Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

КПРФ: нефтяники, отдайте чуть-чуть денег народу!

В Госдуму внесён проект о праве россиян на доходы от недр

14.09.2016 17:46

В Государственную Думу накануне её обновления после близких выборов  группа депутатов от КПРФ внесла законопроект, согласно которому граждане России могут получить право на часть доходов федерального бюджета от добычи полезных ископаемых. При этом в первый год на эти цели будет направлено двадцать процентов доходов от добычи полезных ископаемых на территории страны, а каждый последующий год сумма будет увеличиваться на два процента.

Инициатива заметная, и, отвлекшись от её явно предвыборной окраски, попробуем проанализировать, насколько она эффективна и для каждого законопослушного гражданина персонально, и для экономики в целом.

12,9 тысячи рублей в год, но не для всех

Оговоримся сразу: согласно законопроекту не каждый гражданин России получит гипотетическое право на часть сырьевых доходов. Только те, кто имеет трудовой стаж не менее девяти месяцев в году, а также официально зарегистрированные в службе занятости безработные, не получавшие пособия, и  пенсионеры, имеющие не менее пяти лет трудового стажа.

На что они могут рассчитывать? Опустим массу статистических выкладок, которыми авторы законопроекта совершенно логично обосновывают свои предложения. И получим результат: если законопроект будет принят, то каждый гражданин, подходящий под вышеуказанные критерии, в 2017 году  сможет получить 12, 9 тысячи рублей от плановых доходов (не путать со сверхприбылью!) федерального бюджета от добычи полезных ископаемых. В следующем 2018 году, соответственно, на два процента больше, или примерно 13,1 тысячи рублей. А в абсолютном выражении на эти выплаты уйдёт, соответственно, 1 триллион 364 тысячи рублей  и 1 триллион 601 тысяча рублей. Выплаты намечено проводить через Сбербанк, который, кстати, поимеет немалый профит от этих операций.

Хорошо, но плохо

Попробуем разобрать, какие плюсы и минусы может принести принятие законопроекта. Что хорошо?

Гарантированные выплаты пусть и не в жизненно важных размерах, безусловно, будут стимулировать россиян выходить из тени и законно фиксировать свой трудовой стаж. Напомним в связи с этим  недавнюю дискуссию в Совете Федерации по поводу того, что 40 миллиардов рублей, которые платят регионы в Фонд обязательного медицинского страхования, приходятся в основном на бесплатное медицинское обслуживание как раз формально безработных  людей, занятых в теневом секторе экономики. Если они перейдут в разряд работающих, то и эти выплаты сократятся,  поступят немалые дополнительные налоговые платежи по другим статьям. Другое дело, насколько для этой категории будет чувствительной прибавка в тысячу рублей в месяц и захотят ли они легализоваться.  А  пенсионерам с трудовым стажем более пяти лет, разумеется, эта тысяча будет весьма кстати.

Но в целом, помимо экономического, несомненно, будет и социальный эффект. И довольно ощутимый, что позволит разрядить напряжённость во многих рецессивных регионах.

Что ещё? Увеличится платёжеспособный спрос, заметно съёжившийся в последние полгода: люди сократили затраты на покупки на 10-15 процентов. Соответственно, ослаб инвестиционный фактор, ведь потребительский спрос всегда стимулировал развитие экономики через производство продуктов и товаров. Примерно полтора триллиона рублей — сумма весьма приличная, грамотное использование которой через рыночные механизмы вполне может простимулировать малый и средний бизнес, а также крупные корпорации, ориентированные на производство потребительских товаров и услуг. При этом не стоит опасаться всплеска инфляции, ведь  предполагаемые от щедрот нефтяников выплаты пойдут либо на развитие мощностей по выпуску «антиинфляционных» потребительских товаров или услуг, либо на пополнение оборотных средств предприятий в условиях нашей недостаточно монетизированной экономики, когда физически не хватает наличной и безналичной массы, чтобы обслуживать даже текущие платежи, не говоря о вложениях в развитие.  Следовательно, появится дополнительный источник инвестиций, причём стопроцентно рыночный, независящий от процентных ставок коммерческих банков. 

На этом плюсы заканчиваются. А что в минусе?  В минусе самое главное — нереальность затеи КПРФ в нынешней конкретной ситуации. Почему? Первое и самое главное — изъятие из бюджета полутора триллионов рублей. С каких статей расходов снять эти деньги? С оборонки? С  здравоохранения и культуры? С  социальных выплат? Если даже полностью отказаться от финансирования той части федеральных адресных инвестиционных программ, где омертвлены десятки миллиардов рублей, требуемой суммы не найдётся. А если всё же и найдётся, то за счёт сокращения рабочих мест, секвестра социальных расходов и прочее, что, зная квалификацию управленцев-плановиков, для работающего гражданина обойдётся дороже, чем упомянутая  тысячерублёвая ежемесячная компенсация.

К тому же ведомственно-отраслевая система планирования доходов и расходов федерального бюджета устроена таким образом, что в течение такого короткого времени она не способна будет переформатировать текущий и перспективный план исполнения бюджетных обязательств, ибо это приведёт к хаосу  во всей финансовой системе.

Конечно, в экономике имеется масса возможностей найти бездарно растрачиваемые деньги, о чём, кстати, регулярно упоминают те же коммунисты. И возможностей реальных, например, избавившись от 15 процентов неэффективных бюджетных расходов (данные Счётной палаты РФ). Тогда появятся ресурсы и на укрепление социальных статей бюджета, и на создание новых эффективных производств. Вот это направление, на мой взгляд, гораздо перспективнее, а главное — реальнее, чем формулировать скороспелые проекты «маленького счастья» для всех.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 2137