Три принципа и три составных части черногорского консенсуса

О развитии инициативы Демократического фронта подписать межоппозиционное соглашение с Великой коалицией Ключ и партией «Демократическая Черногория»

В первую очередь, необходимо отметить, что Демфронт, выступив с инициативой подписания межоппозиционного соглашения с коллегами из Великой коалиции Ключ и партией Демократическая Черногория, по сути начал ответственную миссию по объединению политических сил, способных в полной мере осуществлять черногорскую национальную политику.

Призыв Демфронта к формированию черногорского межоппозиционного консенсуса горячо поддержала Демократическая Черногория, лидер которой Алекса Бечич заявил, что «Соглашение «Без ДПС-а» (ныне правящая Демпартия социалистов) мы подпишем как тут же только на нем поставят подпись все парламентские оппозиционные политические субъекты».

7 октября, поздно вечером, средства массовой информации распространили заявление лидера Великой коалиции Ключ Миодрага Лекича, где он сообщает, что «для его коалиции приемлемо предложение Демократического фронта о совместном формировании власти без ДПС-а».

Великая коалиция Ключ, в полном соответствии с ее названием сыграла роль политического ключа в общенациональном черногорском консензусе. И уже 9 октября один из лидеров Демфронта Небойша Медоевич сообщает, что лидеры коалиции Ключ направили им и остальным оппозиционным субъектам свое предложение. При этом «в тексте документа, полученного от коалиции Ключ, приняты первые три наших главных принципа вокруг которых оппозиция и объединилась. Этими принципами являются: невхождение Джукановича и ДПС-а в правительство, по вопросу о членстве в НАТО предусмотрен референдум и отсутствие для кого бы то ни было иммунитета от уголовно-правовой ответственности»,- подчеркнул г-н Медоевич. По его мнению, также «важно, что оппозиция объединилась вокруг этих трех принципов».

Таким образом, в самый разгар предвыборной кампании, впервые истории Черногории формируется крупнейшее политическое объединение, способное взять на себя ответственность за будущее страны. Лидеры Демфронта, Ключа и Демократов наглядно демонстрируют своим избирателям, что их предвыборные обещания подтверждаются действиями и имеют все основания для дальнейшей реализации. Положительная динамика развития этого объединительного процесса даст всем его участникам дополнительный рост поддержки избирателей за счет «колеблющегося» электората конкурентов и выхода на избирательные участки скептически настроенных граждан, ранее не участвовавших в выборах. Делать прогнозы пока рано, но утверждение, что формирующееся общенациональное объединение будет лидером избирательной кампании, а может быть даже по числу голосов приблизится порогу парламентского большинства уже сейчас не лишено оснований.

О прозвучавших в ходе избирательной кампании различных утверждениях о вмешательстве России в избирательные процессы в Черногории и других странах региона

Буду исходить из личного опыта. Занимаясь в рамках гражданского общества развитием межпартийных и межпарламентских связей мне посчастливилось познакомиться со многими черногорскими общественными деятелями и политиками как правящими, так и оппозиционными. Скажу искренне, что глубокое впечатление произвело на меня общение с черногорскими партнерами, и все они, несомненно, представляют собой яркие и сильные личности. Но их объединяет и то, что они являются носителями и продолжателями богатых политических, общественных, культурных и духовных традиций, уходящих в глубину веков.

К сожалению, многие европейские и заокеанские представители, продвигая в Черногории различные системы ценностей, не понимают или не хотят понять, что Черногория обладает собственной устойчивой системой ценностей, которая восприимчива к положительному мировому опыту, но при этом способна противостоять внутреннему и внешнему деструктивному воздействию. Владея таким уникальным историческим капиталом, черногорцы, имея тесные связи с Россией, со странами региона, Европы и США, в любых обстоятельствах будут стремится принимать независимые решения, отвечающие их собственным национальным интересам. В России мы это хорошо понимаем, уважаем и поддерживаем такой подход,  ибо сами обладаем идентичной системой ценностей и придерживаемся подобных же принципов. Для нас не только неприемлемо, но и контрпродуктивно вмешиваться в черногорские внутренние дела. Но мы поддерживаем стремление черногорских ответственных политических сил демократическим путем проводить независимую политику, отвечающую интересам собственных граждан.

А что касается отчаянных криков про «кремлевских империалистов» и «великосербских националистов», то всем давно уже известно, что что они возникают в том случае, когда за счет мнимого внешнего врага пытаются оправдать собственную несостоятельность и решать отдельные вопросы.

Какие перспективы открывает для Черногории формирующийся в стране политический консенсус и что это может привнести в развитие отношений с Россией

Если первый и третий принципы, объединяющие оппозицию, относятся к внутренней политике Черногории, то второй принцип - консенсус по проведению референдума, связанного с членством страны в НАТО имеет как черногорское национальное, так и международное значение. Вопрос о НАТО много лет уже раскалывает Черногорию, создавая напряжение во многих сферах гражданского общества. К сожалению, эта проблема не могла не отразиться негативно и на российско-черногорских отношениях. Как многократно заявлено ранее официальными российскими представителями, мы примем любое решение черногорских граждан, выраженное прямым всенародным голосованием и лишенное всяческих интерпретаций.

При этом, исходя из растущей общественной поддержки военному нейтралитету Черногории, убежден, что именно этот путь обеспечит стране:

  1. подлинную безопасность и стабильность,
  2. станет основой экономического процветания и благосостояния черногорских граждан,
  3. будет прочным фундаментом государственности многонациональной и многоконфессиональной Черногории на долгую будущую перспективу.

Что же касается критических и скептических точек зрения на эти подходы, предлагаю всем вместе - сторонникам, критикам и скептикам - обратиться к богатому историческому опыту Швейцарии, Австрии и ряда других процветающих европейских стран с традиционным военным нейтралитетом. Отмечу также, всем известные исторические факты, что Российская Империя и, соответственно, Советский Союз приняли самое непосредственное и активное участие в формировании политики военного нейтралитета этих государств.



Ещё материалы: Виктор Колбановский

Просмотров 2472

10.10.2016

Популярно в соцсетях