Нарушения на выборах войдут в учебник обществознания

Написать новый учебник по этой дисциплине предложили на «круглом столе» в Госдуме

Изучать правовые нормы нужно с первого класса средней школы, — убеждены юристы. Более 90 процентов россиян не разбираются в законодательстве. Часто в средней школе право преподают люди, не имеющие юридического образования — учителя истории, литературы и русского. Эксперты считают —  чтобы воспитать юридически грамотную молодёжь, надо поменять образовательные стандарты. Концепцию нового учебника по обществознанию обсудили учёные и депутаты.

Трудно ориентироваться в жизни, не зная права

Вступая во взрослую жизнь, молодёжь должна знать основы политического устройства государства и правовые нормы, сказал председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Особый вопрос — роль и место Конституции и права. «Основы права, базовые принципы, нормы и гарантии Конституции важны для каждого, а значит, служат опорой для курса обществознания в школе», — считает спикер Госдумы. По его словам, правосознание и гражданственность формируются с детства. А вступая в совершеннолетие и получая право избирать, молодёжь должна знать, как устроена государственная власть, политическая система, и опираться в этом на знания о правовом государстве и гражданском обществе, полученные в школе.

«Трудно сделать осознанный выбор, заполняя бюллетень для голосования, без чёткого представления о том, что такое избирательный процесс, политические партии, разделение властей, о том, что такое законы и как они принимаются», — сказал Сергей Нарышкин.

Концепция преподавания обществознания разрабатывается в течение нескольких месяцев, и у председателя Комитета Госдумы по образованию Вячеслава Никонова уже есть замечания. Он удивлён, почему правомерное поведение изучается уже после того, как пройдены главы о нарушениях права.

«Основное замечание в том, что мы пытаемся выстроить обществознание на основе изучения Конституции, а жизнь более насыщенна», — сказал Никонов.

Сергей Нарышкин согласился, что общественное поведение гражданина определяется не только правом, но и ценностями морали, нравственности, традициями. «Само право — это концентрированное отражение моральных и нравственных ценностей», — сказал он и предложил вспомнить фразу «Вор должен сидеть в тюрьме», которая нашла отражение в Уголовном кодексе. Традиции, по словам спикера, тоже отражаются в праве. Шестой созыв Госдумы принял ряд норм, которые касаются однополых браков, и в этих нормах «отразились наши национальные традиции, христианские, мусульманские».

«Роль права высока и в поведении, и в жизни общества, и этот раздел будет существенной частью в учебнике обществознания», — сказал Сергей Нарышкин. Спикер Госдумы уверен, что образование должно знакомить школьников не только с идеалами демократического правового государства, но и рассказывать о неправомерном поведении.

«Сейчас идёт избирательная кампания, в целом спокойно и цивилизованно, но при этом есть примеры недостойного неправового поведения со стороны ряда кандидатов, которые допускают ложь и надуманный компромат, — рассуждал Нарышкин. — Как мне кажется, школьный курс обществознания должен рассказывать и о недопустимости неправового поведения и недобросовестной политической конкуренции».

Учебник превратили в «винегрет»

По словам сопредседателя Ассоциации юристов России, президента Российского книжного союза Сергея Степашина, очень важно изучать право в средней школе: правовое воспитание даёт уважение к закону. «Человек должен войти в большую жизнь, понимая, что он живёт в правовой среде», — считает Степашин. Проректор МГУ им. Ломоносова, председатель контрольно-ревизионной комиссии Ассоциации юристов Сергей Шахрай подчеркнул, что преподавание права сейчас находится в тупике. Одна из основных проблем — неприемлемо низкое качество всех учебников по обществознанию и праву. Решение проблемы Шахрай видит в укреплении авторского состава учебников.

Сейчас есть монополия — четыре авторских коллектива пишут учебники для  5-9-х классов и три авторских коллектива — для 10-11-х классов. Среди этих педагогов и учёных нет представителей профессионального юридического сообщества. «В итоге учебник представляет собой винегрет из норм права, зачастую устаревших», — сказал Сергей Шахрай. Он предложил внести изменения в государственный образовательный стандарт в части обществознания и права и повысить квалификацию учителей. 30 процентов преподавателей этого предмета — историки, а остальные — преподаватели русского, литературы и других дисциплин. «Они не имеют базового юридического образования, так что сами не до конца понимают, что преподают», — рассуждал Сергей Шахрай.

Право заслуживает отдельного изучения

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Александров уверен, что гражданское воспитание детей — самый главный вопрос в развитии общества и государства. В стране уже сложилось демократическое правовое государство, но с правовой грамотностью и уважением к праву есть проблемы. Он уверен, что в школе должен быть предмет «Правоведение», который преподавали бы юристы. Возможно, в юридических вузах нужно готовить преподавателей правоведения. Вообще, правовым воспитанием нужно заниматься ещё до школы, изучая русские народные сказки, обсуждая с детьми, что хорошо и что плохо.

«Почему царь Салтан так неправильно себя повёл, когда узнал,  как ткачиха с поварихой поступили с его женой и сыном, наследником престола? Почему он с ними пирует и не реагирует на очевидные нарушения закона в своём царстве? Это всё нужно объяснять детям», — сказал Алексей Александров.

Учителя права и обществознания поддерживают идею, чтобы право стало отдельным предметом. Об этом сказал Виктор Блажеев, сопредседатель Ассоциации юристов России, ректор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафьина. «Если изучать право в рамках обществознания, получится именно винегрет, о котором уже говорилось», — сказал Блажеев. Сейчас подготовка абитуриентов юридических вузов выглядит так: начальная школа, где есть предмет «Окружающий мир», затем основной курс обществознания с 5 по 9 класс, в 10-11-м классах предмету уделяется уже меньше внимания. «В итоге у абитуриентов отсутствуют системные знания права, — сделал вывод Виктор Блажеев. — Может, в рамках тех часов, которые уже выделены на обществознание, провести полноценный курс по праву?» Он уверен, что надо учить детей не просто «бумажному» праву, а давать реальные ситуации, с которыми они могут столкнуться в жизни. Школьнику, который не собирается стать юристом, не обязательно разбираться в отраслях права. Но он, например, должен знать свои обязательства по кредитному договору.

Право надо изучать в рамках курса обществознания, считают многие эксперты. Когда концепция преподавания этого предмета будет до конца проработана с участием Ассоциации юристов России, её вынесут на широкое общественное обсуждение. Затем будут разработаны новые стандарты преподавания обществознания или внесены изменения в действующие. Только после этого будут написаны новые учебники.


Просмотров 1023

14.09.2016

Популярно в соцсетях