: насколько нужны общие ценности? Именно они, на мой взгляд, являются мерилом жизни разных эпох и поколений. Человечество вырабатывает их через искусство, религию, науку... Задача историков – совместными усилиями вернуть в повседневную жизнь знание и понимание общих ценностей. Люди должны осознавать, что есть добро, благо, а что есть зло.

 

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 3041