Вернётся ли в Россию чёрный пиар

Политологи рассуждают, насколько актуален сегодня этот инструмент политической борьбы

Современная предвыборная гонка становятся всё больше похожа на пиар-кампании из «лихих девяностых». Методы работы с аудиторией практически не изменились, зато появились новые каналы и площадки распространения информации и альтернативные варианты её подачи. Теперь электорат предпочитают обрабатывать в доступной и анонимной Сети. Однако политологи из Института глобализации и социальных движений (ИГСО) считают, что современные коммуникации не столько способствуют, сколько мешают масштабному использованию чёрного пиара.

Общество становится более критичным

Термин «чёрный пиар» — российского происхождения. В толерантном зарубежье его можно встретить только в значении пиар-кампаний в поддержку афроамериканцев, хотя сами иностранные политтехнологи не брезгуют его применять и в нашем смысле. Как правило, чёрный пиар — это заказные публикации в СМИ, листовки и другая агитационная информация, порочащая образ жертвы. Интернет обладает огромными возможностями для размещения информации, но, с другой стороны, он также позволяет её проверить. В ИГСО уверены, что общество уже научилось выявлять заказные кампании и не «ведётся» на всё, что увидит. Да и сами политики, жертвы чёрного пиара, уже не испытывают перед ним особого страха, а иногда даже используют себе на пользу. В Сети можно получить оперативный ответ от компрометируемых или даже нарваться на контратаку.

Однако директор ИГСО Борис Кагарлицкий считает, что хотя тенденция по использованию чёрного пиара идёт на спад, его применение не может пройти полностью безвредно.

«Эти методы наносят удар не столько по конкретным политикам, против которых направлены, сколько по доверию электората к самому институту выборов. Они вызывают раздражение, усталость и безразличие избирателей, усиливают гражданскую апатию», — уверен эксперт. Напомним, что 22 июля первый заместитель главы администрации президента, курирующий внутреннюю политику, Вячеслав Володин сформулировал пять декларативных принципов предстоящих выборов в Государственную Думу. Первым из них значится недопустимость распространения «политической коррупции», к которой он отнёс и применение политтехнологами методов чёрного пиара.

Использование компромата не выйдет из моды

С мнением политологов не согласились парламентарии. По мнению члена Комитета Госдумы по вопросам собственности, депутата от ЛДПР Андрея Свинцова, чёрный пиар всегда был и будет эффективен, и те, кто умеет им пользоваться, могут получать от него определённую выгоду. «В ЛДПР мы никогда его не практиковали, на наш взгляд, в политике это недопустимо, но против нас он используется постоянно. В Интернете множество сайтов и блогеров, которые пишут гадости про наших кандидатов. Мы надеемся, что, по крайней мере, поддельные газеты и листовки от нашего лица не будут задействованы на этих выборах, раньше это уже случалось», — рассказал он «Парламентской газете». По мнению депутата, Интернет уже вовсю используется политическими оппонентами и заказчиков выявить сложно, а авторы материалов и блогеры просто получают за это деньги. «Факты о нашей программе, депутатах и кандидатах подтасовываются, искажаются, компилируются старые видео чуть ли не 90-х годов и выдаются за свежие, — отметил Свинцов. — Обычный пользователь может быть не в курсе возможностей современных технологий монтажа, часто ему трудно разобраться и отличить правду от лжи»

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов также считает, что против него лично и против фракции «Справедливая Россия» чёрный пиар используется регулярно. «На сегодняшний день этот инструмент не устарел и будет применяться, другое дело, что ожидаемый от него эффект не всегда достигается», — сказал он. По мнению депутата, люди уже меньше верят всему, что видят и читают, но политтехнологи стремятся отработать свои деньги. Обычно за неделю до выборов появляются газеты или листовки, где пишется всякая чушь. Сейчас пока для этого рано, но в сентябре чёрные пиар-кампании развернутся по полной программе.

Самый последний пример применения компромата — появление в начале июля листовки, очерняющей «Справедливую Россию». Аббревиатура партии в ней расшифровывалась как «Сожрём Россию». Листовка была выпущена тиражом по меньшей мере пять миллионов экземпляров и была распространена в десятке регионов. Глава центрального аппарата партии «Справедливая Россия» Александр Бурков направил жалобы в ЦИК и правоохранительные органы с требованием привлечь изготовителей и заказчиков незаконной листовки к ответственности. Он заявил, что такая массированная атака с применением чёрного пиара говорит о том, что «Справедливая Россия» представляет серьёзную политическую угрозу для своих оппонентов.


Просмотров 1475

03.08.2016

Популярно в соцсетях