Минфин проследит за партийными деньгами

Система контроля за расходами партий, которые получают субсидии из федерального бюджета, может измениться

Минфин проследит за партийными деньгами

Фото: Сергей Коньков, ТАСС

Пока расходы партий контролирует Центризбирком. В конце квартала и в конце года партии отчитываются перед ЦИК. Но в Правительстве считают, что этого контроля недостаточно. Кабмин предлагает наделить Министерство финансов правом проверять соблюдение условий и целей предоставления политическим партиям субсидий из федерального бюджета. Проект постановления, размещённый на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, проходит общественное обсуждение.

На каждого избирателя — по 110 рублей

На 98 процентов политические партии  финансируются из федерального бюджета. Кому сколько дадут денег, определяется по итогам участия в выборах. Партии могут претендовать на бюджетные деньги в случае, если федеральный список кандидатов на выборах получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. Ещё два года назад минимальный общий объём средств бюджета на субсидии партиям был равен 50 рублям, умножённым на число голосов избирателей, проголосовавших за партию. С 2015 года сумма увеличена до 110 рублей. Финансовую господдержку, помимо представленных в Думе «Единой России», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России», получает и «Яблоко», набравшее на выборах 2011 года 3,4 процентов голосов. В 2015 году финансирование «Единой России» составило 5 миллиардов 188 миллионов рублей, из них 3,6 миллиарда — средства федерального бюджета. КПРФ получили 1 миллиард 550 миллионов, из них 1,4 миллиарда бюджетных средств. Годовой бюджет ЛДПР составил 1 миллиард 130 миллионов, из них 843 миллиона рублей — из федерального бюджета. «Справедливая Россия» на год получила 1 миллиард 107 миллионов, из них — 956,5 миллионов федеральных средств. «Яблоко» оказалось самой скромной партией из финансируемых государством — её бюджет 250 миллионов рублей, из них 248 миллионов государственных денег.

Одновременно с увеличением минимальной суммы господдержки в 2015 году ужесточилась ответственность за нарушения в области финансировании. В частности, российским партиям запретили принимать пожертвования от некоммерческих организаций, внесенных Минюстом в реестр «выполняющих функции иностранных агентов», и заключать сделки с ними. Увеличился объём информации о денежных поступлениях, которую партии должны предоставлять в ЦИК. Новая редакция закона «О политических партиях» обязывает ихотчитываться перед ЦИК не только о пожертвованиях и членских взносах, но и о заключенных сделках. Сделки запрещено заключать с иностранцами, иностранными фирмами и другими государствами, лицами без гражданства, международными организациями и общественными движениями, российскими юрлицами, доля иностранного участия в уставном капитале которых превышает 30 процентов. Если ЦИК обнаружит нарушения, пожертвование признаётся неправомерным, и партии предлагают вернуть деньги или передать их в доход бюджета.

За государственные деньги нужно отчитаться

Партия и её региональные отделения ведут бухгалтерскую и налоговую отчетность так же, как и другие юридические лица. Сведения о поступлении и расходовании средств должны быть предоставлены в ЦИК не позднее, чем через 30 дней со дня окончания квартала. Ежегодно не позже 1 апреля партия предоставляет в ЦИК сводный финансовый отчёт за год. Эти документы содержат информацию об источниках и размерах пожертвований и о расходовании средств. Если совокупный размер вступительного и членских взносов от одного партийца превышает размер установеленной законом суммы пожертвований от одного физического лица, информация об этом гражданине и о сумме, которую он дал на развитие партии, должны быть предоставлены в ЦИК. Сведения о поступлении и расходовании средств также содержат информацию о заключённых партией кредитных договорах и договорах займа.

Кстати, в КоАП есть статьи, вводящие штрафы для партий, нарушивших порядок и сроки предоставления финансовых отчётов. Если партия опоздала со сводным финансовым отчётом впервые, она заплатит до 100 тысяч рублей, а если повторно, — то до 500 тысяч рублей. Штрафы за непредоставление квартального отчёта — 100 тысяч и 300 тысяч рублей соответственно. В КОАП есть и статья о нарушении требований об обязательном аудите — за это партии придётся заплатить штраф от 300 тысяч до 1 миллиона рублей. За незаконное использование средств при финансировании избирательной кампании грозит штраф для должностных лиц от 30 до 40 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 300 тысяч до 1 миллиона рублей.

Финансовую прозрачность деятельности партий регулирует обновленный закон «Об основных гарантиях избирательных прав». В соответствии с ним, при проведении региональных и местных выборов и референдумов обязательному размещению на сайтах региональных избиркомов подлежат сведения о финансовых операциях по расходованию средств из избирательного фонда на сумму свыше 50 тысяч рублей.

Дополнительная проверка не помешает

Проверка сведений о поступлении и расходовании средств осуществляется ЦИК России и избирательными комиссиями регионов. Проект постановления правительства, размещённый на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, вносит изменения в постановление от 28 декабря 2015 года о мерах по реализации закона «О федеральном бюджете на 2016 год». Минфину предлагают дать право проверять условия предоставления бюджетных средств на основании информации, размещённой на сайте Центризбиркома. В постановлении говорится, что в 2016 году использование бюджетных ассигнований, за исключением средств резервных фондов, должно быть согласовано с Минфином. Сейчас документ проходит общественное обсуждение и независимую антикоррупционную экспертизу.

Почему решено привлечь к проверкам Министерство финансов? Неужели ЦИК не справляется? Заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, коммунист Вадим Соловьёв сказал, что партии, которые получают государственные дотации, и так отчитываются перед ЦИК. «Соответствующие службы Центризбиркома  высоковалифицированны, там работают профессионалы, — подчеркнул депутат. — Их интересует даже сколько мы тратим денег на туалетную бумагу. Так что не знаю, даст ли ещё что-то проверка Минфина, потому что уже нас очень серьёзно проверяют». Но вместе с тем, для России остаётся актуальной проблема ненадлежащего расходования бюджетных средств. «Министерство финансов хочет знать, правильно ли партии расходуют деньги, которые им выделяет государство, — сказал Соловьёв. — Это тем более интересно в ходе избирательной кампании».

Заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов считает, что ЦИК справляется со своими обязанностями. Он продолжит проверять и контролировать расходы партий. «Но Минфин, вероятно, разработал необходимые инструменты, чтобы полноценно функционировал закон о политических партиях, чтобы не было иностранного финансирования, чтобы деньги, которые партии получали из бюджета, расходовались на уставные цели, — рассуждал депутат. Он считает, что правительство, предлагая проект постановления, руководствовалось необходимостью более тщательного контроля за расходами партий. «ЛДПР не боится никаких контрольно-проверочных мероприятий, у нас всё честно, никаких претензий и замечаний ни к партии, ни к её региональным отделениям нет», — заверил Ярослав Нилов.

Дополнительный контроль для партий в лице Минфина не помешает, уверен заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по развитию общественной дипломатии и поддержки соотечественников за рубежом, политолог Сергей Марков. По его словам, нарушения прежде всего возникают при завышении объёмов финансирования. Кроме того, юридически усложнены все процедуры деятельности партий, например, регистрация кандидатов. «Контроль Минфина — это правильное, хорошее решение. Роль Минфина в данном случае нужно добавить, — сказал Марков. — Но Минюст должен избегать придирок. Нужно чётко отделить нарушения закона от процедурных недочётов».


Просмотров 1692

10.08.2016

Популярно в соцсетях